Происшествия

Родственники пропавших на «Кольской»: - Нашим близким подписали смертный приговор

Близкие моряков и бурильщиков, работавших на платформе, хотят знать правду

Это нефтегазовый «Курск»!

Воздух на крыльце здания «Арктикморнефтегазразведки» пропах корвалолом и сигаретами. Здесь только что прошла встреча родственников людей, работавших на буровой «Кольская». Журналистов, как собак от колбасной лавки, отгонял охранник. Потому караулили снаружи. Холодно, а еще страшно своими вопросами раны бередить. Минут через 40 от начала собрания вывели под руку женщину. Руки как плети висят, ноги полусогнуты, а с ней рядом две девочки, лет по 12. Они маму успокаивают, а сами головы отворачивают - плачут потихоньку. Женщину девчата отвели к машине «Скорой» помощи, благо их возле здания АМНГР собралось прилично.

- Четыре кардиологические бригады городской «скорой», три машины Центра медицины катастроф. Распоряжение горздрава: если кому плохо, а сюда люди собрались со всей области, готовы в любой момент отвезти в больницу, захотят домой, - повезем, пусть это будет хоть Кандалакша, - рассказывают нам медики. – Только за вчерашний день было несколько вызовов, когда люди о трагедии узнали. Это нефтегазовый «Курск» какой-то!

Капитан буровой хотел увольняться в знак протеста

Неподалеку от входа в здание я заметила группу женщин. Красные глаза, дрожащий голос, в руках носовые платки. Обсуждали, в какую церковь пойти…

- Эта установка ни в коем случае не должна была буксироваться в зимнее время, мой муж во все отделы направлял рапорта. Он даже написал заявление на увольнение, потому что никак не мог их убедить, - рассказала жена капитана СПБУ «Кольская» Александра Козлова Людмила Николаевна. – И все равно их отправили – моего мужа и начальника безопасности мореплавания «АМНГР» Михаила Терсина. Еще и экипаж отправили полностью, этих людей не должно было находиться на установке. А теперь наших мужей обвиняют в том, они во всем виноваты. Саша позвонил мне 15 декабря, сказал, что над ними двухметровые волны, сообщил, что началось обледенение. А потом связь пропала. Помню, перед уходом он мне на пороге сказал: «Буксироваться нельзя. Охотское море очень тяжелое, укрытия нигде нет, если будет шторм, начнется обледенение, и эта махина рухнет». Так и получилось. Я очень боюсь, что его обвинят в этом, а документы – всю его переписку и его заявление они уничтожат. Эта переписка в его компьютере!

После этих слов как плотину прорвало. Женщины начинают сыпать наперебой:

- Людей на гибель посылали, и они знали это, мне самой папа говорил, что они могут перевернуться и погибнуть. Он просто это предчувствовал, - вступила в разговор дочка капитана Анна Зубкова.

- Моего отца заставили руководить этой операцией. Насильно, - подхватывает дочь Михаила Терсина Наталья Дмитриева. – Он говорил, что нельзя этого делать, но его заставили.

- Хочу задать вопрос руководству: зачем нужно было 67 человек оставлять на буровой? Этим людям подписали смертный приговор! – негодует Ольга Александровна, жена Терсина. - Опять сэкономили деньги, в результате получили то, что домой не придут мужья, сыновья. Погодные условие ужасные... Муж кричал, что делать этого нельзя. Уходя в рейс, он мне так сказал: «Ну, если не я, то кто?! Мне 61, дети большие …» Сейчас его нет ни в списках живых, ни мертвых. Двое суток не спим, и еще гадости слышим, что наши мужья виноваты. Да если бы они знали, какие они ответственные... Непонятно еще чем занимались 3 часа после передачи SOS. Рядом были ледокол «Магадан», «Нефтегаз», почему они стояли, когда рядом люди гибли?! Люди пытались откачать сами воду, которая шла в люки. А когда насосы вышли из строя, они уже пошли ко дну.

О катастрофе узнали из ТВ

По словам родственников, о катастрофе они узнали из телевизора. Никто из руководства АМНГР не известил их о случившимся хотя бы по телефону. Да и сегодняшнее собрание прошло «для галочки» - прочитали сводку МЧС. Как только начались вопросы у родственников, собрание закрылось.

- У меня Димка, сын, в ремонтной бригаде… Слесарь, - сам подошел к нам Анатолий Обманкин. - Во вторую только поездку пошел, молодой, 32 года. Димка только учебу прошел, они ремонтировали буровое оборудование. Не знаю, кто и как днище просматривал, не знаю, как они тащили платформу. Кто нам детей вернет? – сквозь слезы спросил мужчина. Все вокруг молчали…

В АМНГР комментировать заявления родных не стали.

- Вы получали заявление от Александра Козлова на увольнение? Как на предприятии отреагировали на рапорт капитана? – обратились мы в АМНГР с вопросами родственников.

- Все вопросы в МЧС. Идет спасательная операция. До их окончания и конца расследования никаких комментариев, - ушел от ответа пресс-секретарь АМНГР Андрей Бобров.

Кстати, сам Андрей Андреевич сообщил на собрании, что его сын должен был быть на утонувшей буровой платформе.

Александр Козлов.

Александр Козлов.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

ПОМОЩЬ ПРИШЛА НЕ СРАЗУ

До момента полного ухода под воду платформа держалась на воде несколько часов. Однако для того, чтобы до места ЧП долетела авиация, понадобилось аж восемь часов!

По словам главного флотского специалиста ОАО «АМНГР» Бориса Лихвана, им ответ был такой: «Восемь часов подготовки и два часа подлетного времени».

Погодные условия были очень сложные — волны до шести метров, зыбь до пяти. Условия видимости — 0,3 мили.

Эвакуация с платформы была организована в нужном порядке. Все люди были переодеты в термокомбинезоны, при них находились документы. На воду были спущены четыре плота на 25 человек. То, что не все люди смогли ими воспользоваться, виновата, по мнению руководителя ОАО «АМНГР», погода.

- С погодой произошел форс-мажор! -Заявил главный инженер Леонид Бордзиловский. - У нас прогноз был только на пять дней, что вы хотите.

На ответ журналистов, что в 21-м веке существуют и спутниковые системы, чтобы рассчитать погоду, Леонид Леонидович ничего не ответил. Якобы все решения принимал капитан, в штабе в Мурманске лишь давали рекомендации (читать далее).

Сын инженера с «Кольской» Сергея Донецкого: «Какими-то правдами-неправдами добываем информацию»

Сергей Донецкий, инженер по охране труда «Кольской», родом из Красноярска. Его семья – жена и двое взрослых сыновей, узнала о крушении буровой платформы из Интернета:

- Мы случайно открыли Интернет, просто посмотреть новости, и увидели вот это, - рассказывает старший сын, Сергей, - с того момента стали звонить в МЧС, по объявленной «горячей линии», но там до сих пор нет никакой внятной информации, и дозвониться практически невозможно. ( далее)

Информационное агентство РИА "Новости" опубликовало реконструкцию крушения буровой платформы "Кольская" в Охотском море:

НЕПРЕДСКАЗУЕМ ЛЮБОЙ ПЕРЕХОД

Инструктаж по безопасности проводится в каждый заезд на буровую

- При буксировке на платформе должен оставаться минимальный экипаж: машинная команда, матросы, капитан, ну и повар, конечно! Непонятно, зачем все 67 человек оставались на борту «Кольской». Это явное нарушение! – негодует бурильщик Алексей, отработавший более 20 лет в «Арктикморнефтегазразведке» (АМНГР). – На что надеялись, непонятно. Любой переход непредсказуем! Тем более в шторм, а у буровой парусность высокая – ноги, вышка…

- А как нужно было поступать в такой ситуации?

- Трехногие платформы, как «Кольская», сами по себе очень устойчивы. Если позволяла глубина, надо было просто опустить ноги и встать на грунт. Я как-то на платформе «Мурманская» при переходе в шторм попал, мы просто отстоялись на опорах (далее).

ВОПРОСЫ СУДОВЛАДЕЛЬЦАМ

«Все решения принимал капитан! Он второй после Бога»

1. Платформа была исправна?

Юрий Мелехов, генеральный директор ОАО «Арктикоморнефтегазразведка» на сегодняшней пресс-конференции в Мурманске:

- СПБУ «Кольская» завершила в этом году капитальный ремонт под надзором двух классификационных обществ - норвежского DNV и российского морского регистра судоходства. Они предъявляют самые высокие требования к безопасности мореплавания буровых установок. Все документы в порядке - и относительно ремонта, и относительно переходов на Дальний Восток, на точку бурения. Проект буксировки одобрен регистром, проведены все необходимые учения и тренировки.

Представитель страховой компании «СОГАЗ» также дал разрешение на буксировку буровой.На момент выхода «Кольской» на ее борту находился страховой сюрвейер «СОГАЗА», международно-признанная компания Nobel Denton. Специалистам в этой области она хорошо известна. Именно сюрвейером был подписан акт, разрешающий буксировку установки с точки на Сахалин. Как вы понимаете, страховщики просто так такие акты не подписывают. То есть платформа была полностью подготовлена к про

ведению этой морской операции.

2. Как эвакуировали людей?

- Как положено! - уверяли в АМНГР. - Всех переодели в термокомбинезоны, на воду спустили четыре плота на 25 человек. В том, что не все смогли ими воспользоваться, виновата погода.

- С погодой произошел форс-мажор! - заявил главный инженер АМНГР Леонид Бордзиловский. - У нас прогноз был только на пять дней, что вы хотите.

На замечание журналистов, что в 21-м веке существуют и спутниковые системы, чтобы рассчитать погоду, Леонид Леонидович ничего не ответил. Якобы все решения принимал капитан, в штабе в Мурманске лишь давали рекомендации.

3. Почему на платформе было так много людей?

- Согласно инструкции по безопасности морских буксировок от 1996 года, на судне может находится минимально необходимая часть экипажа. Но этот минимум определяет капитан. Как говорится, на судне он второй после Бога, - прокомментировал главный флотский специалист Борис Лихван.

Кстати, от появления крена до момента полного ухода под воду платформа держалась на воде несколько часов. Однако для того, чтобы до места ЧП долетела авиация, понадобилось аж восемь часов! По словам главного флотского специалиста Бориса Лихвана, им ответ был такой: «Восемь часов подготовки и два часа подлетного времени». Погодные условия были очень сложные ― волны до шести метров, зыбь до пяти. Условия видимости ― 0,3 мили.

Однако эвакуация людей началась незамедлительно (далее).

Из Охотского моря, где потерпела ЧП платформа «Кольская», достали 11 тел

Их опознание будет производится утром по местному времени.

- Все данные о каких-то 16 телах, которые якобы нашли в море, - фикция, - говорят в ГУ МЧС России по Сахалинской области. - Вся достоверная информация у нас, а не в Интернете! Именно мы поддерживаем связь с кораблями, которые проводят сейчас спасательные ситуации в море (читайте далее).

Родные пропавших без вести на «Кольской» утверждают, что буровая установка не приспособлена для работ зимой.

Родные пропавших без вести на «Кольской» утверждают, что буровая установка не приспособлена для работ зимой.

Фото: РИА Новости

КОММЕНТАРИЙ БУРОВИКА

Профессор кафедры бурения Уфимского нефтяного института Фарит АГЗАМОВ: «Беда случилась, потому что слишком высоко задрали «ноги» платформы?»

- Особенность этой вышки в том, что она стоит на опорах - обычно их три или четыре. Длина опоры - 70 метров. Когда вышка находится в рабочем состоянии, «ноги» упираются в грунт. Во время транспортировки эти «ноги» поднимаются: платформа плывет по воде, а «ноги» подняты кверху. В этой ситуации, видимо, центр тяжести оказался выше, чем положено, и, когда был сильный ветер, вышку перевернуло.

Во-первых, правильнее было бы не буксировать вышку в такую погоду, а во-вторых, опустить «ноги» пониже, чтобы сместить центр тяжести, сделать подобие «грузила».

Вышку крепят тросами к двум транспортирующим суднам, которые в случае чего способны удержать ее на плаву. Похоже, что одно из судов, которое буксировало вышку, было старым, поэтому удержать вышку не получилось.

Обычно на таких платформах все рабочие ходят в спасжилетах, не снимая их.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В МАГАДАНЕ

Дочь пропавшей горничной с «Кольской»: «Я знаю, мама жива!»

- Мама звонила по спутниковому на той неделе, - рассказывает дочь Марии Арбуз Зинаида Шумель. - Четыре месяца назад она устроилась в фирму, предоставляющую услуги горничных и поваров. Сначала работала на руднике «Джульетта». Директор фирмы посмотрел, что мама ответственная, и предложил ей своего рода повышение - работать горничной на «Кольской». Предложение действительно лестное, у нас в Магадане не так много мест, где платят 30 - 40 тысяч рублей! Ее контракт истекал еще 15 декабря, но заболела посудомойщица, и маму уговорили поработать вместо нее. 26 декабря мама должна была вернуться домой...

Сама Зинаида работает медсестрой в реанимационном отделении областной больницы. И верит:

- Мне не раз приходилось видеть смерть, горе людей, но я знаю, моя мама жива, иначе она давно бы пришла ко мне попрощаться.

Как и родственники остальных пропавших с «Кольской» магаданцев, Зина живет на таблетках, не отходит от телевизора и Интернета. И все время звонит на «горячие линии» МЧС.

У жены Юрия Байкова Людмилы Карпенко говорить с нами не было сил, даже дверь не смогла открыть. Нервы на пределе, душат слезы.

- Юра много лет работал в крупных горнодобывающих компаниях, а сейчас решил податься в море, - говорит ее подруга Наташа. - Работа знакомая, только зарплата выше. А это существенно - они ведь с Людой в ипотеке сидят.

Лидия ДЛИННЫХ («КП» - Магадан»)

ВОПРОС ДНЯ

А можно ли победить русский авось?

Дмитрий БЫКОВ, поэт, писатель, публицист:

- Нужно не победить русский авось, а применять его там, где надо. Проблема в том, что у наших людей часто отсутствует храбрость там, где она нужна, зато появляется там, где необходимы прежде всего трезвый расчет, страховка, прогнозируемость... Задача в том, чтобы переместить авось из сферы промышленной в сферу нравственную.

Владимир КОМОЕДОВ, депутат Госдумы, в 1998 - 2002 гг. - командующий Черноморским флотом РФ:

- Согласен с вами - на 200 процентов человеческий фактор. И победить можно! Для этого надо быть профессионалами и иметь чутье. А уж если приняли решение выходить в такой шторм, то максимально обеспечить безопасность...

Костя ЦЗЮ, абсолютный чемпион мира по боксу:

- Можно. Нужно просто реально представлять, в какую цену этот авось тебе обойдется. Когда я подписывал свой первый профессиональный контракт, ряд кабальных условий, на которых второпях не обратил внимания, стоил мне нескольких миллионов долларов...

Юлия ЛАТЫНИНА, публицист:

- Почему русский? Недавно у американцев случился большой мексиканский авось... (В прошлом году в Мексиканском заливе взорвалась и утонула нефтяная платформа Deepwater Horizon компании BP. - Ред.)

Владимир ТЕРЕНТЬЕВ, пилот 1-го класса, специалист по авиационным расследованиям:

- Можно, для этого нужна политическая воля руководителей. Посмотрите: в Росавиации, госструктуре, которая должна руководить гражданской авиацией и обеспечивать безопасность полетов, нет ни одного летчика! Наполеон, сидя на острове Святой Елены, сказал: «Я погиб, когда перестал слушать других...»

Вадим ДРОБИЗ, гендиректор Центра исследований рынков алкоголя:

- Нет, потому что это одна из основ российской психологии. Благодаря этому качеству, кстати, можно иногда даже невозможные вещи совершить. Вплоть до победы в войне 1812 года, например. Так что в половине случаев этот авось нас выручает, в половине - мешает...

Палыч, читатель сайта KP.RU:

- Можно, если добываемая нефть пойдет в основном на благо бедного нашего народа, а не на стремление наших богачей попасть в журнал «Форбс».

Иван, слушатель радио «КП»:

- Авось тут ни при чем. Капитализм и алчность - вот что сгубило.