2018-04-02T14:04:39+03:00

Герой Советского Союза летчик Иван Кашин отпраздновал 75-й день рождения

В 1973 году «ЯК-40», командиром которого был Иван Андреевич, захватили террористы. Освобождали самолет штурмом
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

В понедельник, 2 января, свой 75-й день рождения отметил Герой Советского Союза летчик Иван Андреевич Кашин. В гости к юбиляру с поздравлениями и подарками пришли городские власти, сообщает пресс-служба Брянской городской администрации.

Подарком на день рождения для легендарного летчика стал огромный портрет Ивана Андреевича в парадной форме на фоне голубого неба.

- Не узнал, — отшутился юбиляр и рассказал, что в эти дни он отмечает сразу несколько памятных для него дат: 31 декабря — годовщину свадьбы, затем Новый год, а 2 января — день рождения.

Иван Андреевич Кашин родился 2 января 1937 года. Он летчик, Герой Советского Союза. В 1973 году, почти 39 лет назад, «ЯК-40», командиром которого был Иван Андреевич, захватили террористы. Освобождали самолет штурмом. В результате удалось обойтись без жертв среди пассажиров — во многом благодаря умелым действиям командира экипажа.

Два года назад Иван Андреевич рассказал "Комсомолке" о драматических событиях того дня - 2 ноября 1973 года.

Знаменитому летчику Ивану Кашину 2 января исполнилось 75 лет.

Знаменитому летчику Ивану Кашину 2 января исполнилось 75 лет.

ТРЕБОВАНИЕ БАНДИТОВ: $1,5 МИЛЛИОНА

Полет 2 ноября 1973 года Иван Кашин запомнил в деталях. Летели из Москвы в Брянск. Экипаж: командир, второй пилот и бортмеханик. Пассажиров в салоне - 28 человек. Лайнер уже начал снижаться, как вдруг...

- За перегородкой мы услышали шум битой посуды, - вспоминает Иван Андреевич. - Славка, второй пилот, выглянул, и тут в него уперся ствол ружья. Затем - выстрел: это уже у меня над ухом просвистела пуля, попала в приборы и в радиостанцию. Еще минута, и был тяжело ранен наш бортмеханик...

Бандитов было четверо, вооружены ружьями и обрезом. Террористы приказали развернуть самолет назад, на Москву. Выставили требования: полтора миллиона долларов на руки и вылет за границу. Грозили расстрелять пассажиров. Самолет пришлось развернуть.

Кашин успел передать спецсигнал на землю (его передают только в случае захвата: нажимают на специальную кнопку - «выбивают фальшрозетку», как говорят летчики). Мол, самолет захвачен террористами.

- Летим во «Внуково», а погода никудышная! - вспоминает Иван Андреевич. - Ветер встречный, туман. Да еще керосина мало. До аэропорта хватит, а там хорошо если получится сесть сразу в такую непогоду. Когда долетели, оказалось, система посадки не работает. Эти проблемы обычно бортмеханик устраняет, а он ранен... Второй пилот до этого не летал на Як-40. Практически все пришлось делать одному.

ШЕСТЬ ДОЛГИХ ЧАСОВ ПЕРЕГОВОРОВ

Приземлились. Едем по взлетке.

«Останавливай самолет! - рявкнул главарь. - К нему никто не должен подходить! Слышишь? Пускай деньги передают! Мы должны улететь за границу!»

- Я им спокойно стал объяснять, мол, сами виноваты, стреляли и что-то повредили. Теперь самолет трудно остановить, - рассказывает Кашин. - А сам слушаю команды диспетчера, как самолет поставить, чтобы группе захвата удобнее было штурмовать.

Наконец остановились. И началась «торговля», которая длилась шесть часов. В аэропорт приехали первые лица государства - председатель КГБ Андропов, министр МВД Щелоков, министр гражданской авиации Бугаев... Террористы согласились высадить часть пассажиров. Но настойчиво требовали денег, хотя бы половину. Потом по их плану надо было лететь в Ленинград, там заправиться - и в Америку.

«НЕ Я ЖЕ В ДЫРКАХ, А ПАЛЬТО!»

Начался штурм самолета. Группа захвата, 12 человек, пять часов просидела под самолетом, выжидая удобного момента. И вот приказ был дан. Услышав шум, бандиты высунулись из люка, думали, что деньги привезли... Тут все и завертелось - пули свистят, стрельба, шашку дымовую запустили...

«Стреляйте в пассажиров - нас обманули!» - истерично закричал главарь.

И разрядил обойму себе в подбородок! Обмякшее тело упало на пол. Его дружки не стали убивать пассажиров. Один из террористов выпрыгнул из самолета и попытался бежать. Его подстрелили. Другой поднял руки. Последний из бандитов, молодой парнишка, по моде носил длинные волосы, так его пассажиры за них и оттаскали.

- А потом наш экипаж в КГБ допрашивали, - вспоминает Кашин. - Отпустили только через девять часов. В четвертом часу ночи приехал домой. В простреленном пальто. Жена Лора как увидела, чуть в обморок не упала. Да чего ты, успокаиваю ее, не я же в дырках, а пальто!

ВРУЧИЛИ ЗВЕЗДУ ГЕРОЯ БЕЗ ЛИШНЕГО ШУМА

После этого ЧП Иван Кашин не летал месяц. Проходил медобследование, еще и в КГБ вызывали на беседы. А потом, когда снова сел на Як-40, ему долго мерещились бандиты среди пассажиров.

- О нападении на мой самолет власти тогда официально не сообщали. Мне и в КГБ, и в Министерстве гражданской авиации настоятельно порекомендовали держать язык за зубами. Мол, для того, чтобы авиапассажиров не спугнуть. Я даже жене не имел права говорить.

В декабре 1973-го за подвиг во время захвата пассажирского самолета Ивану Кашину присвоили звание Героя Советского Союза. Указ о награждении был закрытым, вручили Звезду Героя без лишнего шума.

- Родные были в шоке, когда все узнали! - смеется Иван Андреевич. - Только спустя много лет я смог что-то рассказать им о случившемся.

Подробнее о террористах Иван Кашин узнал уже в суде. Это были совсем зеленые парни. Главарем был 21-летний москвич, он нигде не работал, косил от армии, промышлял воровством. Это он во время штурма застрелился. Трое других парней - студенты Московского автодорожного техникума. Одного из них во время штурма ранили, он умер в госпитале. Второй студент попал в психушку. В итоге под суд пошел только один террорист. Ему дали 10 лет, но до свободы он не дожил, его убили на зоне.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Какие еще самолеты захватывали в СССР

3 июня 1969 года - попытка захвата самолета Ил-14, рейс Ленинград - Таллин. Нападавших трое, двое мужчин и одна женщина. Убит бортмеханик.

15 октября 1970 года - отец и сын Бразинскасы захватили и угнали в Турцию самолет Ан-24, летевший из Батуми в Краснодар. Убита бортпроводница Надежда Курченко, три члена экипажа ранены.

17 мая 1973 года - попытка угона в Китай самолета Ту-104, следовавшего по маршруту Москва - Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Чита. Самолет взорвался в воздухе, погибли все - 81 человек.

14 мая 1979 года - двое несовершеннолетних в Новокузнецке попытались захватить вертолет Ми-8. Одного застрелили милиционеры.

18 ноября 1983 года - попытка захвата самолета Ту-134, рейс Тбилиси - Ленинград. Семеро угонщиков потребовали лететь в Турцию. Убиты семь человек, включая двух угонщиков (один покончил жизнь самоубийством), ранены трое.

8 марта 1988 года - захват самолета Ту-154, летевшего по маршруту Иркутск - Курган - Ленинград. Угонщики - семья Овечкиных (11 человек, включая малолетних детей). При штурме погибли 9 человек, из них пятеро угонщиков, 19 ранены. Убита бортпроводница Тамара Жаркая.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также