Премия Рунета-2020
Волгоград
+19°
Boom metrics
Звезды7 февраля 2012 12:56

Народный певец Игорь Растеряев: «На митинги не хожу и на "Евровидение" не собираюсь"

В Волгограде автор хита про комбайнеров спасался от морозов с помощью валенок и варежек из красноярского бобра [видео]
Источник:kp.ru
Игорь Растеряев от волгоградских морозов спасался с помощью валенок и варежек из красноярского бобра.

Игорь Растеряев от волгоградских морозов спасался с помощью валенок и варежек из красноярского бобра.

Фото: Геннадий БИСЕНОВ

Игорь Растеряев, после долгого перерыва наконец-то выступил на волгоградской земле, откуда родом все герои его популярных хитов «Комбайнеры», «Ромашки», «Раковка», «Песня про Юру Прищепного». Концерт прошел в ночном клубе: в «сидячих» концертных залах Растеряев не выступает, не та атмосфера. В Волгоград прилетел впритык перед концертом из-за загруженного графика в питерском театре, где он служит уже много лет.

- Правда, после концерта я съездил к своему дяде, Дмитрию Растеряеву. На следующий день с друзьями встречался, на Мамаев Курган ночью пробрались. Было очень холодно, на всем комплексе не было ни души. Зима, ветер. Никогда прежде зимой туда не ходил, - признался Растеряев.

Концерт в нашем городе понравился не только зрителям. Сам Игорь Растеряев очень волновался – ведь в «Пиранью» приехала вся Раковка (хутор под Михайловкой, где все детство каждое лето жил Игорь). На выступление звезды рунета пришли посмотреть человек 150 родственников и друзей.

Поклонники вручили Игорю Растеряеву валенки, чтобы легче пережить суровые волгоградские морозы. И артист в них сразу же нарядился, дополнив гардероб варежками из красноярского бобра, которые он купил там на гастролях. Также артист успел пообщаться с журналистами и заглянуть в гости на радио «Комсомольская правда». В прямом эфире на частоте 96,5 FM он пообщался со слушателями.

- В Волгограде недавно отмечали годовщину разгрома немецких войск под Сталинградом. У нас это событие затмилось политическими событиями – инаугурацией губернатора. Можно так поступать с памятью?

- Эта тема для меня очень дорога. У меня бабушка блокадница, дай Бог ей здоровья. Песня «Георгиевская ленточка» единственная в моем репертуаре, которая навеяна не волгоградской землей, а непосредственно Ленинградом, общением с блокадниками родственниками и с моими друзьями-поисковиками. Изначально она задумывалась как диптих. Первая часть, она такая медленная, идет раскачка, это в моем понимании было стихотворение, а песня в быстрой части начиналась. Когда я написал стихи, я не совсем понимал, как это на мелодичную основу положить. Но понимал, что это надо совместить.

- Есть ли предложения, как молодежи объяснить, что любить свою Родину – это нормально?

- На самом деле нельзя обвинять молодых людей, что они какие-то черствые, или в том, что они не любят Родину. Просто по факту время идет вперед, и с этим ничего нельзя сделать. Я переживаю эти события, потому что принадлежу к более старшему поколению, мне уже за 30 лет. Я имел личный опыт общения с теми, кто через все это прошли. А прабабушку мою еще Крупская учила в школе. Это все из уст в уста передавалось. У меня ощущения от ВОВ на уровне запаха деда, у которого шрам был на шее. А современная молодежь лишена непосредственного общения с участниками, знают все только по фильмам, и воспринимается это все по-другому. Также как нами воспринимается война 1812 года. Штампами, вспышками. А переживания русского солдата не знаем. Время оно умножает все на ноль. «У каждой эпохи свои подрастают леса», - сказал однажды Окуджава. Мне кажется, это точная фраза очень.

От политических тем артист все время уворачивался – не люблю политику, говорит. Но столь актуальную тему было сложно обойти.

- Ходили ли вы на митинги 4 февраля? Как к ним относитесь?

- Если честно, скажу так: я и на выборы даже не ходил. Многие меня за это ругают, что я такой человек аполитичный, равнодушный. Но у меня есть на это одно, не очень, правда, убедительное объяснение. Я накануне приехал из Вологды, и привез большой бочонок вологодского масла. И мироощущение мое на время замкнулось на нем. И мы очень хорошо с ним "дружили", пока я его не прикончил. В тот день тоже была холодная погода, и я достал бочонок масла, мы тогда так хорошо на троих посидели: я, хлеб и вологодское масло. И очень продуктивно день был проведен, ничуть не жалею, что туда не попал.

Как я к митингам отношусь? Ну, я вообще считаю, ходит человек на митинги или нет, это скорее всего зависит от его гражданской позиции. Каким-то людям свойственно туда ходить, каким-то не может свойственно. Но если свойственно, надо чтобы что-то такое стряслось, чтобы они туда пошли. Это никак не связано с творчеством и проблемами, которые в песнях поднимаются. Многие думают, что если такие песни сочиняются, то человек обязательно должен рвать на себе рубаху и быть активным политическим деятелем. Вот, например, Юрий Шевчук. Он ходит на митинги. Я считаю, что даже если бы он не был гениальным поэтом и не писал бы гениальных песен, он все равно бы ходил на митинги, потому что у него гражданское начало такое. А Земфира тоже гениальные песни пишет. Но она говорит: у меня просто другая работа. Не свойственно ей это. Видимо, мне это не очень свойственно.

Игорь Растеряев от волгоградских морозов спасался с помощью валенок и варежек из красноярского бобра.

Игорь Растеряев от волгоградских морозов спасался с помощью валенок и варежек из красноярского бобра.

Фото: Геннадий БИСЕНОВ

- Как к действующему правительству относитесь?

- Я не люблю кого-то критиковать, кидать камни или кого-то нахваливать. Во-первых, мало смотрю телевизор, не слежу за всем этим. Я могу судить только по своей жизни. Я жил 30 лет: 10 лет в Советском Союзе, 10 лет это лихие 90-е, и 10 лет демократии, новейшего времени. Все эти три эпохи я жил приблизительно одинаково. В смысле одинаково хорошо. Потому что мое личное ощущение счастья мало зависело от внешних строев. Меня всегда любили родители и родственники, я всегда ездил в Раковку, сомов мы ловили примерно одинаковое количество хоть в лихие 90-е, хоть сейчас. Конечно, сейчас я тоже не склонен ругать все. Есть, конечно, большие минусы, правонарушения, например. Но есть и плюсы по сравнению с советским временем. Как бы ты не пытался из себя революционера корчить, но все равно сейчас материально жизнь богаче. Раньше мы всегда в Раковку возили мясо и масло. Сейчас оттуда возим. Сейчас люди хотя бы в материальном плане стали жить лучше. Может быть, это не заслуги какого-то строя, просто жизнь чем дальше, тем более цивилизованная. Та же электрификация. Это естественный процесс. Даже если бы не было Ильича, она все равно была бы. Это жизнь, она идет так, как идет.

- Почему именно комбайнеры? Не хотели никогда про другие профессии спеть?

- Просят написать иногда песню про шахтеров, про ВДВ-шников, дальнобойщиков. Тут дело такое. Все песни, которые написаны, изначально начинаются с мелодии. Мелодия всегда первоначальна. Как бывает: ты ходишь, что-то напеваешь, глупость какую-нибудь несешь. Иногда это приобретает некие мелодичные формы. Потом некие мелодии нравятся. Подбираешь это на гармошке - она приобретает совершенно новое звучание, слушаешь, какая тема на это ложится. Гармошка подсказывает эмоциональный настрой. Так родились все песни, кроме "Комбайнеров". Потому что они вместе с гармошкой наговаривались. Все остальные песни гораздо тяжелее рождались. Особенно тексты. Я не знаю, какая должна быть за мелодия, чтобы подсказала мне песню про олигарха или шахтера.

- Выступаете на корпоративах? Вас заметили на корпоративе в Сочи, где были высокие чиновники, губернаторы.

- Ни у каких чиновников ни на одном корпорате я не выступал. Единственное - в Сочи. Было как. В прошлом году в августе сработали "Комбайнеры". Первый концерт состоялся 23 сентября. В Сочи я был 17 сентября. В принципе, мне как артисту театра, эстраднику было свойственно на корпоратах выступать с ложками, флягами, на пилах играть. Это была моя специализация. И когда история с комбайнерами выстрелила в интернете, я тогда не знал еще, что это такое. У меня была только одна песня, и я не подозревал, куда она дольше пойдет. И когда мне предложили выступить в Сочи, я согласился. Потому что не знал, что творчество пойдет развиваться в какую-то серьезную тему типа "Русской дороги" или "Георгиевской ленточки", песен не было. У меня были три матерных песни, написанных для друзей. Творчество тогда носило сугубо развлекательный характер. Песня "Комбайнеры" была самой серьезной на тот момент, самой концептуальной из всего творчества. В тот момент меня не надо превозносить как какого-то «ура, патриота». И когда приехал в Сочи, выступил там, и все. Потом состоялся первый концерт в клубе "Контакт", и после этого уже пошли сольные концерты. Почему я не стал работать по корпоративам, по свадьбам, митингам, мероприятиям? Потому что я сам начал по ходу понимать, что история получилась настоящая и серьезная. Песни пошли писаться для меня самого неожиданные. «Ленточка», «Русская дорога», «Ромашки». То, что надо слушать, а не под что нужно есть и танцевать. Потому что на таких мероприятиях эти песни будут восприняты неправильно.

Юрий Прищепной, герой вашей песни, реальный персонаж?

- Юрий Прищепный, герой 2-ой Чеченской войны, мой земляк с хутора Субботин. Отец его собирался приехать на концерт, но не смог. Я ему первый раз пел эту песню. Спрашивал у него разрешения, одобрения. Отец отнесся хорошо. Так получилось, что в перцевый раз она была исполнена в московском клубе «Точка» в день десятилетия с момента гибели Юрия. Это совпадение, мистика какая-то. К сожалению, и эта история сейчас забывается. Отца Юрия просто заставили отказаться от пенсии за своего сына. Потому что отец сам ветеран афганской войны. Сейчас он живет на улице имени своего сына-героя.

- Сейчас не то, что на войну, в армию молодежь идти боится…

- А я только что встречался со своим другом, ездил в военную часть в Волгограде. Он мне поведал, что после окончания срока службы останется в Армии, потому что ему там нравится, кормят его хорошо и даже иногда выдают валенки. Сейчас поменьше от армии бегут, мне кажется. Все друзья мои отслужили, и вспоминают об этом с радостью.

- Почему гармошка? С детства любовь к этому инструменту?

- Просто на первом курсе театрального института, куда я поступил, была гармошка и были однокурсники, которые умели играть на ней. С 18 лет играю. Но играю я не очень, год назад вообще током не умел, играл ощупкой, вслепую. В Раковке нам такого уровня хватало.

- Институт вы окончили?

- Да. В дипломе написано: артист театра. Хотя у всех моих сокурсников написано: артист театра и кино. Может, поэтому у меня с кино не складывается.

- Что за история с вашим выдвижением на «Евровидение»?

- Я и сам не знаю. Слышал, что коммунисты меня туда выдвинули почему-то. Это у них надо спрашивать. Я не собираюсь на «Евровидение».

- Почему у вас продюсера нет? Нет необходимости, или принцип такой?

- Я считаю, что я не особо-то лакомый кусочек для продюсеров с моими жизненными взглядами на это. Потому что когда ты берешь продюсера, вы уже работаете в связке. Вас связывает цель зарабатывать. То же самое, что брать музыкантов в группу. Ты берешь ответственность за людей, за их заработок, благосостояние. А я в месяц три концерта даю, не больше. Могу вообще не давать. Еду в те города, куда хочется, где охота побывать.