2016-08-24T03:50:37+03:00

ЖКХ Кузбасса: новые горизонты развития

Ирина АВТУШКО
Начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Анатолий Лазарев.Начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Анатолий Лазарев.Фото: Константин НАГОВИЦЫН
Изменить размер текста:

В воскресенье, 18 марта, свой профессиональный праздник будут отмечать работники жилищно-коммунального хозяйства. О том, чем сегодня живет отрасль, достижениях и перспективах рассказал начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Анатолий ЛАЗАРЕВ.

Провожаем зиму и готовимся к весне

- Анатолий Анатольевич, совсем скоро в Кузбассе завершается отопительный сезон, уже можно подводить предварительные итоги? Что было сделано?

- На подготовку к отопительному сезону было направлено почти 4 млрд рублей из областного и местных бюджетов, средства предприятий, а также деньги, вырученные от продажи областного и муниципального имущества. В Кузбассе под полной нагрузкой стоят 1077 коммунальных котельных, 18 из них были модернизированы, еще столько же малоэффективных котельных закрыты. Проведена ревизия и ремонт 3628 км теплотрасс, 11207 км водопроводных и 3274 км канализационных сетей. Подготовлен солидный запас топлива, а также материалов и оборудования, необходимого при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Время показало, что сформированная нами программа была оптимальной и обоснованной.

Самым серьезным испытанием для нас стала авария на Западно-Сибирской ТЭЦ в Новокузнецке, в результате которой произошло снижение температуры исходящего теплоносителя станции и прекращение выработки электроэнергии. Благодаря оперативной работе энергетиков и коммунальщиков, повреждения были устранены в короткие сроки. В районах были созданы штабы под руководством первого заместителя губернатора Кемеровской области Валентина Мазикина, глав администраций районов и заместителей главы города. Наши аварийные отряды работали в обоих районах: отслеживалось состояние каждого многоквартирного дома, а также объектов социальной сферы, ликвидировались порывы на теплотрассах. Все службы отработали четко, и это неслучайно. В прошлом году было проведено три региональных смотра техники - в Калтане, Ленинске-Кузнецком и Анжеро-Судженске, составлен ее полный реестр для того, чтобы муниципалитеты знали, где ее можно взять в случае необходимости. Регулярно проходили тренировки аварийных бригад. Все это позволило в экстренной ситуации действовать слаженно и оперативно.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, - повышенное число технологических нарушений на объектах водоснабжения. Прежде всего это связано с сильным промерзанием грунта. Для спасения ситуации приходилось отогревать трубы, на время устранения аварий для жителей организовывался подвоз воды. Выводы сделаны, и при подготовке к следующему отопительному сезону этому вопросу мы уделим особое внимание.

В целом же этой зимой мы не допустили серьезных технологических нарушений, все возникающие проблемы решались в штатном режиме. Это результат сплоченной и кропотливой работы всех сотрудников жилищно-коммунального комплекса.

- По сложившейся традиции, в это время уже начинается подготовка к следующему осенне-зимнему периоду…

- Так и есть. Уже составлен реестр технологических нарушений по всем муниципалитетам, которые будут учитываться при составлении программы на предстоящий сезон. Для того чтобы работа велась на качественно высоком уровне, при департаменте жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области создан технический совет. В его состав вошли специалисты нашего ведомства, ГП КО ЖКХ, службы оперативного контроля за работой систем жизнеобеспечения, специалисты коммунального комплекса Кемерова и Ленинска-Кузнецкого, заместители глав городов Мариинска и Междуреченска, представители региональной энергетической комиссии. Самое главное, все мероприятия будут рассматриваться комплексно и, в том числе, оцениваться с точки зрения энергоэффективности. На обсуждение технического совета также планируется вынести реализацию крупных дорогостоящих проектов, которые выходят за рамки региональной программы и требуют дополнительного финансирования.

В Кузбассе уже сформированы мероприятия по подготовке к пропуску паводковых вод

В Кузбассе уже сформированы мероприятия по подготовке к пропуску паводковых вод

- В чем технический совет видит свою основную задачу?

- Самое главное - в условиях существующего бюджетного финансирования вкладывать деньги максимально эффективно. Не распыляться на мелочи, а сосредоточить внимание на первоочередных задачах. Расходование средств мы будем контролировать ежемесячно.

- Не за горами паводок, можно ли спрогнозировать, каким он будет? Насколько сегодня отработан механизм предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним половодьем?

- Зима в Кемеровской области была малоснежной, без продолжительных сильных морозов, поэтому мы не прогнозируем большого паводка. Но точные данные появятся позже. Главная проблема нынешней весны - ледяные заторы на реках. Зимой почти все мелкие источники перемерзли, и при быстром таянии снега, а также при обильных дождях вода может хлынуть поверх льда и затопить прилегающие территории. Мониторинг ситуации осуществляется непрерывно. Уже сформированы мероприятия по подготовке к пропуску паводковых вод, которые будут финансироваться за счет средств областного бюджета и средств муниципалитетов.

Планируется провести тренировочные мероприятия по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, аварийные бригады уже обеспечены спасательными средствами, транспортом, необходимым инвентарем. Со стороны МЧС мероприятия по подготовке к весеннему паводку также выполняются в соответствии с намеченным графиком. Думаю, что в апреле, когда пойдет вода, мы встретим ее во всеоружии.

Многоквартирные дома и лифты получат вторую жизнь

- В 2011 году заработала региональная программа капитального ремонта жилищного фонда, в рамках которой проводилась замена устаревших пассажирских подъемников. Каких результатов удалось добиться?

- В четвертом квартале мы заменили 86 лифтов с истекшим 25-летним сроком эксплуатации. На эти цели было направлено 100 млн рублей из областного бюджета. К началу марта мы обновили еще 84 подъемника в Кемерове, Новокузнецке, Киселевске, Прокопьевске, Белове, Ленинске-Кузнецком и Таштаголе. На сегодняшний день установка одного лифта, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, составляет в среднем 1,3 миллиона рублей. За состояние общедомового имущества несут ответственность собственники, и если распределить стоимость лифта между всеми жильцами, то получится 30 - 40 тысяч на каждую квартиру, а в некоторых домах и того больше - все зависит от этажности здания. Сегодня собственники тоже вносят свой вклад в замену лифтов, только сумма при этом намного меньше - всего 5% от стоимости оборудования, то есть 2 - 3 тысячи рублей. И выплачиваться они могут в рассрочку.

Повышение квалификации специалистов, работающих в сфере ЖКХ, позволит повысить качество эксплуатации жилищного фонда. Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Повышение квалификации специалистов, работающих в сфере ЖКХ, позволит повысить качество эксплуатации жилищного фонда.Фото: Константин НАГОВИЦЫН

- Кемеровская область продолжает сотрудничество с Фондом содействия реформированию ЖКХ, сколько домов будет отремонтировано в рамках федеральной программы?

- Радует, что мы одними из первых защитили заявку на участие в государственной федеральной программе капитального ремонта жилья. В 2012 году на эти цели в регион было направлено 405 млн рублей, что позволит обновить 120 многоквартирных домов. В прошлом году в Кузбассе отремонтировано 143 дома, что позволило улучшить условия проживания более 21 тысячи человек. В программе капремонта участвовали 26 городов и районов, которые освоили почти 330 млн рублей. Большая часть этой суммы - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В ходе реализации программы капитального ремонта жилья отдельное внимание уделяется энергосбережению и повышению энергоэффективности. Иными словами, каждый дом, участвующий в программе, должен быть оборудован приборами учета, пройти энергетическое обследование и получить паспорт, в котором будут прописаны характеристики здания и мероприятия по снижению энергозатрат. Также продолжается работа по установке индивидуальных счетчиков. В рамках поручения губернатора Кемеровской области закуплено и смонтировано порядка 12 тысяч приборов учета тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии в квартирах малообеспеченных граждан. Инициативу подхватил ряд муниципалитетов, особенно хотелось бы отметить Кемерово. Здесь счетчики устанавливались также бюджетникам и работникам сферы ЖКХ. Кроме того, глава города Владимир Михайлов поставил задачу охватить 100% домов коллективными приборами учета в 2012 году, более половины этой работы уже выполнено. И самое главное - жители увидели реальную экономию. В настоящее время отрабатываются механизмы перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги тем, кто установил приборы учета, а далее мы сможем перейти к начислениям за фактически потребленные энергоресурсы.

В интересах собственников

- Анатолий Анатольевич, часто жители жалуются на неразбериху в платежных документах, «двойные» квитанции. Как сегодня, на ваш взгляд, можно обеспечить полную прозрачность расчетов за жилищно-коммунальные услуги?

- На сегодняшний день этот вопрос - один из приоритетных. Напомню, что наш регион одним из первых разработал образец единой платежной квитанции за жилищно-коммунальные услуги, в которой все максимально понятно и наглядно. Правда, решением прокуратуры использование квитанции на территориях было приостановлено. Сейчас данный документ приказом Минрегионразвития принят на уровне страны и, по сути, является «двойником» нашей квитанции. Ситуация показала, что по многим вопросам Кузбасс идет на шаг впереди других.

В 2012 году мы начали работу по созданию в области расчетно-кассовых центров, которые обеспечат полную прозрачность как поступлений платежей граждан за услуги ЖКУ, так и их расходования. Теперь все будет происходить в одном месте - и начисление, и оплата. Более того, мы сможем решить проблему так называемых «двойных» квитанций. Нередки случаи, когда собственники получали две квитанции - от управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Возникал вполне резонный вопрос - кому платить? С созданием расчетно-кассовых центров и развитием уже существующих эта проблема будет решена. Кстати, если жители по каким-либо причинам захотят сменить обслуживающую организацию, информация по всем предыдущим платежам сохраняется в базе данных расчетно-кассового центра.

- Кстати, об обслуживающих организациях... Как строится работа с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья?

- К сожалению, до недавнего времени у нас не было возможности проверять их работу. В 2011 году внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым Государственная жилищная инспекция наделена соответствующими полномочиями. До середины 2013 года специалисты ГЖИ обязаны проверить деятельность всех управляющих компаний и ТСЖ Кузбасса, в частности, правильность начислений гражданам коммунальных платежей и тарифы за потребляемые ресурсы, работа по содержанию жилищного фонда и выполнению капитального ремонта в рамках ФЗ № 185. Также будут отрабатываться все жалобы и обращения собственников. Помимо этого, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым недобросовестные компании будут наказываться штрафами от 50 до 300 тысяч рублей, а в самых крайних случаях может быть снят руководитель.

Только в 2011 году Государственной жилищной инспекцией проведен ряд проверок, в результате чего удалось вернуть собственникам более 9 млн рублей - на эту сумму был выполнен перерасчет за жилищно-коммунальные услуги. Отмечу, что Кузбасс в данной работе является один из лидеров среди российских регионов.

- Какие еще вопросы, затрагивающие интересы собственников, решаются сегодня?

- Большое внимание специалисты уделяют такому вопросу как уборка мусора с территорий. Особенно эта проблема актуальна для южной столицы Кузбасса. Впрочем, в других городах и районах также не хватает полигонов твердых бытовых отходов, устарел парк спецтехники. В прошлом году было приобретено 15 мусоровозов для муниципалитетов, 10 из них направлены в Новокузнецк. Это было сделано для того, чтобы тариф на вывоз бытовых отходов в размере одного рубля с квадратного метра оставался для жителей неизменным. Новую спецтехнику определили в ведомство муниципального предприятия «Дороги Новокузнецка», которое теперь и будет отвечать за чистоту городских дворов. Помимо этого, пять машин получили предприятия Кемерова, Прокопьевска, Киселевска, Ленинска-Кузнецкого, Таштагольского района.

В рамках программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры планируется построить два небольших полигона. Также специалистами создан реестр территорий, где в дальнейшем необходимо будет построить полигоны, отрабатываются механизмы вывоза мусора из частного сектора.

Современное тепловизионное оборудование позволяет узнать, куда уходит тепло из дома и как этого можно избежать Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Современное тепловизионное оборудование позволяет узнать, куда уходит тепло из дома и как этого можно избежатьФото: Константин НАГОВИЦЫН

Кадры по-прежнему решают все

- Анатолий Анатольевич, для вас, как для начальника профильного департамента, не секрет, что в сфере ЖКХ существуют определенные проблемы с квалификацией специалистов…

- Верно, приведу такой пример: мы проанализировали деятельность 100 предприятий теплоснабжения, где работает 15 тысяч человек, в том числе 4,6 тысячи - инженерно-технический персонал. В результате выяснилось, что лишь 10% всех сотрудников имеют высшее профильное образование. Проблему мы увидели, и теперь будем активно работать над повышением уровня квалификации работников жилищно-коммунального комплекса, а также сотрудников администрации, областных учреждений и муниципальных образований.

На базе ГАОУ «Инженерный центр «Тетраком» мы сформировали собственную образовательную программу, в рамках которой будем проводить семинары с участием московских специалистов. Наша задача - донести до людей, которые работают в данной отрасли, изменения в жилищном и юридическом законодательстве, технические аспекты и другие актуальные вопросы. Думаю, что этот вклад будет иметь даже больший эффект, нежели финансовые вложения.

Отмечу, что с этой проблемой также сталкиваются управляющие компании и ТСЖ. Так, инициативные жители, решившие создать свое товарищество, зачастую не обладают элементарными знаниями, необходимыми для управления многоквартирным домом, не имеют консультативной и методической поддержки. Руководители управляющих компаний тоже должны понимать, что жилой многоквартирный дом - это сложная система, управлять которой могут только грамотные специалисты. Для них мы будем проводить различные семинары и тренинги, оказывать информационную поддержку. Обучив людей, мы тем самым снимем ряд вопросов, которые возникают при эксплуатации жилищного фонда.

Кстати, в 2011 году более чем на 10% уменьшилось количество обращений кузбассовцев в администрацию Кемеровской области относительно проблем, возникающих в сфере ЖКХ. Это - результат масштабной и планомерной работы. Так, заместитель губернатора Кемеровской области по жилищно-коммунальному и дорожному комплексу Валерий Ермаков ведет личные приемы граждан по записи, проводятся выездные приемы специалистов, работают «горячие линии». В этом направлении мы будем двигаться дальше. На самом деле, неразрешимых проблем не бывает, и выход из любой ситуации можно найти в диалоге.

Работаем на результат

Уважаемые работники и ветераны жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области! Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником!

Пожалуй, нет другой отрасли, которая так же тесно связана с обеспечением комфортных условий проживания, стабильной работы предприятий промышленного сектора, социальных учреждений. Благополучие каждой семьи во многом зависит от устойчивости и надежности этой сферы, от профессионализма и ответственности работающих в ней людей.

Сегодня система ЖКХ требует серьезных изменений. В программе реформирования этой сферы будет сделан акцент на модернизацию и техническое перевооружение коммунальной инфраструктуры, внедрение современных энергосберегающих технологий, повышение квалификации специалистов всех уровней. Нам предстоит серьезная работа, результатом которой должно стать повышение качества предоставляемых населению услуг.

Примите благодарность за ваш нелегкий труд! Желаем вам больших профессиональных и личных достижений, неиссякаемой энергии, крепкого здоровья, удачи и весеннего настроения. С праздником!

Начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Анатолий ЛАЗАРЕВ

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: