2016-08-24T03:49:37+03:00

Тульский «ВЗГЛЯД» на борьбу с пробками

Пробки - тема давно избитая, как и сами дороги. Но воз и нынче там. Даже слово модное появилось для борьбы с ними – ИТС, то есть интеллектуальные транспортные системы [опрос и видео]
Поделиться:
Комментарии: comments15
Изменить размер текста:

Пробки - тема давно избитая, как и сами дороги. Но воз и нынче там. Даже слово модное появилось для борьбы с ними – ИТС, то есть интеллектуальные транспортные системы

Суть такой интеллектуальной системы сводится к тому, что везде поставят видеокамеры, которые будут фиксировать машины, регистрировать скорость, а компьютеры, суперЭВМ, «умное оборудование» и т.п. будут измерять транспортные потоки, предсказывать как будет меняться уличное движение и решать - когда переключить светофор на зеленый, а когда - на красный. Поэтому принято считать, что чем больше таких вот камер и компьютеров применить на наших дорогах, тем больше толку от них и меньше пробок. Вот только солнышко нас не часто балует, а грязь, снег и дождь, наоборот, вполне привычное явление, поэтому видеокамеры не дают точную информацию дают, да и с каждой математической обработкой падает ее достоверность, поэтому на выходе результат, который в итоге мало что дает.

Получается, что все «супер»: суперкамеры, суперЭвм, суперцентры обработки информации, но вот толку от такого интеллекта мало, когда здравый смысл отсутствует. Действительно, как можно эффективно управлять движением, если сами водители в этом управлении совсем не участники, а только наблюдатели. Вот и получается - с одной стороны ИТС, - с другой - участники дорожного движения, каждый сам по себе. Государство деньги и время понапрасну тратит на внедрение ИТС, а мы его ругаем, но сами как обычно живем по принципу: моя хата с краю, авось без меня для меня все сделают.

Долой эгоизм

А что, если нам всем вместе лично этой проблемой заняться и немного электроники добавить. Долой эгоизм, либо вместе, либо никак. Пока всем миром не навалимся, так и будем в пробках чертыхаться, жизнь понапрасну вместе с бензином прожигать, да атмосферу портить. Предвещают, что уже в этом году транспортный коллапс в Москве и других крупных городах наступит, если мы сами не захотим себя изменить. Но личного патриотизма тоже мало, нужны новые технологии, тогда настоящая ИТС получится - наши с вами интеллекты и электронные системы управления. Действительно, что может сделать система управления без объектов управления и обратной связи с ними.

Не надо быть ученым, чтобы понять, то, что если мы хотим «чем-то» управлять, то, по крайней мере, мы должны знать, где «это» находится и как «оно» себя ведет, а «оно» должно знать, чего мы от «него» хотим. Такой вот каламбур получается, зато сразу понятно, что такое система управления. Тогда чего мы хотим от ИТС, которая ничего о нас не знает, а мы не желаем ее слушаться.

Условный код

Какой же выход? Есть ли решение? Жизнь показывает, что нет ничего невозможного, нужно только кардинально изменить подход к системе управления и свою психологию. Давайте все вместе станем действительными участниками ИТС. Для этого присвоим каждому автомобилю условный код, а систему управления движением научим этот код считывать в нужном месте, например, на стоп-линии и на определенном расстоянии перед светофором. Тогда система будет точно знать, в какое время и какой автомобиль прошел соответствующий рубеж дороги.

Но как этот код сосчитать? Никого не удивишь штрих-кодами на товарах или под лобовым стеклом автомобиля, но вот на расстоянии этот способ не работает. Для нашей задачи инженеры давно радиочастотные маячки придумали. Например, скоро нам в очереди и в магазине стоять не придется: набрал корзинку, провез ее мимо кассы, не выкладывая товар, тут и чек сам из кассы вылез, осталось только товар оплатить. А если у тебя в кармане такое же электронное устройство лежит, то и останавливаться не надо, с твоего счета система автоматически деньги спишет, твое драгоценное время сэкономит.

Принцип «равенства и справедливости»

Таким образом, зная точно, какой автомобиль последним подъехал к светофору на заданное расстояние во время запрещающего сигнала светофора, можно тогда и светофор под него подстроить, включить зеленый и пропустить этот автомобиль и всех, кто находился перед ним в очереди. Ведь всем знакома ситуация, когда стоишь в колонне перед светофором, зеленый загорелся, две-три машины проехали, и опять красный. Досада берет, когда видишь, как на пересекающем направлении машины едут свободно, только мелькают. Не справедливо и не рационально. Вот только если вдруг некий «городовой» - регулировщик придет на помощь, запомнит твою машину, последнюю в очереди, которая подъехала на определенное расстояние к светофору, и обеспечит тебе зеленый свет до тех пор, пока ты перекресток не проедешь. И тебе будет приятно, и вся колонна перед тобой разгонится, а на противоположном направлении пока подождут, там ведь машин меньше было. Потом «городовой» - регулировщик и там запомнит последнюю машину и пропустит ее на разрешающий сигнал.

Тем самым очереди на светофоре выровняются и уменьшатся, и наступит для всех участников движения долгожданный мир, основанный на «равенстве и справедливости». Ведь любое преимущество, с одной стороны, порождает проблемы, с другой стороны, и тот, кто пытается воспользоваться мигалкой, не только создаст пробку, но и сам в ней застрянет. Ведь мигалка - это не крылья, над дорогой не полетишь. Исключение только «скорая», пожарная и полиция. Жизнь человеческая - это высший приоритет, но это исключение, а я предлагаю правило. Оно так и называется – «электронный городовой» действующий по принципу «равенства и справедливости», все то же самое, только регулировщик не живой человек, а маленькая электронная коробочка, работающая для нас без усталости и в дождь, и в снег, днем и ночью. Что для этого нужно?

«Электронный городовой»

Представьте себе, что госномер, который нам ГАИ выдаст, кроме обычного изображения будет содержать электронный маячок с условным кодом, который считывается на определенном расстоянии перед перекрестком. Благодаря этому «электронный городовой» уже «видит» тебя, и заботится о тебе, предоставив зеленый свет светофора, ждет, когда ты проедешь перекресток. Так же «по справедливости» он поступит и с последним автомобилем в очереди в пересекающем направлении. Затем он о тебе забудет - зачем память перегружать. Оставит только общую статистику о загрузке дороги. Следующий «электронный городовой» на другом перекрестке сам тебя «увидит» и на время запомнит. В результате какая бы ни была разница в ширине дорог, скорости и количестве автомобилей, «электронный городовой» всех уравняет, и пробки не будет.

Если вдруг длина очереди в каком либо направлении, превысит разумную величину, то и с этой ситуацией система справится, ведь «электронный городовой» «общается» с соседними «городовыми», и если вся улица встала, как это иногда бывает, то сообща эти дружные «городовые» всю улицу «запустят», как будто и нет там совсем перекрестков. А если понадобится, то «они» и водителям подскажут, как объехать проблемные участки, например, ДТП, и помогут выбрать оптимальный маршрут передвижения по городу. При этом «городовые», к тому же, запомнят и учтут, как ситуация на дороге складывалась в предыдущие дни или, например, год назад, в такой же праздник или выходной. В любую погоду «Электронные городовые» «видят» наши автомобили и общаются между собой, объеденившись в систему «ВЗГЛЯД», и поэтому не страшны таким «регулировщикам» погодные катаклизмы и предпраздничные дни. Любую проблему разрулят и головную боль снимут, как в гости или на работу своевременно доехать.

Кто-то скажет: «Как же так?! Появится возможность тотального контроля передвижений!».

Ведь мы даже видеокамер боимся, куда уж нам до более совершенных способов идентификации. Этакая шпиономания, вдруг кто-то узнает, что мы на работу едем или на концерт.

Но на этот счет можно не заблуждаться. Средств слежения сейчас предостаточно, начиная с мобильного телефона, да только денежных средств на слежение за всеми ни у кого не хватит, да и неинтересно это за всеми в замочную скважину подглядывать, других дел хватает. У меня, например, уже много лет спутниковая противоугонная система на машине стоит, в любой точке планеты и в любое время мою машину вычислить можно, однако никому это не интересно, кроме меня самого, для моей же безопасности.

«Дешево и сердито»

А вы все готовы добровольно на свою машину такой маячок поставить и всем вместе пробки победить?

Заодно в очередной раз всему миру показать, что такое русская смекалка, так как «электронный городовой» - это исключительно российское изобретение (решение о выдаче панта на изобретение от 01.02.2012 г.) Как говорится – «дешево и сердито»! По данным специалистов, аналогов нашей системы в мире пока нет, к тому же, она эффективней и на порядок дешевле по сравнению с видеоаналитикой, а радиомаячок на машину вообще сущие «копейки» будет стоить, примерно 200-300 рублей, а может и меньше, если серию сразу большую поставить.

Доцент кафедры «Радио электроника» Тульского Государственного Университета Игорь Мацур.

PS. Пока в мире активно радиочастотная идентификация применяется только для платного проезда и контроля грузов. В США наклеиваемые радиометки были заказаны Департаментом транспорта шт. Джорджия для сбора платы за проезд по платным дорогам.

В Мексике и Южной Америке реализуется национальная программа электронной регистрации транспорта (EVR).

Федеральный законодательный орган Бразилии в июле 2011 года окончательно утвердил планы внедрения национальной системы автоматической идентификации транспортных средств с использованием наклеиваемых радиометок (50 млн. автомобилей).

В Европе в рамках международной конвенции о дорожном движении подготовлен отчет (AVI) с положительной оценкой предполагаемого эффекта от радиочастотной идентификации автотранспорта.

К слову, московские пробки не побороть еще 35 лет.

Тульский «ВЗГЛЯД» на борьбу с пробками. Олеся ФЕОФИЛОВА

 
Читайте также