Общество

Найти хорошую детскую книгу в Челябинске почти невозможно!

Найти хорошую детскую книгу в Челябинске почти невозможно!

Найти хорошую детскую книгу в Челябинске почти невозможно!

Гость студии радио «Комсомольская правда» — издатель и специалист в области детской литературы Марина Волкова.

Ведущий: Марина Владимировна, почему так получается: книг много, а почитать нечего? Особенно это касается детских изданий.

М. В.: Литература снижает планку личности. Сегодня мы имеем бытовуху, массовую развлекательную книжку на одну поездку в метро. В детской литературе происходит то же самое. Но поскольку она небольшого формата, проблема выглядит гораздо крупнее. И, естественно, опаснее. Потому что если в этом возрасте читать произведения на уровне тра-ля-ля, то к взрослой жизни любовь к чтению уже будет напрочь отбита.

— Когда начался этот процесс и в чем его причины?

— В период перестройки на наш рынок выбросили огромное количество книг неконтролируемого качества. Существуют ГОСТы, но в качестве пожелания, а не обязательства. Поэтому идут книги на ужасной бумаге, с плохой типографской краской, со страшными иллюстрациями, неправильным шрифтом…

— А для детских поэтов и писателей какие-то правила существуют?

— Конечно, нет. Я вам скажу только название одной книги, и все станет ясно. «Приключения какашки». И, кстати, это не самое страшное, что есть в детской литературе. Гораздо хуже бездарные книги с благообразными названиями, которые с детства прививают дурной вкус. Единственная надежда на то, что у детей есть врожденное чувство прекрасного. Но случается, что взрослые это чутье у них убивают, и тогда очень сложно научиться любить книги. На популярный вопрос «Почему современные дети так мало читают?» у меня ответ простой: потому что читать нечего!

Картинки — это очень важно

— Почему хорошую книгу днем с огнем не сыскать, ведь они есть?

— В книготорговые сети сложно попасть. Точнее, попасть можно, но на такие задворки, что твоя хорошая книга проваляется там никем не замеченная. Хочешь стоять впереди, на видном месте, — плати.

— А что не так с библиотеками? Ведь там нет никакого коммерческого интереса.

— Проблема в том, что библиотекари любят все книги на свете. Вы им попробуйте сказать, что есть и плохие, — могут обидеться смертельно. Они видят текст и могут за ним выстроить воображаемый мир. А ведь ребенок не текст видит, а картинку, оформление. И когда оно плохое, то отталкивает ребенка. Яркие кричащие обложки, которые часто можно увидеть в магазинах, — это уже насилие над хорошим вкусом.

Где наши авторы?

— Марина Владимировна, но вы же хотя бы на местном уровне влияете на ситуацию.

— Несколько лет назад я поставила себе задачу: чтобы Челябинская область стала третьей столицей книгоиздания в России. Первые две — это Москва и Питер. Если тогда, услышав мою идею, многие посмеялись и покрутили у виска, то в прошлом году наш регион впервые был признан лидером по количеству выпущенных книг. Пока в УрФО.

— А как книги вашего издательства оценивают на общероссийском уровне?

— На областных конкурсах мы занимаем первые места. А на всероссийские пока не выдвигаюсь. И не потому что боюсь. А потому что финансы не позволяют. Как правило, эти конкурсы связаны с большими ярмарками. Вот недавно была великолепная ярмарка «Книги России», но я посчитала, во сколько мне обойдется участие в ней...

— Во сколько, если не секрет?

— Порядка ста тысяч рублей. Кроме проезда и проживания, надо же еще книги туда переправить контейнером, принять, разгрузить, а это большие транспортные расходы. Плюс само место, чтобы там торговать. В Москве оно на порядок дороже, чем в Челябинске.

— Наверное, поэтому замечательные южноуральские поэты и писатели известны только в узких кругах?

— Там, где мы провели читательские марафоны, они известны и любимы. На сегодняшний день это около 26 тысяч детей и взрослых. Но область большая, работы много.

— Назовите имена наших поэтов. Кого можно смело читать детям?

— Это, в первую очередь, наши мэтры, на произведениях которых было воспитано не одно поколение. Северина Школьникова, которая сейчас вернулась из Израиля. Ей 80 лет, но она активно пишет, и я еще буду ее издавать. Это Римма Дышаленкова из Магнитогорска, чьи три книги готовятся сейчас к выходу. Ей тоже недавно исполнилось 70. Это Николай Шилов, к сожалению, недавно от нас ушедший. На днях его именем была названа библиотека. Это Лев Рахлис, который сейчас живет в Америке. Его новую книгу мы выпустим к осени. Еще Нина Пикулева, которая бьет все рекорды. Она единственная из нестоличных писателей и поэтов несколько раз входила в 20-ку самых издаваемых детских авторов России. Там и Успенский, и Чуковский с Маршаком. И среди них — наша Пикулева.

— А как же молодые поэты? Смена подрастает?

— Да. Многие из них писали для взрослых, но мы их перекрестили в детских к большой нашей радости. Потому что хороших детских поэтов мало, приходится переманивать. Итак, это Янис Грантс, Михаил Придворов, Елена Сыч, Марина Юрина, Наталья Крупина. Целая плеяда растет, и еще есть в запасе.

— Современным поэтам рассчитывать на большие гонорары не приходится, как я понимаю.

— Даже у таких поэтов, как Нина Пикулева, московские гонорары копеечные. Поэтому у всех есть основная работа. Иначе нужно выйти замуж за олигарха с богатым внутренним миром. Но я таких поэтесс пока не встречала.

— Какие книги вы посоветуете школьникам и дошколятам?

— Нужно обращать внимание на издательство. Я назову те, которым можно доверять. Это «Розовый жираф». Вот только у него, к сожалению, 90% книг переводные. У издательства Ивана Малковича «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» можно смело выписывать любые книги. Особенно советую «Снежную королеву». У него она лучшая в мире, наверное. И еще «Волк и семеро козлят» с бесподобными иллюстрациями. Советую также ИД Мещерякова и «Самокат». Раньше у «Махаона» были хорошие книги, но сейчас нужно выбирать. Да и вообще придется прибегнуть к помощи интернет-магазинов, так как в челябинских книжных маркетах таких изданий мало.