Премия Рунета-2020
Воронеж
+20°
Boom metrics
Общество4 апреля 2012 22:00

Родственники арестантов прячут телефоны в банках со сгущенкой, а наркотики - под резинку от трусов

Наши корреспонденты один день поработали в пункте приема передач Воронежского СИЗО № 1 [видео + фото]

Хотя у меня на руках официальное разрешение начальника УФСИН, «благословление» руководителей их пресс-службы и следственного изолятора, на КПП первого следственного изолятора Воронежа у нас с фотокором отбирают удостоверения и телефоны: «Не положено!» Со скрежетом открывается соседняя дверь, и я вижу, как нескольких подследственных под конвоем препровождают в фургон - везут в суд…

- Цель визита? - звучит, словно выстрел, и я невольно вздрагиваю.

- Ну… Выяснить, правда ли, что здесь каждый апельсин разрезают и каждую сигарету разламывают… - робко начинаю я.

- Дабы исключить пронос на территорию учреждения наркотиков, телефонов, сим-карт к ним и прочих «подарков» для подследственных - конечно, правда! - оборачиваюсь на эти слова, и вижу полковника Дмитрия Русина, начальника СИЗО № 1. - Сейчас сами убедитесь.

В помещении, предназначенном для досмотра передачек, нас встречают два младших инспектора отдела режима, Дмитрий и Александр.

- Ну что, разрезаете апельсины, признавайтесь? - шутит Русин, перепоручая нас начальнику отдела режима СИЗО № 1 Михаилу Маковкину.

- У нас для этого несколько ножей для разных продуктов и столько же разделочных досок: для колбасы, для рыбы, для овощей, для сыра, - быстро вводят меня в курс дела Дима с Сашей.

На территорию СИЗО мышь-то не пробежит, зато заботливые родственники каждый раз придумывают новый способ передать напильник.

На территорию СИЗО мышь-то не пробежит, зато заботливые родственники каждый раз придумывают новый способ передать напильник.

Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

«Прямо как на кухне в ресторане, - приходит мне в голову странное сравнение, - парни в белых халатах, на столе разные продукты, они их ножичками вжик - вжик...» Вот только в ресторане нет двух одинаковых квадратных окошек в стене. В первое граждане посетители подают паспорта и заявления на передачку в трех экземплярах, а во второе - сами сумки с продуктами...

Каждый рулон бумаги - источник повышенной опасности.

Каждый рулон бумаги - источник повышенной опасности.

Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

НА ЦВЕТ, НА ВЕС, НА ОЩУПЬ

Вот одна из таких сумок показалась в окошке. Александр ее принимает, наметанным глазом выхватывает из множества продуктов и вещей - что бы вы думали? - семейные трусы.

- Вы знаете, сколько всего можно в резинку напихать! - досконально прощупывает ее, резинку, по всей длине.

Затем инспектора привлекает безобидный, на мой взгляд, рулон туалетной бумаги, явно нетронутый, в фабричной обертке.

- В этот рулон можно и записки, и деньги вложить, - комментирует Александр. - Поэтому каждый мы надрезаем, разворачиваем и просматриваем.

Дальше - зубная паста. Отвинчиваю крышечку, вижу на горлышке тюбика фольгу от производителя и со спокойной душой откладываю пасту в кучку досмотренных вещей. Дмитрий тут же берет тюбик и пристально присматривается к горлышку.

- Так там же пломба, - подсказываю я.

«Вот простота…» - говорит ответный Димин взгляд. Он откупоривает тюбик и запускает в него шило - до самого донышка. Тыкает так несколько раз, и только потом уверенно кладет тюбик в проверенную партию вещей.

- Запомните: фабричная упаковка здесь не дает никаких гарантий, - поясняет Михаил Маковкин. - Недавно вот так же передавали сгущенку. Глянули, банка вроде целая, но уж больно тяжелая. Не поленились, вскрыли, а там телефон в полиэтиленовом пакетике! Оказалось, брат подследственного работает на предприятии по изготовлению сгущенки. Вот и решил удружить родственничку. Даже в брикеты сливочного масла умудряются впихивать сим-карты! Вместо подсолнечного масла наливают в бутылку желтую спиртовую настойку.

А у одной бабули «свойские огурчики» плавали не в рассоле, а в самогоне…

ЛУЧШЕ ПЕРЕБДЕТЬ

Перед нами кусок мыла. Что с него взять? Наскоро ощупываю и откладываю в сторону. Александр подхватывает тот же кусок, срывает с него обертку и подносит к лицу. И вовсе не для того, чтобы понюхать (как я сначала подумала). А чтобы присмотреться: не видно следов от распиливания? Вроде нету. Но, оказывается, некоторые ловкачи делают внутри куска мыла тайничок для наркотиков. Распилят, спрячут внутрь пакетик с порошком, а потом место надреза соединят и заклеят. С виду мыло как мыло, а на самом деле - «киндер-сюрприз»…

Вздрагиваю от того, что на стол с грохотом посыпались яблоки - килограмма два, не меньше.

- Райские! - шутит Дмитрий. И начинает рубить их ножом. Каждое!

Та же участь настигает килограмм апельсинов. Представьте себе, эти экзотические фрукты, рассказывают инспекторы, частенько становятся тарой для водки - их накачивают «беленькой» с помощью шприца.

- Они тогда какие-то серые становятся, - поясняет Дмитрий. - А еще в апельсины и мандарины между дольками аккуратно засовывают посторонние предметы.

- Так они же целые, - удивляюсь я.

- Из яблока опытный человек такой контейнер может сделать - не подкопаешься! Вырежет аккуратненько плодоножку, набьет фрукт чем душе угодно, и хвостик обратно посадит - на клей «Момент». Чудеса изобретательности!

Да-а… Мне бы такое точно в голову не пришло… Но это еще что! Родственники подследственных создают немало проблем УФСИновцам, рассказал нам в тему Александр Бабкин, начальник пресс-службы управления. Причем и в СИЗО, и в колониях. На свидания к мужьям женщины умудряются проносить телефоны, пряча их, извините за подробность, в собственном теле. Не ленятся и адвокаты - передают своим подопечным телефоны, другие необходимые вещи. Вот и приходится благодаря таким прецедентам «сканировать» передачи так тщательно.

СИГАРЕТНАЯ ПОЛОМКА

Но самая кропотливая работенка еще впереди! На стол выкладывают 20 пачек сигарет. Каждую папироску, объясняют мне, надо разломить в двух местах: у основания фильтра и оставшуюся часть еще пополам. Мне показывают, как это делается, и я приступаю к этому нехитрому занятию. На третьей пачке начинаю зевать.

- Смотрите внимательно, нет ли чего! - «будит» меня Дмитрий. - С начала года уже три попытки было пронести что-нибудь в сигаретах: в январе извлекли из одной 0,1 г опия, а в марте дважды - героин!

- А как реагирует хозяин передачки, когда вы что-то находите?

- Обычно руками разводят: «Сами не знали, что там… Нас знакомые попросили это передать». В большинстве случаев это вранье, поэтому вызываем наших оперов, те связываются с полицией и наркоконтролем… А бывает и так, что хозяин передачки тут же убегает. Но от нас далеко не убежишь: у нас есть паспорт с пропиской…

В «столе заказов» то густо, то пусто.

В «столе заказов» то густо, то пусто.

Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

ТО ГУСТО, ТО ПУСТО

За месяц, рассказывают сотрудники СИЗО, сидельцу можно передать до 30 кг передачек. За один визит или за несколько - кому как удобнее. Кто не хочет надрываться с сумками, может отовариться прямо в «столе заказов» СИЗО - он в пяти метрах от входа. Здесь, говорят, можно найти все необходимое, и досматривать эти товары уже никто не будет.

На часах 11 утра. В помещении, где родственники арестантов дожидаются своей очереди на досмотр передач, в основном женщины, человек 15: пожилые, средних лет, совсем молодые. Возраст разный, а горе одно…

- Сейчас еще куда ни шло, - вздыхает 73-летняя Мария Ильинична (женщина принесла вкусненького 21-летнему внуку). - В начале 90-х у меня тут муж полгода сидел. По 80 человек очередь отстаивала - аж улице приходилось занемать. И все равно носила сюда свое, домашнее.

- А в «столе заказов» не проще отовариваться? Сумки такие тяжелые таскаете…

- А вы туда заходили? - отвечает вопросом на вопрос старушка.

Прошу отвести нас с фотографом в этот самый «Стол». В восторг инспекторов наша просьба явно не приводит, но они ее выполняют. Заходим, разглядываем витрину. Такое чувство, что кто-то вдруг отмотал назад время, и мы вновь оказались в эпохе сплошного дефицита... На прилавке - одинокий пакет кетчупа, бутылка растительного масла, вафли и дешевые конфеты - все.

- Конец месяца, - поясняют нам. - Все раскупили. СИЗО не имеет права заниматься внебюджетной деятельностью и заключать напрямую договоры с поставщиками. Поэтому, сколько прислали товаров с базы МВД - столько и прислали. А в первых числах прилавки уже будут ломиться.

- Я бы с удовольствием здесь отоварилась, - в раздражением говорит 25-летняя посетительница Светлана. - Но зашла четыре дня назад, а в их «столе заказов» - одна горчица да майонез! Вот ребенка на соседку кинула - и сижу, блин, жду, пока сумку потрошат…

…Я ехала с задания в редакцию и размышляла: что за удивительное существо все-таки русский человек. Ради родной души пойдет хоть на подвиг, хоть под статью, будет сидеть часами в очереди с «вкусненьким», ставить в церкви свечки и тут же запихивать дурь в резинку от трусов… Вдруг подумала: вот где получилось бы реалити-шоу о русской смекалке - в пункте приема передач СИЗО. Тут тебе и смех, и грех, и драма с трагедией - «Дом-2» отдыхает! И тут же осеклась: не дай бог никому…