+13°
Boom metrics
Здоровье17 апреля 2012 22:00

На какие бесплатные медицинские услуги имеют право жители Молдовы.

Директор Национальной медицинской страховой компании (НМСК) побывал в редакции «Комсомольской правды» и ответил в рамках «Прямой линии» на вопросы читателей. [прямая линия]
Мирча Буга в течение часа отвечал на вопросы читателей «Комсомолки».

Мирча Буга в течение часа отвечал на вопросы читателей «Комсомолки».

Тема обязательного медицинского страхования - животрепещущая. С каждым годом стоимость полиса обязательного медицинского страхования в фиксированной сумме растет, а население улучшений в предоставлении бесплатных медицинских услуг не ощущает, выкладывает суммы врачам и задается вопросом: «А зачем мы платим и куда? И на какие бесплатные медицинские услуги мы можем рассчитывать?» На эти вопросы и ответил Мирча БУГА.

- Меня зовут Евгения. Почему с каждым днем число бесплатных медицинских услуг уменьшается, а стоимость платных удвоилась? Что тогда является бесплатным и на что может рассчитывать человек, кроме как на семейного врача?

- Застрахованные лица имеют право получать по страховому полису медицинские услуги, определенные в Единой программе обязательного медицинского страхования. Это объемный документ из 60 страниц, утвержденный правительством, который включает весь список и объем медицинских услуг, который мы можем получить. Список вы можете найти во всех медучреждениях, законтрактированных НМСК. Семейный врач является главным лицом, кто может и должен вам сказать, какие услуги входят в Единую программу. Что касается количества этих услуг, то я бы сказал, что с каждым годом оно не уменьшается, а увеличивается за счет того, что есть больше денежных фондов по обязательному медицинскому страхованию, за счет чего мы можем закупать больше услуг и расширять их спектр. Например, Национальная медицинская страховая компания закупает все больше компенсированных лекарств, которые пациенты получают в аптеках по рецепту семейного врача (более 800 интернациональных наименований), а также закупает все большие объемы дорогостоящих обследований и все больше дорогостоящих хирургических операций (в этом году на 200 наименований больше). Так, в этом году фонд обязательного медицинского страхования вырос на 8,4%, а это около 200 миллионов леев дополнительно. За эти деньги мы смогли закупить услуги другого спектра у медицинских учреждений и сделали это уже во всех больницах. То есть практически во всех больницах есть рост по числу услуг, оплачиваемых за счет НМСК, и по стоимости услуг, оплачиваемых НМСК.

Разъясню, какие виды медицинских услуг являются бесплатными. Начнем с того, что бесплатными являются услуги семейных врачей. То есть обследование и назначение лечения семейным врачом является бесплатным. Второй вид бесплатных медицинских услуг - скорая медицинская помощь. Третий вид услуг, самый дорогостоящий - это больничные медицинские услуги: содержание и лечение пациентов в больнице. Здесь надо отметить, что если пациент поступает по направлению семейного врача или в случае срочной необходимости на скорой помощи или самостоятельно, то за счет страхового полиса оплачивается все лечение в больнице. Доплачивать не нужно! А если возникают такие моменты, когда запрашиваются деньги на какие-то дополнительные медицинские услуги, лекарства и так далее, то пациенты должны знать, что им необходимо обязательно попросить чек, чтобы впоследствии мы могли разобраться, и в случае, если деньги были запрошены неправомерно, вернуть деньги пациенту. В случае же, если пациент поступает в больницу без направления семейного врача и если случай - не срочный, то он будет оплачивать все. По запланированным хирургическим и другим вмешательствам пациенты должны поступать по направлению семейных врачей или специалистов.

Обследования у специалистов в поликлиниках являются также бесплатными по направлению семейного врача, то же самое касается и лабораторных исследований. Без направления придется платить.

- Здравствуйте, меня зовут Владимир. При обращении к специалисту в Диагностический центр по полису надо платить?

- Как я уже говорил, существует определенный порядок в системе здравоохранения. Есть семейный врач, который является дверью в эту систему. Не нужно обходить его. Надо идти к семейному врачу. Он даст вам направление. По направлению платить не надо, без направления - надо.

- Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. Можно ли перевестись из одной поликлиники в другую и как это сделать?

- Конечно, можно перевестись, для этого существует два механизма. Во-первых, если вы поменяли свой адрес проживания, то можете подойти в поликлинику по месту жительства, и вас примут в течение года. Если же вы просто хотите поменять семейного врача, у вас есть такая возможность в сентябре-октябре ежегодно. То есть в течение двух месяцев вы можете пойти в другую поликлинику или к другому семейному врачу, написав соответствующее заявление на имя руководителя поликлиники.

- Добрый день! Меня зовут Лилия. Я перешла в клинику «Медпарк» для получения услуг семейной медицины. А потом, нас оттуда попросили... Что теперь делать?

- Пациенты не перешли в другое учреждение, потому что новое учреждение не работает в области семейной медицины. Таким образом, они остались в поликлиниках по своей прописке.

- Еще один вопрос господину Буга. У моего мужа онкозаболевание. Требуется сканирование скелета. Такие очереди, что если записаться сейчас, попасть можно будет только в августе. А ведь время не ждет. Что делать?

- У нас есть несколько медучреждений, которые оказывают эту услугу. Нужно связаться и с другими медучреждениями, где есть такая возможность. На сайте НМСК есть список законтрактированных услуг с медучреждениями. В этом году создается новая информационная система по программированию пациентов на дорогостоящие услуги. При помощи Интернета пациент сможет узнать, где такая услуга свободна. Врач дает направление в определенное учреждение, но с этим направлением можно идти и в другие медицинские учреждения, потому что это направление на определенный вид услуг. В вашем случае надо подойти к врачу, который дал направление, и спросить, где еще можно получить данную услугу. Листы ожидания существуют во всех учреждениях и странах, не только в Молдове. Медицина - это дорогой сектор экономики, наши растущие ожидания и потребности приводят к тому, что денег в медицине никогда не хватает, да еще и лимитированное финансирование на душу населения. Поэтому создаются листы ожидания, чтобы можно было регламентировать поступление пациентов в учреждения.

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия. Чтобы обратиться в поликлинику, нужно записаться. У моего ребенка заболело ухо, всю ночь не спали, а утром в поликлинике нам сказали, что нужно записаться на какой-то день. Разве это нормально?

- Во-первых, если это срочный случай, то пациент входит без всякой очереди! Когда плановый случай, тогда можно записываться за 2 недели, но в срочном случае врач обязан принять. Если врач не знает, что это срочный случай, нужно обратиться к заведующему отделением или даже поликлиники, чтобы ваш вопрос был решен.

Кстати, если есть какие-то проблемы, люди должны звонить в НМСК. Мы на стороне пациента. Звоните, не бойтесь, требуйте уважения ваших прав! Говорите, какие проблемы в системе здравоохранения. Они решаемы. Наш телефон: 200 244 (245).

- Добрый день, меня зовут Наталья. У нас в поликлинике нет некоторых специалистов. Наш врач дал направление в другую поликлинику, а там надо ждать записи...

- Вообще-то в Кишиневе даже переизбыток специалистов, в то время как в сельской местности наблюдается недостаток. Соглашусь, что бывают случаи, когда специалиста нет. Но ситуации бывают разные, начиная с того, что врач в отпуске или на больничном, заканчивая тем, что он уволился и так далее. Как я уже говорил ранее, в Кишиневе создается система записи пациентов по всему городу, и можно будет посмотреть, где есть свободный специалист по определенной специальности.

Желательно, чтобы данная система записи была во всех поликлиниках и была связана в одну сеть. Я знаю, что в этом отношении ведется работа.

- Добрый день. Меня зовут Ольга. Уже несколько месяцев в республиканских медучреждениях (РКБ, Диагностический центр) отсутствуют реактивы для сдачи анализов на выявление аллергии (аллергопробы). Кто отвечает за их наличие? И почему семейные врачи (+ аллергологи) при поликлиниках не дают направления на бесплатный (или частично компенсируемый) анализ в медцентр «Галаксия», где эти реактивы имеются?

- Надо будет проверить эти два учреждения. Обязанность закупки реактивов и других материалов возлагается на руководство учреждений. Они ежегодно централизованно проводят тендеры и все реактивы, и медикаменты закупаются данным учреждением. Но пациент не должен страдать из-за того, что нет реактива. Если вам назначили данное обследование в больнице и направили на платное обследование из-за того, что нет реактивов в больнице, то, сохранив чек, можно написать заявление в НМСК и больница возвратит деньги, потому что вина возлагается на больницу. Если пациента отправили в РКБ, деньги пойдут за него туда, если в «Галаксию», то деньги пойдут в «Галаксию» - нам все равно, в каком учреждении будет обследоваться пациент. Если у «Галаксии» есть контракт с НМСК по данному виду услуг, то пациент получит данную услугу бесплатно. У нас десятки законтрактированных учреждений. Большинство из них - лаборатории, которые осуществляют различные виды лабораторных исследований, в том числе аллергии. Пациенты должны знать, что есть такая возможность - обследоваться и лечиться по полису как в государственной, так и в частной клинике. У семейного врача должен быть список учреждений, где есть такая услуга, и пациенту должны представить альтернативу обязательно. Смотрите на сайте НМСК www.cnam.md весь список (232) законтрактированных медучреждений.

- Здравствуйте, Александра. Я не прописана в Кишиневе, приехала из Приднестровья, работаю здесь. Плачу взнос как положено. Но я не закреплена ни за какой поликлиникой. Куда мне обратиться в случае болезни?

- Если вы застрахованы и оплачиваете взнос, вы обязаны зарегистрироваться у семейного врача. Найдите наиболее подходящего для вас семейного врача в какой-то поликлинике, может, ближе к месту жительства или в Кишиневе, если удобно. Есть срок сентябрь-октябрь, когда можете написать заявление и зарегистрироваться. Но можете и прямо сейчас. Правда, нужно посмотреть, какое число пациентов есть у врача, которого вы выбрали.

Если не более 2 тысяч, можете зарегистрироваться.

- Здравствуйте, меня зовут Александр, и у меня вопрос: почему гастарбайтеры и безработные (у которых нет средств к существованию) должны покупать полис?

- Во-первых, государство за свой счет страхует 14 категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов с одной стороны, с другой - безработных, которые зарегистрированы на биржах труда. То есть если человек неимущий, то нужно просто обратиться в соответствующие органы, зарегистрироваться и получить полис бесплатно. Или пойти на биржу труда, зарегистрироваться безработным и получить бесплатно полис. Не надо забывать, что закон - обязательный, и существует определенный срок, когда гражданин, не застрахованный государством, обязан оплатить страховой взнос. Это первые три месяца года. А до 31 октября каждый владелец земли может получить полис со скидкой в 75% в территориальном агентстве НМСК.

Что касается гастарабайтеров, мы не можем видеть их статус. Поэтому мы направляем извещения каждому гражданину, который обязан выплачивать взнос. Его родственник или он сам, когда приезжает в страну, должен подойти в НМСК и показать свои документы о том, что он не находится в стране, и тогда в его положение могут войти. Но не всегда люди знают об этом, и доходит до того, что материал появляется в судебной инстанции.

Кроме того, нужно отметить и тот факт, что многие наши граждане приезжают из России и из других стран с туберкулезом, СПИДом и другими заболеваниями, и тогда возникает вопрос необходимости наличия полиса, чтобы получать дорогостоящее лечение.

Санкции применяются согласно тому же механизму, как и для других видов правонарушений.

Партнер «Прямой линии» - компания «Aquatrade», производитель воды «Gura Cainarului» и «Aqualife».

Обращение Мирчи БУГА к читателям «Комсомольской правды»

Нужно понимать, что главный принцип обязательного медицинского страхования - это принцип солидарности «Богатый платит за бедного, здоровый - за больного и молодой - за старого». Если вы в конкретном году не лечились, это не значит, что не будут лечиться ваши мать и отец. У нас в год 500 тысяч оплаченных случаев в больнице и около 10 миллионов визитов к семейному врачу. Подумайте, какие цифры и какой объем медицинской помощи оплачивается за счет фонда обязательного медицинского страхования. Я понимаю людей, у которых побольше доходов и они хотят больше внимания и услуг. Они могут пользоваться дополнительными услугами за счет факультативного медицинского страхования. Но нужно понимать, что у нас все-таки большинство жителей имеет достаточно низкий заработок, и государство страхует за свой счет больше половины застрахованных лиц - 1 миллион 700 тысяч граждан из 2 миллионов 700 тысяч застрахованных лиц.

Пациентам нужно хорошо знать свои права и требовать их соблюдения независимо от того, частные это или государственные учреждения. НМСК является адвокатом пациента в системе здравоохранения. Мы всегда на стороне пациента, если он будет обращаться к нам по проблемным ситуациям. Но еще есть обязанности, чтобы мы получали больше услуг и более качественных. Денег в системе здравоохранения всегда мало, и без нашей помощи невозможно покрыть пакет услуг. Призываю людей не забывать о сроках оплаты взносов. И, конечно, не болеть!