Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Происшествия10 мая 2012 11:43

Инженеров разбившегося в Индонезии «Суперджета» дома ждут дочки

Родные находившихся на борту «Суперджета» надеются, что они каким-то чудом выжили

Родные россиян, находившихся на борту разбившегося 9 мая в Индонезии самолета Superjet-100, продолжают надеяться, что члены экипажа и сотрудники компании «Гражданские самолеты Сухого» все еще живы.

Люди верят в чудо, тем более, что пока из Джакарты о спасательной операции приходит очень обрывочная и противоречивая информация, официально имен погибших никто не объявлял...

Напомним, на борту лайнера находились 8 граждан России - командир экипажа Александр Яблонцев, второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, замначальника летно-испытательного центра комплекса «ГСС» Николай Мартыщенко, директор по продажам «ГСС» Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

- Мы все надеемся, что все-таки есть выжившие, - говорит Лиза Чернышова, родственница инженера Дениса Рахимова. - И что среди них - наш Денис.

- Денис буквально болел авиацией, постоянно совершенствовался в профессиональном плане, - рассказывает коллега Рахимова по работе в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». - Его «родной» борт, из которого он буквально сделал конфетку - 97005, это был объект его гордости, самые передовые достижения современные он на этом самолете внедрял.

Склон горы Салай где, по предварительной версии, разбился самолет

Склон горы Салай где, по предварительной версии, разбился самолет

Фото: REUTERS

На нем Денис многие зарубежные авиасалоны облетал. Этот борт сейчас у нас в ангаре стоит. В Индонезию Денис полетел на другом самолете, 97004.

Как рассказывают близко знающие 34-летнего Рахимова, у него есть маленькая дочь от первого брака.

Пятиклассница Екатерина тоже ждет папу домой - 40-летний Алексей Киркин полетел в Индонезию в качестве полетного инженера борта.

- Леша просто невероятно любит Катю, - рассказывает Ильяс Хасьянов, родственник жены Киркина. - Он ее воспитывал в самых лучших традициях и правилах. Помню, когда Катя еще совсем маленькой была, Леша ее так трогательно держал в руках, будто самый драгоценный бриллиант на свете, даже не дышал на нее... Леша человек потрясающий. Рассудительный и хладнокровный, очень воспитанный и начитанный. Сейчас Лешину жену Галю поддерживают, как могут, родные и друзья. Все это очень сложно...

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

«Вырубить электронику «Суперджета» мог мощный грозовой разряд»

Свою версию авиакатастрофы «Комосмолке» озвучил Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов, который много лет знал по работе командира разбившегося в Индонезии «Суперджета» Александра Яблонцева.

- Зная уровень подготовки Яблонцева, я не могу даже представить, чтобы он мог допустить какую-либо ошибку. Это человек, входивший в отряд космонавтов, а после увольнения ушедший работать в гражданскую авиацию.

«Суперджет» он знал от и до, в мельчайших нюансах, он как опытный летчик принимал участие в разработке этого типа. Известно, что борт запросил у диспетчера запрос о снижении, получил «добро», а затем пропал с локаторов.

Понятно, что там горная местность, с резким перепадом высот, и все это должно было отображаться в навигационных системах самолета, где есть так называемая синтезированная карта, которая позволяет ориентироваться при любых условиях.

Но в то же время известно, что в это время года в Индонезии в горах - облачность, грозы. Я склоняюсь к версии, что произошел некий форс-мажор, из-за которого отказала техника. «Суперджет» напичкан электроникой по последнему слову, считается, что его техника в принципе не может дать сбой. Но на современных российских самолетах, на том же Ту-244, помимо автоматики есть еще резервная механическая система управления.

Если вдруг отказывает электроника, ты можешь принять самолет на ручное управление. Считаю, что вырубить электронику «Суперджета» (она дублируется только такой же «электроникой», - прим. авт.) мог мощный разряд. Возможно, из-за грозы произошло выгорание каких-то блоков.

У меня был подобный случай в середине 80-х, когда мы перегоняли новый по тем временам Ил-86 на парижский авиасалон. При подлете к аэропорту попали в грозу.

Денис Рахимов и Алексей Киркин ( справа)

Денис Рахимов и Алексей Киркин ( справа)

Получили разряд прямо в фюзеляж. Тогда выручили так называемые токосъемники - их на Ил-86 16 штук, они позволили току просто «стечь» и не вырубить электронику.

Когда приземлились, я глянул - токосъемники будто автогеном обрезаны, такой сильный заряд в них попал... Конечно, окончательные причины трагедии в Индонезии назовет специальная комиссия. Однако мое личное мнение - из-за непредвиденной внештатной ситуации экипаж уже ничего не мог с самолетом поделать и «Суперджет» врезался в склон горы.

«Выводы будет делать комиссия»

- Дублирующей механической системы управления нет и у других современных самолетов, сейчас все заменяет очень точная электроника, - сообщили «КП» в Обществе расследования авиационных происшествий. - В том числе это «Боинги» и «Аэробусы», которые считаются наиболее надежными самолетами. Пока нет никаких оснований утверждать, что столкновение с землей произошло из-за проблем с техникой. Выводы будет делать комиссия.

Траектория полета самолета. Он облетел гору, а потом круто изменил курс и начал резкое снижение в районе черных стрелок

Траектория полета самолета. Он облетел гору, а потом круто изменил курс и начал резкое снижение в районе черных стрелок

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Жуковском смоделировали последний полет Superjet-100. Как показал неофициальный эксперимент, авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов (читайте далее)