Происшествия11 мая 2012 16:03

Специалисты Центра подготовки авиаперсонала в Подмосковье смоделировали катастрофу в Индонезии: На «Суперджете» пилоты могли выключить систему безопасности

Такие данные были получены в ходе эксперимента на летном тренажере, полностью копирующем кабину лайнера

Фото: REUTERS

Трагедия с российским лайнером Superjet 100, разбившимся 9 мая в Индонезии, произошла из-за ошибки экипажа. Такой вывод был сделан экспертами Центра подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском. Эксперты посадили экипаж на специальный тренажер, имитирующий самолет, и те повторили полет разбившегося лайнера.

- В тренажер были загружены данные о рельефе местности возле горы Салак, в которую врезался Superjet 100, - рассказали «КП» в Центре подготовки персонала. - Заложили в компьютер и предполагаемые режимы полета. Например, его высоту, скорость, курс лайнера. А еще - координаты его падения.

Эксперимент, как поясняют в Жуковском, носил неофициальный характер. Участники программы Sukhoi Superjet 100 пытались выяснить причины трагедии «для себя». В ходе виртуальных испытаний пилоты моделировали сразу несколько аварийных ситуаций. Например, отказ двигателя, неисправности в работе навигационного оборудования, пожар на борту и т. д. И что же?

- Ни одна из предполагаемых аварийных ситуаций не могла привести к трагедии. Техника бы в любом случае выдержала, - рассказали «КП» в Центре подготовки в Жуковском. - Например, о приближении горы Салак, в которую врезался лайнер, обязательно бы предупредила система безопасности. Когда приближается препятствие, она подает и цветовые, и речевые сигналы. Больше того: включается автопилот, который меняет курс самолета, пытаясь увести его от столкновения. Эксперты не исключают - пилоты могли просто отключить систему безопасности. В этом случае катастрофа произошла по их вине (подробнее читайте под рубрикой «Версия»).

Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1-го класса, рассуждает:

- Система безопасности уводит борт от столкновения только в режиме автопилота. А экипаж, я уверен, вел самолет «врукопашную», ведь полет был демонстрационным, - пояснил эксперт. - Предполагаю, ситуация развивалась так. Экипаж попросил у диспетчера разрешения на снижение. Тот, не разобравшись, его дал. А впереди гора Салак! И вот, представьте: скорость самолета под 200 метров в секунду, гора приближается, экипаж пытается экстренно набрать высоту, но не успевает...

Летчик-испытатель Александр Акименков уверен, что делать какие бы то ни было выводы рано.

- Индонезийские власти совершенно правильно заявляют: на расследование причин трагедии может уйти год. А наши ребята за один день все смоделировали и делают вывод: пилоты виноваты! - удивляется Александр Вениаминович. - А на каких основаниях? Сейчас в России только одно заведение имеет право давать подобные заключения - Научно-испытательный центр авиационной и космической медицины Министерства обороны. Этот центр имеет лицензию, а оборудование и сотрудники - соответствующие сертификаты.

Александр Акименков уверен: вина может лежать и на тех, кто готовил демонстрационные полеты.

- Я сам много раз в них участвовал. По правилам экипаж должен за несколько дней до вылета детально изучить район полетов: климат, рельеф и т. д., - рассказывает эксперт. - Затем проводится предполетная подготовка с участием местных специалистов: они рассказывают, какие сюрпризы ждут экипаж в воздухе. Затем на вертолете или небольшом самолете экипаж вместе с местными пилотами поднимается в воздух и облетает территорию. Затем все организаторы демополета расписываются: экипаж готов. Больше того, пилотам перед полетом выдается навигационный сборник с картинками: на нем все горы и другие особенности местности очень тщательно расписаны. Есть он и в электронном виде. И вот у меня вопросы: а был ли у экипажа этот сборник? Облетали ли пилоты территорию заранее? Как хорошо они знали местность? Если хорошо, то почему врезались в гору?

Эксперт уверен: по факту трагедии в России должно быть возбуждено уголовное дело, и все специалисты, имеющие отношение к подготовке демополетов, должны быть допрошены следователями.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Вчера к 16 часам по московскому времени индонезийские спасатели нашли на склоне горы Салак тела десяти погибших в катастрофе.

КСТАТИ

Из чего сделан самолет

После катастрофы у многих читателей возникли сомнения: мол, самолет на самом деле не наш - полностью собран из импортных деталей. Это не совсем так (см. графику). Разработку этого лайнера в России начали в 2000 году. Компания «Гражданские самолеты Сухого» осуществляет проект в сотрудничестве с американским Boeing, французской Snecma и итальянской Alenia Aeronautica. Авиапром практически во всем мире стал интернациональным. При такой кооперации получается более качественный продукт. Производят «Сухой Суперджет» в Комсомольске-на-Амуре. Через пару лет там планируют собирать по 60 лайнеров в год.

По одной из версий, экипаж забыл нажать кнопку, предупреждающую о столкновении с землей. На фото - второй пилот SSJ-100 Александр Кочетков за несколько дней до трагедии.

ВЕРСИЯ

Командир забыл нажать кнопку, предупреждающую о столкновении с землей?

Причиной крушения российского авиалайнера Superjet 100 могли стать забывчивость пилота либо отказ электронной системы предупреждения о столкновении с земной поверхностью TWAS. Известный блогер Сергей Доля разместил в своем twitter фотографию, в перерыве между двумя демонстрационными полетами. На ней видно, что кнопка системы отключена. При этом до вылета - всего несколько минут.

Этот снимок блогер Сергей Доля сделал незадолго до того, как «Суперджет» поднялся в небо. Кнопка системы, оповещающей о столкновении с землей, выключена.

- Это очень важная кнопка. Когда самолет приближается к земле, она подает световой сигнал, а женский голос сообщает, что земля - в опасной близости и нужно срочно набирать высоту, - рассказал «КП» эксперт по авиационной безопасности Виктор Тимошкин.

- Летать с отключенной кнопкой - грубейшее нарушение правил. Другое дело, что пилот мог включить ее в любой момент. Правда, не факт, что сама система предупреждения о столкновении с землей работала. Эксперт уверен: история с падением лайнера очень неоднозначна.

- Почему опытнейший пилот, совершая полет в горах, попросил диспетчера о снижении высоты? Действительно ли был такой запрос? А если да, то чем он вызван? Пока мы не ответим на эти вопросы, расследовать причины трагедии будет невозможно.

НАКАЗАНИЕ

Стюардессу уволили за некорректность

Сотрудница «Аэрофлота» Екатерина Соловьева очень легкомысленно высказалась о трагедии в Сети.

«А че суперджет рухнул?! Хахаха! Говномашина! Жаль не в Аэрофлоте, на один бы стало меньше, а может и вовсе продали их обратно кому-нибудь», - написала в Твиттере пользователь 4katrin. Такая запись вызвала бурю негодования у пользователей ресурса. С помощью социальных сетей Фейсбук и ВКонтакте они быстро установили реальное лицо, пишущее под этим ником. Им оказалась стюардесса «Аэрофлота» Екатерина Соловьева.

Запись в Твиттере возмутила блогеров.

Возмущенные пользователи Твиттера сделали скриншот сообщения и обратились с жалобами в «Аэрофлот». Девушка удалила свой комментарий, все свои аккаунты в соцсетях. Но «Аэрофлот», тоже в своем твиттер-аккаунте, опубликовал приказ о расторжении трудового договора с Соловьевой - по соглашению сторон. Приказ вступил в силу 11 мая.

Борис ОРЛОВ