Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество23 мая 2012 11:11

Умер Алексей Ванин, отомстивший за Шукшина в «Калине красной»

Заслуженный артист России снялся почти в сотне фильмов. Самой звездной для Алексея Захаровича стала «Калина красная» [видео]

Колхозный шофер, брат заочницы Любы, в семью которой приезжает бывший зек Егор Прокудин – Шукшин. Это он в финале картины на своем самосвале утопит банду, убившую Шукшина.

На руках Ванина синели татуировки. Это в картине он помогал «зеку» Шукшину. В жизни все было наоборот. Сидел как раз Ванин.

Чтобы попасть на фронт, алтайский паренек приписал себе год. Был трижды ранен. После войны работал шахтером в Кузбассе. Там же увлекся борьбой, стал пятикратным призером СССР, заслуженным мастером спорта. Немало поездил по миру в составе сборной. Спорт и привел его в кино. В 1954-м фактурный Ванин с кулаком с детскую головку получил первую и сразу главную роль в популярной картине «Чемпион мира».

Его выбрали сразу из 33 кандидатов. Играл фактически самого себя. Когда ушел из большого спорта, стал работать тренером. Пригласили в Венгрию воспитывать борцов. Как-то в начале 60-х повез в Будапешт в очередную командировку два десятка секундомеров. Признали «контрабандистом», впаяли три года. Отсидел половину срока. Выпустили за примерное поведение. Но из ЦСКА уволили. Так что это Ванин консультировал «зека» Шукшина в «Калине красной».

Ту же фразу «Ноги мои, ноги!» он Василию Макаровичу подсказал. Мол, когда бежишь из зоны, только ноги помогут. А не убежишь, назад в зону тебя не под белы ручки заводят, а ногами затаскивают.С Шукшиным познакомился еще в 1958-м на съемках «Золотого эшелона». Шукшин играл белого офицера, а Ванин – казака. «В обеденный перерыв артисты вышли во двор, - рассказывал мне Алексей Захарович. – Шутим, друг друга угощаем. А он в сторонке, что-то пишет в толстой клеенчатой тетради. Потом пристально на меня посмотрел. «Послушай, парень, откуда ты родом?» Я шутливо стал докладывать, будто рядовой офицеру: «Алтайский край, Ребрихинский район, Ясно-Полянский сельсовет, поселок Благовещенское!»

Он засовывает тетрадь в сапог и коршуном на меня. Ну, думаю, не в моем весе ты, парень. Я же в полутяжелом боролся, чемпион страны. Сейчас я тебя заломаю! А он трепетно обнял меня. Уже много позже, перечитывая шукшинские «Беседы при ясной луне», я нашел строчки про то, что когда он покидал деревню и встречал где-то людей с Алтая, то у него мурашки от копчика до шеи пробегали. Вот такое было отношение у Василия Макаровича к малой своей родине. С того дня мы и подружились.»

Роль циркового силача Игната Воеводина в картине «Ваш сын и брат» Шукшин писал специально для бывшего зека. А потом была всенародно любимая «Калина красная». Где колхозный шофер отомстил бандюкам .

«Самому банду утопить на переправе мне Вася долго не позволял. «Я же мастер спорта СССР, застрахован, чего ты боишься?» - «Леха, все! Все!» Два каскадера-профессионала не смогли натурально сбить «Волгу» самосвалом.

«У Ванина кулак с детскую головку!»- говорил Шукшин. И даже в один из рассказов вписал эту фразу

«У Ванина кулак с детскую головку!»- говорил Шукшин. И даже в один из рассказов вписал эту фразу

Тогда только Шукшин разрешил мне наконец сесть за руль. Сняли левую дверь, лобовое стекло выставили. Разгоняюсь, бью взаправду «Волгу» и следом за ней лечу на самосвале в воду.

Выплыл, сел на кабину. Мокрый весь. Народ кричит: «Эй, ты что! С ума сошел!» А я махнул рукой. Все. Конец фильма.

Но не дали Шукшину сделать такой мощный финал. Мол, самосуд пропагандируешь. Пришлось менять конец в «Калине красной»: печка горит, Федосеева дрова подкладывает... И слова за кадром.

Какие препоны приходилось Василию Макаровичу преодолевать, айсберги! Не давали многое снимать.»

Действительно, многое. Того же «Степана Разина», где была предусмотрена хорошая роль и для Алексея Захаровича.

«Когда Шукшин работал над сценарием «Разина», говорил: «Копаешь и докапываешься до того, что в России через каждую сотню лет происходят бунты. Разин, Пугачев, Болотников, декабристы, революция. Только народ начинает жить, власти его махратят». Конечно, душа у Шукшина болела за народ, за все, что происходит с Россией. Потому ему долго не разрешали снимать эту картину. Когда же, наконец, позволили, Василий Макарович неожиданно умер в последний день съемок картины «Они сражались за Родину».

Алексей Ванин тоже снимался в картине Бондарчука. Но роль бронебойщика была небольшая, и он раньше вернулся в Москву. Если бы остался на съемках, то мог бы спасти друга, говорил мне Алексей Захарович. Он считал, что Шукшин умер не своей смертью. А теперь не стало и Ванина.