2016-08-24T03:46:26+03:00

Записки воронежского шопоголика: не могу остановиться!

Журналистке «КП» по электронной почте прислали дневник настоящего ониомана. Оксана Михайлова в свои 24 года успела набрать кредитов, потратила все деньги на одежду и обувь и села в долговую яму. Ведь зарплату она спускает снова на шмотки...
Поделиться:
Комментарии: comments76

«Комсомолка» прошла по магазинам с шопоголиком Оксаной.Журналистке «КП» по электронной почте прислали дневник настоящего ониомана. Оксана Михайлова в свои 24 года успела набрать кредитов, потратила все деньги на одежду и обувь и села в долговую яму. Ведь зарплату она спускает снова на шмотки...Евгений КАРАМЫШЕВ

Изменить размер текста:

Красные вывески Sale притягивают, как магнит.

Красные вывески Sale притягивают, как магнит.

Оксана просила редакцию помочь ей побороть «шопоголизм». Мы, конечно, догадывались, что это болезнь, но о том, что она практически неизлечима да еще и заразна, не подозревали… Если верить психологам и специалистам, то «шопоголизм» - недуг века, и больны им практически все девушки... «Комсомолка» публикует выдержки из дневника Оксаны и пытается найти способ лечения.

3 марта.

«Сегодня я подсчитала, сколько у меня осталось до зарплаты. Вышло пять тысяч. Надо успеть за телефон заплатить и за свет. Остается три с половиной. В принципе на проезд и на поесть хватает. Но надо купить новые джинсы. Я себе присмотрела одни: темные, зауженные, как раз такие, как и хотела...

…Вернулась с покупками. Одними джинсами я не обошлась. Во всем виноваты эти красные ценники Sale - так и манят: «Ну посмотри, что там распродается!» Я глянула, а там пуловер белый и за какие-то смешные деньги. Чего тут думать, надо брать. А к белому пуловеру захотелось новую юбку. В распродажной коллекции как раз было несколько подходящих. И тоже стоят копейки. Присмотрела три, в итоге две из них купила. И сразу мелькнула мысль: «Нечего обувать под юбки, я все время в кроссовках бегаю». Делать нечего, ведь юбки уже у меня. Потащилась в другие магазины - искать красные ценники. Нашла. Сразу взяла ботильоны и босоножки на лето».

Красные вывески Sale притягивают, как магнит.

Красные вывески Sale притягивают, как магнит.

20 марта.

«Думала, не доживу до дня зарплаты. После предыдущих покупок денег осталось очень мало, пришлось не платить за свет и телефон. Ничего страшного, заплачу сегодня. Хотя нет, сегодня я хотела встретиться с подругой после работы. Ладно, завтра все оплачу...

…Я очень расстроилась. Сама не понимаю, что на меня нашло. Сперва мы болтали о всякой всячине и пили кофе. Потом Ирка сказала, что ей надо срочно купить блузку - она устроилась на новую работу, а там дресс-код. Короче, отправились мы с ней по магазинам. Она так уверенно выбирала себе прикид, а я почему-то разозлилась: мне тоже хотелось потратить крупную сумму на понравившуюся вещь, причем не глядя. Разозлилась до слез. Поняла, если сейчас именно так не сделаю, то кого-нибудь растерзаю. Или просто уйду и никогда-никогда не буду встречаться со своими подругами и ходить вместе по магазинам. В итоге увидела сногсшибательно платье цвета слоновой кости. Цена на этикетке зашкаливала. Но я нашла в себе силы уверенно и слегка небрежно сказать: «О, такое платье мне бы не помешало. Пожалуй, возьму». Ирка глаза раскрыла: «Ого!» А ей бросила: «Цена-то, в общем, пустяковая». Потом я весь остаток вечера убивалась, жалела 15 000 рублей и это красивое платье, которое мне даже некуда надеть. Сейчас сижу и реву - понимаю, какая идиотка...»

23 марта.

«Сегодня падает мокрый снег и пасмурно. Но мне так хорошо: такой заряд позитива и бодрости, что, кажется, могу коней останавливать и горы сворачивать. На мне же платье цвета слоновой кости. А 15 тысяч, о которых я так жалела, - это ерунда. Деньги приходят и уходят, а покупки остаются. Надо заплатить за свет и за воду».

29 марта.

«Надо было купить для кошки новый лоток. Зашла в супермаркет. Какие у нас, оказываются, тарелки и кружки стали делать красивые! Раньше как-то внимания не обращала. А зря! Накупила себе чашек и кружек с забавными надписями и геометрическими цветами: ярко и стильно. Заодно обновила кухонный инвентарь, ведь готовка не должна вызывать унылое чувство необходимости. Если окружить себя привлекательными вещами, то тогда на кухне будет царить гармония! Оставшиеся полдня аккуратно расставляла по полкам блюдца, тарелки, чашечки, стаканы, разделочную доску, лопаточки для готовки. Осталось забить холодильник провизией. Я постаралась и закупила только дорогие продукты: как представила себе, что на новой тарелке будет лежать не какой-то кусок дешевого сыра, а настоящий маасдам, так у меня сразу настроение поднялось».

5 апреля.

«Пришли письма с квитками и извещением о задолженности. Денег, как обычно, не хватает. Да пошло все к черту. Надоело об этом думать!»

7 апреля.

«Завтра будем отмечать день рождения шефа. После работы пойдем в какой-то пафосный ресторан, где будет вся элита нашего города. Новое платье у меня есть. Но ни босоножки, ни ботильоны к нему не подходят...

…Не удержалась, оформила кредитную карту. Как же это приятно, ходить по магазинам и ни в чем, ни в чем себе не отказывать. Я выбирала туфли и морщила нос: то это мне не нравится, то вон то... И я поняла, что ненавижу магазины, где толпится куча людей, а продавцов мало. Я люблю просторные светлые салоны, куда заходит очень мало людей, зато консультанты тебя обслуживают по полной! И уже не важно, что там дорого. За сервис я готова платить! (да-а, я всегда мечтала произнести эту фразу томно и вальяжно)».

10 мая.

«Кажется, у меня начались проблемы. Все дело, конечно, в моей глупости. Все деньги, которые были на кредитке, кончились… Я каждый раз себя убеждала в том, что с зарплаты внесу потраченную сумму на карточку, но не получалось. Потому что я думала: «Ну, ладно, пусть не в этот раз, а в следующий я обязательно верну деньги. Зря я так думала. Все стало гораздо хуже. Возвращать деньги на карточку мне жалко. Да и потом, если я отдам 40 000 тысяч сразу, то на что я буду жить весь месяц? А эти коллекторы или как их там постоянно звонят мне по телефону и угрожают. Даже вчера, несмотря на то, что был праздник, они мне звонили каждый час. Я уже не беру трубку и не отвечаю им. Потому что они орут и угрожают тюрьмой. Нет, я понимаю, деньги возвращать надо. Сначала я думала взять у мамы. Потом передумала. Мама будет волноваться. И обязательно скажет что-то вроде: «Вот, я же говорила, нельзя тебе жить одной, ты совершенно не можешь устроить свой быт!» Решила, лучше займу у подруги. Звонила Ирке, а она отказала, говорит, до зарплаты у нее осталось 2000 рублей. Что делать-то? А ведь надо что-то придумать. Я не ходила на работу целую неделю, болела. А мне позвонила коллега, сказала, что приходили из банка, меня искали. Как же стыдно. Как показаться теперь в офисе? Может, сразу заявление написать? Ладно, подумаю об этом в другой раз. Главное сейчас: раздобыть денег. Есть идея: пойти в другой банк, оформить еще один кредит. Смогу сразу покрыть долг на первой карте, а с этой буду постепенно рассчитываться. Точно, так и сделаю! Вот, объявление: «Поможем оформить кредит, выкуп товара» - как раз то, что надо...»

Если вы покупаете себе вещь, чтобы поднять настроение, пора бить тревогу!

Если вы покупаете себе вещь, чтобы поднять настроение, пора бить тревогу!

БЕЗУМИЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ

Шопиголизм, или ониомания (с греческого: «онио» - для продажи, и «мания» - безумие). Медики говорят, что это расстройство психики, а ониоманы уверены, что поводов для беспокойства нет.

- Есть множество случаев, когда шопингомания приводила к разрушению семей из-за непомерной задолженности больного члена семьи, утратившего чувство меры, - комментирует воронежский психолог Олег Воротилин. - В случае невозможности удовлетворить эту самую манию у шопингомана развивается депрессия, агрессия, а все это ведет к реальным заболеваниям: нарушению сердечно-сосудистой системы, головным болям и так далее...

Итак, насколько это явление нормально? Где грань между простым походом по магазинам и маниакальной зависимостью? Когда нужно остановиться?

Ответ на первый вопрос практически очевиден: «конечно, ненормально!» - но с другой стороны, если речь идет о девушке, то почему бы и нет?

- Дело в том, что женская природа так устроена - ей надо «работать» на социум, на общество. То есть женщинам важно, как они выглядят на публике, что про них говорят и как их оценивают окружающие, - утверждает Олег Вячеславович. - А учитывая то, что сейчас мы живем в информационном обществе, где людей «зомбируют» глянцем, рекламой, то, понятное дело, современная девушка будет стремиться к канонам. И ничего в этом аномального нет. С другой стороны, если она делает это во вред себе, не контролирует ситуации и забывает про условные барьеры, то ничего хорошего не будет. Ведь в конце концов надо во всем знать меру.

Хорошо. А как эту меру определить? Вот идет девушка с приятельницей в магазин. Покупают девушки себе всякие сарафанчики, обновляя гардероб. Нормально? Конечно. А вот если девушки пошли в магазин от нечего делать и купили себе всю весенне-летнюю коллекцию одежды? Вот это уже почти клинический случай. В чем же разница между первой ситуацией и второй?

- Основные симптомы шопоголизма как раз в том, что человек совершает покупки без причины, лишь бы купить. Потому что это красиво, в этом есть шик. Потому что в журналах постоянно пишут о том, как надо себя любимую баловать. И вот это принудительное «надо» здесь играет основную роль, - уверен Олег Вячеславович.

Так что, если вы идете в магазин с какой-то конкретной целью и знаете, что намерены купить, то вам нечего бояться, все о’кей. А вот если у вас плохое настроение и вы решили его поднять покупкой чего-нибудь, то самое время бить тревогу.

ШОПОГОЛИКАМИ СТАНОВЯТСЯ ОТ ЧУВСТВА НЕЗАЩИЩЕННОСТИ

Кстати, все медики утверждают, что основные симптомы ониомании - это депрессия, апатия, которые проходят сразу же после очередного захода в торговый центр. При этом, как уверяют психологи, чувство эйфории, наступающее сразу после траты денег, кратковременное. Оно быстро улетучивается, и на смену ему снова приходят апатия и уныние.

Если вы утвердительно ответили хотя бы на три пункта, то вы склонны к шопоголизму:

- Вы часто ходите в магазин без четкого желания найти что-то конкретное;

- Вы осматриваете любой товар, который выставили на продажу;

- Вы постоянно читаете модные журналы и стараетесь следовать приведенным советам и рекомендациям;

- Раз в день у вас появляется настойчивое желание что-нибудь купить без объективных причин;

- Вы постоянно обсуждаете купленную вещь (с друзьями, родителями, коллегами);

- Если вы долго не гуляли по торговым центрам, у вас резко портится настроение.

- Вы не чувствуете радости от приобретенных предметов.

Отчего же становятся шопоголиками? Во-первых, человек нуждается в чувстве полной безопасности.

Во-вторых, человеку важно удовлетворить потребность собственной значимости. Но, как вы понимаете, процесс траты денег на дает нам ни первого, ни второго. В итоге зависимость захватывает человека все больше и больше.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАВИСИМОСТИ?

Психологи утверждают, что это очень легко

- Не надо думать, что для избавления от этой вредной привычки нужна большая сила воли, - говорит Олег Воротилин. - На самом деле главное - осознать себя в настоящем. Как правило, большинство людей (80%) живет прошлым, цепляется и не хочет его отпускать «А если бы я тогда... А вот что бы было, если бы...» Небольшой процент живет в будущем: «Вот когда-нибудь...», «Брошу курить, тогда заживу!» И лишь единицы живут в настоящем, но при этом в нем не находятся. К примеру, человек сидит в комнате. И он не думает: «Я сижу в этой комнате», он думает: «За окном проехала машина» или «Уже зацвела сирень» или «Хороший фильм показали по ТВ». Это не то. Человек должен осознать, что он на данный момент времени, находится в данном месте, и ему сейчас хочется чего-то конкретного. Например: «Я хочу пить», «Сейчас я хочу съесть заварное пирожное с кофе» - то есть конкретика, определенные желания. Если так мыслить, то вы сможете понять свои приоритеты или жизненные цели. «Сейчас я дико устала и хочу отдохнуть после рабочего дня». Послушайте свой организм, отключите мобильник и ложитесь спать. Утром вы будете выспавшейся. Более того, начнете собираться на работу, вспоминая, ничего ли не забыла? Как только вы дадите «высказаться» своему телу и мозгу, то ваше настоящее легко заполнится. Зависимости там уже не будет места.

Еще немного полезных советов:

- Скидка и красные ценники не означают, что вы должны что-то купить на распродаже. Скидка - это не более чем удобная фишка для потребителя. Обычно красный ценник вешают, не снижая стоимости. Поэтому не стоит давать себя обманывать.

- Не стоит покупать первую попавшуюся вещь. Оставьте время, чтобы сравнить дизайн и цвет других вещей. Обдумайте, что из предложенного вам нравится больше всего, и только тогда делайте свой выбор.

- Избавьтесь от кредиток. Потому что привычка ими расплачиваться может привести к долгам. Берите с собой наличные на определенные цели. Таким образом вам удастся избежать ненужных трат.

- Пишите список покупок: досконально пристрастно. Указывайте напротив цену каждого товара (хотя бы приблизительную), а потом суммируйте: тогда вы увидите, сколько у вас уйдет денег на этот поход в супермаркет.

- Сохраняйте чеки, анализируйте и сравнивайте. Так вы определите, на что и сколько вы реально тратите денег.

ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ПРИЛАВКА

А что думают продавцы и все эти имидж-консультанты о шопоголиках? Могут ли вычислить их с первого взгляда? Чтобы выяснить это, я отправилась... по магазинам.

- Вы сможете отличить шопоголика от не-шопоголика?

Девушка-продавец в одном из салонов мне приветливо улыбается и тихо говорит:

- Конечно.

- А вы отговариваете таких покупателей от «уже десятой кофточки»?

Девушка с ответом немного медлит, а потом отвечает:

- Мы не имеем права мешать покупателям.

Практически то же самое мне ответили и в других магазинах: «Это не в нашей компетенции!», «Отговаривать мы никого не станем!», «Покупатель всегда прав!» В одном только мебельном салоне женщина-консультант мне клялась и божилась, что людей она никогда не дурила и всегда старалась им продать не «как можно больше», а «как можно лучше». Расплывчатое понятие, особенно если учесть, что «как можно лучше» стоит во много раз дороже.

- Мы для наших торговых точек проводим психологические тренинги, - заявил мне Дмитрий, руководитель одной крупной торговой сети. - Специалисты учат консультантов продавать не товар, а внимание!

Конечно, тут логика проста: если покупателю здесь понравилось (а шопоголик, как уверяют психологи, ищет именно внимания!), то он будет приходить снова и снова. Расчет понятен, но, как заметил Дмитрий, «это просто бизнес!». Поэтому, кроме как на себя, шопоголикам полагаться больше не на кого. Поэтому записываем свои траты и прислушиваемся к внутреннему голосу.

ЧИТАЙТЕ И СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ РАДИО КП

В России эпидемия шопоголизма. По статистике 74 процента женщин думают о магазинных вояжах каждую минуту своей жизни

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также