Звезды

Режиссер Николай Хомерики в Новосибирске: «Кино - это музыка. Есть джаз, классика и Алла Пугачева!»

Участник показа Каннского кинофестиваля рассказал сибирякам о новом фильме
Николай Хомерики считает, что мы все тяжело больны.

Николай Хомерики считает, что мы все тяжело больны.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

Николая Хомерики называют одним из самых талантливых режиссеров современности. Он приехал в Новосибирск, чтобы представить новую работу «Сердца бумеранг». Свой черно-белый фильм режиссер называет историей о бренности бытия. 23-летний Костя узнает, что безнадежно болен. Но решает никому не рассказывать о своих проблемах, а просто начинает размышлять о смысле жизни…

Рената Литвинова стала колдуньей

Он думает о смысле, каждый день собираясь на работу. Костя служит помощником машиниста в метрополитене. Он ищет смысл, вглядываясь в беспросветную даль черных тоннелей, когда поезд несется между станциями. Костя не останавливается, даже когда перед ним обнаженная женщина. Просто утыкается ей в грудь носом и думает: а где же смысл? И есть ли он вообще?

Как утверждает режиссер, «Сердца бумеранг» - единственная за несколько лет в России кинолента, снятая на черно-белую пленку. В этой картине 99,9 процентов живого звука.

- Мы сделали черно-белое кино, чтобы добиться так называемого эффекта безвременья, - рассказал «Комсомолке» Николай Хомерики. - Чтобы отойти от конкретного пространства и времени, а зритель больше внимания уделил за внутренней жизнью героев.

Костя молчит, наблюдая за прохожими и друзьями, за любимой девушкой и матерью. И чем дольше идет фильм, тем больше начинает казаться, что слова здесь совсем не нужны. Ты сам становишься участником всех событий на экране и вместе с Костей думаешь о бренности сущего, смотришь на происходящее его глазами. Не ясно, в каком городе происходят события - пейзажи снимались в Москве, а метро - в Питере. Не понятно, какое время освещает лента. Песни «Ласкового мая» совершенно четко отсылают в конец 80-х - начало 90-х годов прошлого века. Но в то же время у актеров современные мобильники и видеокамеры. Это условный город и условное время. Как и сегодняшняя жизнь.

В фильме снимались реальные сотрудники метрополитена и врач. Роль философствующего помощника машиниста сыграл актер Александр Яценко. Ему прислали сценарий за четыре дня до съемок, и он даже не успел его прочитать. Но в фильме Александр - словно всю жизнь просидел в кабине вагоновожатого. Все герои выглядят, как персонажи документального кино. Даже Рената Литвинова смогла отойти от своей звездности и сняться в роли колдуньи-целительницы. Аристократичная и утонченная от макушки до пяток в жизни, в кино Рената предстает гадалкой в нелепой шапочке. Она изо всей силы трясет Костю за руки, пытаясь вернуть ему здоровье. В первую минуту даже не верится, что это манерная насквозь Литвинова.

- Ренату, конечно, уговорить было сложнее, чем других актеров, потому что у нее абсолютно свой мир. И проникнуть в него разрешается не каждому. Но я снимался в ее фильме «Последняя сказка Риты» (в эти дни ленту Литвиновой показывают на 65-м Каннском кинофестивале и 34-м Московском международном кинофестивале. - Прим. «КП»), поэтому мне пошли навстречу, - улыбнулся режиссер. - Мы поняли друг друга, как актер актера. Тем более, текст был написан заранее. Я всегда так работаю - сначала текст, а на его основе уже импровизация. Рената Литвинова - мастер импровизации. Поэтому я был уверен, что у нее получится лучше, чем у других актеров. В какой-то момент хотел вырезать эту сцену. Решил, что будет перебор. Но потом подумал, что своеобразная перчинка фильму не помешает. Получилась отдельная маленькая история, фильм в фильме. Кино в духе Киры Муратовой, которую я очень люблю.

Костя думает о смысле жизни в любой ситуации. Кадр из фильма «Сердца бумеранг».

Костя думает о смысле жизни в любой ситуации. Кадр из фильма «Сердца бумеранг».

«Мы все тяжело больны»

Сам Хомерики, как и его главный герой, тоже трудился на не самой творческой работе. После школы учился на бухгалтера, работал в компании Coca-Cola. С другом открыл фирму и возил бытовую химию из Нидерландов в Россию. Но карьера бизнесмена закончилась, как только он увидел легендарного «Сталкера» Андрея Тарковского. В 2000 году Николай закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров на киностудии «Мосфильм» (мастерская Владимира Хотиненко). И первой работой стал трехминутный этюд «Капля», получивший первый приз кинофестиваля в Сопоте. Жюри возглавлял известный режиссер Кшиштоф Занусси.

В 2005 году Николай Хомерики окончил в Париже аспирантуру режиссерского факультета государственной киношколы La Femis. А режиссер Филипп Гаррель пригласил его работать ассистентом в фильме «Постоянные любовники». Фильм получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале. Две самостоятельные работы Николая - «Сказка про темноту» и «977» - участвовали в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. А последний фильм, который Николай привез в Новосибирск, был показан на Московском международном фестивале, в Карловых Варах, Севилье, Турине и Роттердаме.

- Кинокритики часто просят пояснить название фильма, - поделился режиссер. - Да, поначалу не очень понятно, почему же «Сердца бумеранг». Но эта история связана с моей старой короткометражкой «Вдвоем». Там болела мать, а сын за ней ухаживал. Когда снимался новый фильм, было внутреннее ощущение, словно я делаю бумеранг от сердца - продолжаю незаконченное кино.

Работа над фильмом «Сердца бумеранг» шла всего полтора месяца - с середины декабря до конца января. В самый холодный день температура воздуха опустилась до минус 34 градусов. Но морозы не пугали. Съемки Нового года проходили на Красной площади в ночь с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года.

- Получился средний фильм в стиле артхаус. Пусть у него будет небольшая аудитория, но зато это будут настоящие ценители. В кино, как и в музыке, есть своя иерархия. Есть фильмы как джаз, как классика, а есть просто как Алла Пугачева. Я делаю свои работы в самых разных направлениях. И сейчас получился такой психоделический рок.

В первоначальном сценарии главный герой Костя умирал. Мать везла его хоронить. Но чем дольше шли съемки, тем больше режиссер убеждался, что убивать ни в чем не повинного парня точно не нужно. Он уезжает в темный тоннель метро, а дальше - неизвестность.

- Думаю, что я правильно не стал хоронить Костю, - говорит Николай. - Пусть зритель помучается, размышляя, что же было дальше. Болезнью главного героя больны сегодня все. Мы показали небольшой кусок жизни, показали проблему. А вы теперь думайте, как с этим жить дальше...

Рекомендуемые