Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics

США - стреляющие штаты Америки?

Цепь расправ в учебных заведениях страны настойчиво ставит вопрос о свободе приобретения оружия
Источник:kp.ru
Количество оружия, находящегося в частных руках в США, сегодня насчитывает 240 миллионов единиц.

Количество оружия, находящегося в частных руках в США, сегодня насчитывает 240 миллионов единиц.

«Стреляющие Штаты Америки» - именно так в стародавние советские времена расшифровывали название заокеанской державы в газетах и журналах, пытаясь забубенными пропагандистскими штампами утвердить в мозгах сограждан еще более зловещий образ американского врага.

Многие штампы канули в Лету, но, увы, учащающиеся в последнее время трагедии в США заставляют вспомнить о пугающей расшифровке аббревиатуры названия нашей страны, где и, правда, все чаще слышатся выстрелы, причем не в гангстерских разборках, а в самых обыденных, казалось бы, обстоятельствах.

После выстрелов в Тусоне

Почти три месяца назад, точнее, 10 февраля, в Амеркие произошло событие, которое не привлекло особо широкого внимания - одному из кораблей береговой охраны дали новое имя. А поводом для этого события послужила трагедия, потрясшая всю страну - 8 января 2011 года в 10 часов утра в супермаркете города Тусон ( штат Аризона) прогремели выстрелы, оказавшиеся смертельными для шести человек, еще 13 получили ранения разной степени тяжести, среди них - член палаты представителей конгресса США, супруга астронавта Марка Келли, готовившегося в тот момент к полету, Габриэль Гиффордс. Случилось это во время ее встречи с избирателями, которая оказалась для нее последней - она чудом выжила, но ранения оказались столь тяжелыми, что ей пришлось распрощаться с политической карьерой.

Не вдаваясь в мотивы этого преступления, совершенного маньяком, заметим, что накануне трагедии Гиффордс активно выступала в своем родном Тусоне за право американцев иметь при себе огнестрельное оружие для самозащиты. Но в ее случае оно было использовано для убийства. А через год именем Габриэль и был назван корабль, о котором мы рассказали в начале этой печальной истории. Одной из многих историй, которые, увы, все чаще случаются в американских городах, а особенно - в школах и университетах. Подтверждением этому служит и не столь давняя драма в калифорнийском Окленде, где отчисленный из колледжа студент в порядке мести устроил в своем учебном заведении стрельбу, жертвами которой стали семь человек. Еще одна кровавя драма произошла 30 мая в Сиэтле, где в расположенном неподалеку от кампуса местного университета кафе неизвестный убил пять человек, после чего покончил с собой. В тот же день прозвучали еще несколько смертельных выстрелов - в том же Сиэтле была убита женщина, а в Индианаполисе вооруженный преступник убил одного и ранил трех человек. Вот такая кровавaя цепочка в течение только одного дня. В этой связи трудно не вспомнить потрясшую всю Америку трагедию в Вирджинии пятью годами раньше, когда студент Чо Сын Хи расстрелял 32 учащихся и педагогов местного университета.

Эти конкретные случаи дополним «убийственной» статистикой только одного графства Лос-Анджелес (штат Калифорния), где за пять лет - с 1 января 2007 года по январь 2012 года были убиты 3,823 человека, причем главным образом ( почти 3 тысячи случаев) с помощью огнестрельного оружия. Попробуем ответить на главный вопрос, который все чаще с тревогой задают американцы: почему такие трагедии становятся все более частыми в нашей стране? Согласно проведенным в этой связи исследованиям, большинство людей, открывавших стрельбу в школах, незадолго до этого пережили какие-то неудачи и потери. Были и другие причины, вызвавшие агрессию, выразившуюся в столь крайних формах - издевательства окружающих и месть, психические заболевания, жестокие фильмы и видеоигры, наркотики, а также сама возможность прибегнуть к оружию.

Когда студенты берутся за «кольт»

Какой же из этих факторов можно отнести к наиболее опасным с точки зрения последствий, учитывая, что аналогичные ситуации не являются исключением и в других странах, где, правда, подобного рода кровавые драмы наблюдаются куда реже, чем в США? Как считает профессор психиатрии из университета штата Мичиган Фрэнк Очберт, «причина, по которой стрельба в школах США происходит чаще, чем в других странах, связана с доступом детей к заряженному оружию, которого не должно быть». И «любая серьезная попытка предотвратить стрельбу в школах натолкнется на эту проблему», предупреждает он. Но такая точка зрения, как это ни парадоксально на первый взгляд, вряд ли получит широкую поддержку, особенно в тех штатах, где владение оружием имеет давнюю традицию. Ведь, как утверждают некоторые американские аналитики, проблема связана не столько с оружием, сколько с гражданскими свободами. Именно в этом видит трудности в разрешении данной проблемы нью-йоркский профессор социологии и образования Ричард Арум, заметивший с горьким сарказмом после очередного кровавого побоища в одном из учебных заведений, что у всех студентов, учащихся школ и колледжей, включая психически нездоровых, есть право на неприкосновенность частной жизни, свободу слова и правосудие. «К сожалению, - замечает он,- из-за этих свобод школам трудно реагировать на отдельные проблемы, возникающие у представителей молодежи, так, как подсказывает здравый смысл».

Однако если перейти от проблем психологического и, в определенной степени, правового свойства, имея в виду вторую поправку к Конституции США, гарантирующую право американцев на хранение и ношение оружия, к чисто практическим, то невольно возникает вопрос, который все чаще сегодня поднимается в самом американском обществе: не слишком ли вольно трактуется эта поправка, дающая право чуть ли не каждому взрослому гражданину страны владеть оружием со всеми вытекающими отсюда последствиями? При этом, естественно, мнения резко расходятся. Часть общества, причем довольно значительная, опираясь на цифры, пытается доказать противникам «всеобщей мобилизации», что законное наличие огнестрельного оружия у значительной части населения (количество такого оружия, находящегося в частных руках, сегодня насчитывает 240 миллионов единиц, причем ежегодно оно увеличивается примерно на 4,5 миллиона единиц) является сдерживающим фактором для различного рода правонарушителей, приводя при этом в пример некоторые страны и американские штаты, где запрет на скрытое ношение оружия приводил к росту убийств, грабежей и насилия. При этом используется даже такая байка: «Если бы хотя бы пять процентов уток могли отстреливаться, вы не рискнули бы отправиться на утиную охоту».

С утками понятно, а вот что делать со статистикой, согласно которой в преступных целях оружие было использовано лишь в 0,2% случаев? И эту статистику, достаточно, впрочем, лукавую, поскольку для грабежа банка или уличного ограбления совсем необязательно нажимать на курок, достаточно одного вида оружия, направленного тебе в лицо, широко использует так называемое оружейное лобби, возглавляемое Национальной стрелковой ассоциацией Америки (NRA), насчитывающей почти три миллиона членов, с которой вынуждена считаться и политическая элита страны. Причем защитниками интересов этой организации, а это прежде всего представители Республиканской партии, оказываются даже ученые-юристы. Один из них, профессор юридической школы Чикагского университета Джон Лотт опубликовал даже книгу под характерным названием «Больше оружия - меньше преступлений». Нетрудно догадаться, какой вывод делает автор данного исследования - чем больше законопослушных граждан получают право на ношение оружия, тем реже преступники прибегают к насилию.

Этот вывод, наверное, очень бы утешил жертв психопата Джорджа Содини, убившего трех и ранившего девять посетительниц фитнес-центра в Пенсильвании, который приобрел на совершенно легальных основаниях пистолет в одном из отделений компании TGSCOM, торгующей оружием. Кстати, эта компания использует для торговли оружием свыше сотни веб-сайтов, что еще больше расширяет возможности его приобренеия. Выяснилось, что услугами этой компании воспользовались и еще двое убийц: Стивен Казмирчак, застреливший 5 студентов в университете Северного Иллинойса, и упомянутый Чо Сын Хи. Вот такая зловещая цепь.

По разные стороны баррикады

Каким же образом оружие попадает к людям с психическими отклонениями, не говоря уже о криминальных наклонностях? Прежде всего уточним, какие существуют ограничения на продажу огнестрельного оружия в США, поскольку большую часть правил в этой области устанавливают отдельные штаты. Что касается общих правил, то купить оружие в Соединенных Штатах может совершеннолетний американец, не имеющий серьезных проблем с законом и психически вменяемый, что должны проверить продавцы оружия по соответствующим каналам ФБР. «Федеральный закон о контроле над оружием запрещает продажу и передачу огнестрельного оружия нелегальным иммигрантам, лицам, с позором уволенным с военной службы, а также людям, привлекавшимся к административной ответственности за насилие в семье и подобные преступления», - уточняет адвокат, занимающийся много лет криминальными проблемами, к которому мы обратились за разъяснениями по данному вопросу.

Здесь, правда, следует уточнить, что в разных штатах существуют и различные правила относительно влaдения огнестрельным оружием. Например, в Нью-Йорке, даже приобретенное легальным путем, оно не должно храниться дома или в машине, что, собственно, и ограничивает возможности его применения в этом густонаселенном мегаполисе. Нарушение же этого правила влечет за собой наказание до 7 лет тюремного заключения, если оно не сопряжено с более тяжким преступлением. Сегодня проблема приобретения оружия частными лицами приобрела политический характер, обостряющийся по мере приближения к выборам, поскольку по разные стороны этой баррикады оказались республиканцы и демократы. Первые, добиваясь смягчения контроля над продажей огнестрельного оружия, утверждают, что там, где вооружены больше граждан, меньше уровень преступности. Вторые же приводят свои доводы - дескать, оружие само по себе является фактором риска, поскольку именно в местах наибольшей его концентрации в частных руках оно чаще всего используется, нередко со смертельным исходом.

Согласно опросам общественного мнения, проведенным службой Gallup, число сторонников ужесточения контроля над оружием в США постоянно снижается. Если, например, в 1990 году 78% американцев выступали за ужесточение этих правил, то ныне картина диаметрально изменилась - сейчас всего 26% американцев выступают за запрет личного огнестрельного оружия. И это при том, что уровень преступности в Америке в последние годы несколько снизился. Что это - дань вековой традиции или тревожное «воспоминание о будущем»?

Ответа на этот вопрос пока нет, зато есть грустная реальность: гангстерские разборки времен «сухого закона» уступили место кровавым оргиям в университетах и колледжах. Это стало своего рода новой эпидемией Америки, окончательный диагноз которой пока не поставлен.