Звезды

Дмитрий Воскобойников: «Алхимик» уже обессмертил Пауло Коэльо»

Сегодня знаменитый бразильский писатель отмечает 65-летие
Пауло Коэльо и Дмитрий Воскобойников (справа) - мужская дружба отлично скрепляется бокалом хорошего вина.

Пауло Коэльо и Дмитрий Воскобойников (справа) - мужская дружба отлично скрепляется бокалом хорошего вина.

Можно возносить творчество писателя до небес или ругать его за тщетные поиски смысла жизни, но магии Пауло Коэльо не занимать. Чем он завораживает миллионы читателей, «КП» решила выяснить у его русского друга - известного журналиста Дмитрия ВОСКОБОЙНИКОВА.

«ТЕХ, КТО НЕ ДЕРЖИТ СЛОВО, ОН ВЫЧЕРКИВАЕТ ИЗ ЖИЗНИ»

- Как вы познакомились с Пауло Коэльо?

- В 1998 году я поехал в Давос на Всемирный экономический форум и на одном из стендов увидел книгу неизвестного мне автора - Пауло Коэльо. Купил «Алхимика», прочел на одном дыхании за ночь. Был восхищен его писательским даром, метафоричностью, глубиной передачи настроений. Через пару лет Пауло начал набирать популярность и у нас в стране. В 2002 году - в то время я работал исполнительным директором агентства «Интерфакс» - ко мне обратились за помощью в проведении пресс-конференции с приехавшим в Москву Коэльо. Так мы познакомились. Периодически перебрасывались сообщениями по электронной почте. По-настоящему же подружились в 2003-м, когда его представители предложили встретиться с ним перед выходом повести «Одиннадцать минут». Интервью Коэльо назначил в городе Тарб на юго-западе Франции. Мы беседовали, и Пауло стал проявлять к моей персоне интерес. Так началась дружба. Следующий, 2004-й новый год мы уже встречали вместе, потом вместе съездили в Казахстан...

- Правда ли, что Коэльо в общении не терпит полутонов?

- Он может быть очень резким и ненавидит, когда его пытаются использовать. Если он дает слово, то держит его. Если же кто-то обещает, а потом этого не делает, то, насколько могу судить, Пауло просто вычеркивает его из списка своих знакомых. Он - благородный человек. Мало кто знает, но в Бразилии Пауло содержит школу, где обучаются несколько сотен беспризорных детей. Полностью покрывает все расходы. И никакого пиара.

Порой мы ругались - и по-доброму, и гневно (моя вина). Например, в ходе подготовки его книжки «Заир» какие-то вещи показались мне неуместными. Скажем, один из главных героев романа - казах, но зовут его почему-то Олег. Я указал на эту странность, но Пауло ничего не изменил. В последнем произведении Коэльо «Алеф» правда тоже перемежается с неправдой. Но не любой вымысел приемлем. Год назад я написал Пауло об этом не вполне корректное письмо, о чем жалею, и мы не общались до сих пор. Только после вашей просьбы рассказать о Коэльо я подумал: «Ему уже так много лет, да и я не мальчик, мало ли что с нами может произойти! Неужто уйдем на тот свет как два дурака, не пожав друг другу руки?» И тут же написал ему после годичного молчания. И он ответил доброжелательно - в этом весь Коэльо.

- Одни утверждают, что своими книгами он пробуждает духовность, другие называют его дутой величиной...

- «Алхимик» его уже обессмертил. Но и к критикам следует прислушиваться - та планка, которую Пауло установил «Алхимиком», по-моему, не покоряется ему в следующих произведениях.

«КРИСТИНА - ЕГО ЕДИНСТВЕННАЯ МУЗА»

- Он трижды был в психиатрическом доме и трижды побывал в тюрьме. Какой опыт Коэльо из этого вынес?

- На мой взгляд, они сделали его еще более упертым. Говорят, человек должен быть одинаково одержим тем, что любит, и тем, что ненавидит. Это умозаключение как нельзя лучше подходит к описанию личности Пауло. Хотя Коэльо - человек весьма богатый, Пауло считает деньги, и молодец. Он всегда скрупулезно следит за продажами книг, в какой бы точке земного шара ни находился, всегда внимательно изучает, какова реакция СМИ на его произведения.

- В молодости его так сильно подхватывали волны любовной лихорадки. Он сменил много жен, даже имел гомосексуальные контакты...

- Сейчас - и уже очень давно - с ним по жизни идет одна женщина - Кристина. Конечно, периодически появляются другие музы, но они исчезают, а Кристина - единственная. Геем же Пауло, по-моему, никогда не был. В Казахстане случилась смешная история: к нему в номер проник какой-то мужчина нетрадиционной ориентации. Как это ему удалось - мистика. Пауло вознегодовал: «Откуда здесь взялся этот тип?» Все недоумевали, но втихаря покатывались от смеха.

- Как творит Коэльо?

- Вопрос скорее к нему. Вальтер Скотт не мог писать, если вокруг не бегали дети, Шуберту нужны были подгнивающие яблоки на рояле. У Коэльо тоже есть своя причуда. Он пишет книги через год: выходит книга, следующие 12 месяцев посвящает разъездам и ее продвижению, а потом ждет приземления белого перышка. Как только оно ниспадает откуда-то - можно приступать к новой книге. Перышко - как некий таинственный знак. Пауло пропитан загадочностью, мне не всегда понятной. Помню, гуляем, вдруг он садится на корточки и шепчет что-то, типа «трах-тибидох». Что бы это значило - известно только ему.