Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Москва14 октября 2012 22:00

Заслуженный строитель России Варткез Арцруни: «Железную дорогу закатать в асфальт, а вокзалы выселить за МКАД»

Бывший замруководителя Департамента строительства правительства Москвы обратился к Владимиру Путину с открытым письмом, в котором предлагает свои способы спасения Москвы от пробок
Источник:kp.ru
В крупнейших мегаполисах мира многоэтажные развязки - давно реальность. На снимке - многоуровневая эстакада в Пекине. Может, и Москве пора?

В крупнейших мегаполисах мира многоэтажные развязки - давно реальность. На снимке - многоуровневая эстакада в Пекине. Может, и Москве пора?

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Дороги в столице расширяют, развязки строят, новые станции метро открывают... А пробки как были, так и есть. Заслуженный строитель России Варткез Арцруни (см. «Личное дело») предложил свои, очень необычные варианты решения главной проблемы Москвы - транспортной. Одно из главных - убрать из столицы все железнодорожные пути.

Что еще предлагает Варткез Арцруни? Насколько его идеи осуществимы? Мы попросили экспертов прокомментировать некоторые из них.

АЗЛК И ЗИЛу В СТОЛИЦЕ НЕ МЕСТО

«Москва уже давно не является промышленным центром, все крупные предприятия серьезно сократили объемы производства или переехали в другие регионы, - пишет Арцруни. - АЗЛК, ЗИЛ, «Серп и Молот», «Красный пролетарий», завод им. Орджоникидзе либо остановлены, либо находятся в состоянии стагнации. То есть грузооборот промышленных предприятий снизился в разы, тем не менее грузовые дворы, мощности по формированию составов, подъездные железнодорожные пути остаются нетронутыми, но фактически не используются. При этом они занимают огромные площади в центральной части города. А Москва задыхается в пробках, потому что новые дороги строить просто негде. Поэтому, на мой взгляд, из Москвы необходимо выводить ненужное сегодня городу производство».

Комментарий эксперта

Александр ВЫСОКОВСКИЙ, декан Высшей школы урбанистики при Высшей школе экономики:

- Отличная идея. Все эти заводы давно пора выводить из Москвы. Сегодня больше 80% выпускников московских школ идут в вузы. Они что, спят и видят, как грузовики на ЗИЛе собирать? Нет, друзья. На эти производства придется, как 20 лет назад, завозить китайцев или вьетнамцев. А зачем они в Москве? Гастарбайтеров и без них хватает. Вот если бы ЗИЛ или АЗЛК стал разрабатывать и производить электромобили, т. е. высокотехнологичный продукт, эти производства следовало бы оставить. И привлекать на них выпускников московских вузов. А в нынешнем виде они лишь зря занимают дорогую московскую землю. Только не стоит вместо них строить дороги. Эти территории нужно оставить как золотой запас города. Там можно, например, развивать инновационные производства.

РЕЛЬСЫ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ?

«Вместо радиальных подъездных железнодорожных путей нужно построить вылетные магистрали и при необходимости под ними также открытым способом построить ветки метро и интегрировать через пересадочные узлы с пригородными электричками, - пишет Арцруни. - Освободив таким образом около 30 тыс. га, на половине этих площадей можно построить достаточное количество дорог и решить другие проблемы города, в том числе и экологические. Это позволит радикально решить проблему автомобильных заторов, а остальные десятки тысяч освобожденных гектаров выставить на продажу, что позволит выручить в городскую казну миллиарды рублей и поможет решить колоссальную задачу по финансированию этой программы».

Комментарий эксперта

Владимир НОСОВ, завкафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ:

- С одной стороны, автомобильные дороги удобнее. Ведь железнодорожный транспорт - это всегда пересадки. Сначала на метро до вокзала, потом от вокзала по железной дороге до нужной станции, потом от нее пешком или на автобусе до места. Например, дачи. На машине, конечно, удобнее: сел и быстро доехал - если нет пробок. Но есть и минусы. Чтобы «закатать рельсы в асфальт», нужны огромные деньги. Но эффект этих вложений под большим вопросом. Во-первых, пропускная способность железной дороги намного выше, чем автомобильной. По ней и грузов можно больше перевезти, и пассажиров. Во-вторых, железная дорога экологически куда чище. Поезда на электротяге вообще не дают выбросов. Если вместо них пустить автобусы и машины, Москва просто задохнется. В общем, минусов больше.

ВМЕСТО ЭЛЕКТРИЧЕК - ЛЕГКОЕ МЕТРО

«Запуск электричек по малому кольцу МЖД - это ошибочное явление. Необходимо, на мой взгляд, на этом месте построить кольцевую ветку метрополитена, причем открытым методом, что гораздо дешевле, и разгрузить существующее метрокольцо, работающее на пределе своей пропускной способности», - считает Арцруни.

Комментарий эксперта

Александр СТРЕЛЬНИКОВ, ведущий научный сотрудник отдела исследования транспортных инфраструктур ЦНИИП градостроительства:

- Легкое метро - идея интересная, у него хорошая пропускная способность. Но давайте вспомним: по малому кольцу МЖД планируется пускать не только поезда, бегающие по кольцу, но и аэроэкспрессы, курсирующие между аэропортами, и, что еще важнее, пригородные электрички. А ведь по путям легкого метро они не смогут проехать! Так что этот проект - с обычными электричками, наверное, лучше не трогать.

ЧЕТВЕРТОЕ КОЛЬЦО ПОСТРОИМ... НАД ЗЕМЛЕЙ

«Над малым кольцом МЖД нужно по верху запустить четвертое автомобильное кольцо, которого сегодня тоже не хватает, так как МКАД и третье транспортное кольцо стоят в часы пик», - предлагает заслуженный строитель.

Комментарий эксперта

Шерали ВАЛИЕВ, кандидат технических наук, преподаватель кафедры мостов и тоннелей МАДИ:

- Хорошая мысль. На Западе подобные проекты давно реализованы. Современные конструкции позволяют эстакадам выдержать вибрацию, которая идет от поездов. Другое дело, что эти «дороги на столбах» должны быть только для легковых автомобилей. Пускать по ним автобусы и грузовики все-таки нежелательно. А для многих автолюбителей такое «воздушное» четвертое кольцо будет спасением. И жителям оно не помешает. Ведь возле железной дороги, над которой пройдет эстакада, есть полоса отвода. А значит, машины не будут двигаться прямо под окнами.

ГДЕ СТОЯЛИ ПОЕЗДА - ОТКРЫТЬ СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

«Имеющиеся вокзалы нужно передать под управление города либо Министерства культуры и Министерства спорта и развернуть там культурные центры, спортивные предприятия и т. п. Либо просто выставить на аукцион и продать. Взамен за МКАД построить четыре крупных вокзальных комплекса: Юг, Север, Запад и Восток, - вносит предложение Арцруни. - Организовать на этих вокзалах транспортно-пересадочные узлы с Московским метрополитеном, наземным общественным транспортом, прямое сообщение с аэропортами».

Комментарий эксперта Александр СТРЕЛЬНИКОВ:

- Идея сокращения вокзалов появилась еще в ХIХ веке. Тогда в Москве их было четыре, и один уважаемый архитектор предложил вместо них построить один - в районе Большого Каменного моста, у Кремля. И это было удобно, ведь вся Москва была меньше, чем нынешнее Садовое кольцо. Теперь же город огромен, и даже четырех вокзалов ему не хватит. Что касается их переноса за МКАД, то это нелогично. Вот приехал я на вокзал Юг, что дальше? Мне все равно нужен транспорт, чтобы приехать в город. Значит, к вокзалу нужно тянуть метро, либо скоростной трамвай, либо автобус-экспресс. Но зачем это делать, если сейчас все пассажиры и так приезжают в центр Москвы и тут же удобно пересаживаются в уже существующее метро?!

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Варткез Арцруни, 70 лет. Заслуженный строитель России. С 1979 года работал на руководящих постах: начальник объединения, заместитель председателя совета министров, председателя строительного комитета Армянской ССР. С 1991 года - заместитель руководителя Департамента строительства правительства Москвы, работал начальником объединения «Мосинтерстрой». В свое время участвовал в строительстве многих спальных районов столицы: Лианозово, Бибирево, Отрадное, Бирюлево, Братеево, Ясенево.

Женат, двое детей.