Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество25 октября 2012 9:15

Александр Феклисов - «Комсомольской правде»: «Я передал американцам - Хрущев может нанести ответный удар, но необязательно в районе Кубы»

Резидент советской разведки в Вашингтоне вместе с обозревателем Эй-би-си Джоном Скали в те драматические дни по сути стали связными между Москвой и Вашингтоном [фото, видео]
Александр Феклисов в Вашингтоне

Александр Феклисов в Вашингтоне

28 октября 1962-го разрешился Карибский кризис, который мог привести к ядерной войне. Советский разведчик Александр Феклисов (в Вашингтоне он работал советником нашего посольства под фамилией Фомина) вместе с обозревателем Эй-би-си Джоном Скали в те драматические дни по сути стали связными между Москвой и Вашингтоном, между советским лидером Никитой Хрущевым и президентом США Джоном Кеннеди.

Александр Феклисов скончался ровно пять лет назад, 26 октября 2007 года на 94-м году жизни. Но мне повезло: я встречался со знаменитым разведчиком в его московской квартире еще в октябре 2002-го, когда и в США, и в России отмечали 40-летие Карибского кризиса. Тогда в «Комсомолке» и было опубликовано это интервью.

На днях к нам в редакцию приезжала дочь Александра Феклисова

На днях к нам в редакцию приезжала дочь Александра Феклисова

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Кстати, в моем архиве вырезка не сохранилась - она сгорела вместе с архивом, когда случился пожар в «Комсомолке» на улице «Правды». Но, оказывается, Александр Семенович эту публикацию хранил вместе с другими документами у себя дома. На днях к нам в редакцию приезжала его дочь, Наталия Асатур, которая привезла нам и эту газету от 28 октября 2002-го, где было опубликовано интервью с ее отцом.

Мы посчитали, что будет уместным, если фрагменты этой беседы вновь появятся на нашей газетной полосе...

«Скали догадывался, что я - резидент советской разведки»

-...Утром 21 октября мне позвонил Джон Скали, с которым я регулярно общался. Когда мы встретились, он сказал, что американский самолет засек на Кубе советские ракеты, готовятся ответные меры...

- Он знал, что вы – резидент?

- Наверное, догадывался. Сейчас из книг ясно, что Скали, прежде чем идти на ту встречу со мной, доложил об этом Раску, госсекретарю США, Раск – президенту Кеннеди, который лично проинструктировал Скали.

Скали при встрече сказал: «Если СССР не вывезет с Кубы ракеты, США потребуется 48 часов, чтобы разделаться и с ракетами, и с Кастро». Я предупредил: «Если американцы высадятся на острове, кубинцы будут драться за каждый холмик. К тому же на Кубе – 40 тысяч наших военных».

И еще я сказал: «Хрущев может нанести ответный удар, но необязательно в районе Кубы». Скали насторожился: «Это будет Западный Берлин?» Я говорю: «Возможно». «Я составил телеграмму с предложениями от Кеннеди»

Александр Феклисов

Александр Феклисов

- ...Фактически через посредника вы вступили в переговоры с Кеннеди?

- Это нельзя было назвать переговорами. Никто мне не поручал вести такую беседу.

Через несколько часов мы снова встретились со Скали. И вдруг он говорит: «От имени высочайшей власти США предлагаю урегулировать Карибский кризис на следующих условиях. Советский Союз вывозит с Кубы ракеты и все пусковые установки, а мы снимаем блокаду острова. Президент США дает публичное обязательство, что войска Соединенных Штатов и их союзников никогда не будут высаживаться на Кубе».

Я составил подробную телеграмму с предложениями Кеннеди и передал послу Добрынину. Он четыре часа обсуждал ее с советниками, а потом говорит: «Я не могу подписать телеграмму. Мне МИД не давал полномочий вести такие переговоры».

«...Но моя роль была скромной»

- ...А почему вы докладывали послу, а не в Центр?

- Посол был главой всех советских учреждений, в том числе и разведки. Мне ничего не оставалось, как отправить шифродонесение за своей подписью начальнику разведки генерал-лейтенанту Сахаровскому.

Вскоре в наше посольство приехал брат президента Роберт Кеннеди, который был министром юстиции. Он хотел лично убедиться, что предложения американской стороны действительно отправлены в Москву.

Вечером Роберт Кеннеди вызвал к себе Добрынина, который предложил такой вариант: американцы вывозят из Турции и Италии ракеты «Юпитер», а мы убираем свои ракеты с Кубы.

Джон Кеннеди согласился вывезти ракеты. Но только через три-пять месяцев: этот вопрос нужно было утрясти со всеми членами НАТО. Обо всем этом Добрынин и сообщил в Москву.

Визит Никиты Хрущева в США. Сентябрь, 1959 г. На снимке Александр Феклисов - крайний справа. (В то время - начальник американского отдела Первого главного управления КГБ СССР.)

Визит Никиты Хрущева в США. Сентябрь, 1959 г. На снимке Александр Феклисов - крайний справа. (В то время - начальник американского отдела Первого главного управления КГБ СССР.)

28 октября в Вашингтон пришли две телеграммы от Хрущева: одна – примирительная, другая – жесткая. Кеннеди прочитал обе, но ответил только на первую.

Вот так разрешился Карибский кризис. Конечно, главная роль в этом принадлежит Кеннеди и Хрущеву. Что же касается моей скромной роли… Я лишь пытался проигрывать возможные варианты развития событий.

Джон Скали подарил на память Александру Феклисову книгу

Джон Скали подарил на память Александру Феклисову книгу

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

КСТАТИ

А Героя он получил только в 1996-м...

Наталия Асатур рассказала нам, ссылаясь на воспоминания отца, что «мысли-экспромты», которые Александр Феклисов озвучивал Скали, а тот доносил Джону Кеннеди (например, о том, что «Хрущев может нанести ответный удар, но необязательно в районе Кубы»), рождались у него «по ходу разговора»:

- Отец говорил, что у него это был порыв души, он был зол на то, что американцы могут проглотить Кубу.

И еще любопытная деталь: Героя - причем, не Советского Союза, а России, Александру Семеновичу присвоил президент Борис Ельцин Указом от 15 июня 1996 года. И не за урегулирование Карибского кризиса, а за ... атомные секреты, добытые в командировке в Англии аж в 1947-1950 годах.

Передачу о советском разведчике Александре Феклисове слушайте в четверг, 25 октября, на радио «КП» в 17.00 и смотрите на ТВ «КП» в 16.05.