2016-08-24T03:33:08+03:00

Светлановскому дали звук!

Кто не понял заголовок – отойдите, дайте прочесть тем, кто ходит на концерты в Московский международный дом музыки [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments2
Теперь Светлановский зал звучит совсем по-другому.Теперь Светлановский зал звучит совсем по-другому.
Изменить размер текста:

…Я сел в четвертом ряду. Спиваков взмахнул палочкой. И меня словно окутали глубокие насыщенные звуки. Мелодия была сочной, густой, она будто проникала внутрь, в самое сердце.

Я забрался на амфитеатр. Эффект повторился.

Тогда я на цыпочках перебрался в центр зала. Музыка звучала с такой же силой.

Ко мне подсел Павел Кравчун, главный смотритель органов Дома музыки, доцент кафедры акустики физфака МГУ:

- Ну что? Я же говорил…- он довольно откинулся в кресле, наслаждаясь…

Даже я с своим отнюдь не музыкальным слухом чувствовал и понимал разницу – как теперь звучит оркестр в Светлановском зале ММДМ и как звук «жил» в этом помещении раньше. Я даже сформулировал сравнение. Есть хорошие недорогие вина. У них приятный букет, положенная терпкость и незамысловатый аромат. Пьешь их, получаешь удовольствие… До той поры, пока не попробуешь долго выдержанное в дубовой бочке вино, которое создал мастер купажа, используя виноград «правильного» года. Такой напиток – густой и тягучий - медленно скатывается по стенкам бокала, позволяя любоваться цветом и ароматом одновременно.

Вот такой благородный напиток, приносящий наслаждение даже тому, кто не слишком изощрен в понимании вин, по-моему, напоминает теперь акустика в Светлановском.

Архитектурный проект

Почему только сейчас, спустя десять лет после открытия, Светлановский «зазвучал»? Об этом разговор отдельный. Еще когда только утверждался проект, опытные музыканты и специалисты по звуку говорили: будет плохо. Но их не послушали. Главное – возвести красивое здание. Ну а там эти, которые со смычками и медью – сами найдут выход.

Выход и впрямь искали долго. Не давал Светлановский такого звука, какой требовался от зала, где исполняют и симфонические концерты, и джаз, и народную музыку. А уже когда играл орган…

Все дело в реверберации

В конце концов сам маэстро Спиваков нашел фирму, которая взялась исправить звучание Светлановского. Meyer Sound устанавливала интеллектуальное акустическое оборудование в именитых залах США и Европы. И вот теперь система Constellation заработала в Москве.

Что это такое мне объяснил Павел Кравчун:

- Все дело в реверберации. Что это? Это время, за которое звук отражается от стен и вообще от всего, что есть в помещении, и заполняет собой все пространство.

Оказывается, для разной музыки нужна разная реверберация. Для симфонической – достаточно двух секунд, а для органной – трех-четырех. Поэтому-то органные залы редко используют для симфонических концертов. А джазовые вечера стараются не организовывать в залах консерваторий. Это не снобизм, просто для каждого жанра уместно свое помещение. Даже скорее не помещение, а присущая ему реверберация.

Так вот, чтобы добиться нужного звучания в Светлановском, над сценой развесили двести небольших микрофончиков. А в зале установили сотни дополнительных динамиков – над зрительными рядами, за панелями органа и даже на потолке-куполе. Каждый – в строго определенном месте. Микрофоны улавливают звук, специальная компьютерная программа его мгновенно обрабатывает и выдает на динамики с такой задержкой, которая присуща именно этому жанру.

В результате и наполняется зал ароматом музыки – чистым, сочным.

Интересно, что Светлановский «исправляли» совершенно не меняя плотный график концертов. Что-то устанавливали летом – в перерыве между сезонами. Что-то монтировали по ночам. И вот результат… Я пытался выяснить во сколько обошлось такое чудесное преображение. Но сумму мне назвать отказались.

- Это подарок города горожанам в честь десятилетия ММДМ, - объяснили руководитель пресс-службы Дома Ольга Кузьмина.

Секретный сервер

Понимая, насколько сложная программа руководит теперь акустикой зала, я просил показать мне сервер, который должен за доли секунды просчитать все звуки и правильно развести их по колонкам. Но мне опять же вежливо, но твердо было отказано:

- Технику мы не показываем.

Зато я заметил невысокого седого мужчину, который непочтительно разгуливал по залу с маленьким ноутбуком от Apple во время репетиции маэстро Спивакова.

- А… Вон тот? В цветной рубашке? Да это и есть Джон Пиллоу – руководитель Meyer Sound, автор системы Constellation, - сказали мне. – А с помощью ноутбука он управляет звуком. Компьютер по Wi-Fi подключен к серверу. Так что с любого места в зале можно включить или откорректировать систему.

Такие вот новые технологии в музыке! Что интересно – «настроить» зал можно в одиннадцати вариантах: для симфонического или органного концерта, джазового вечера, выступления певцов, чтецов, исполнения этнической музыки. Для каждого жанра – свой режим.

Система отлажена и запущена. С сегодняшнего дня все концерты в Светлановском зал будет сопровождать Constellation (что, кстати, в переводе означает «Созвездие»).

Думаю, нет уверен: зрители и слушатели (даже такие как я, кому в детстве "медведь на ухо наступил") точно почувствуют - залу подарили волшебный голос.

Чудо в Доме Музыки.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также