Общество20 ноября 2012 20:46

"Комсомолка" нашла лимузины Гагарина и Хрущева, которые по приказу Сердюкова "исчезли" из музея

Раритеты обнаружены в полной сохранности на закрытой автобазе Минобороны. Теперь бы им найти подобающее место, чтобы показать народу историю отечественного автопрома
"Комсомолка" нашла лимузины Гагарина и Хрущева, которые по приказу Сердюкова "исчезли" из музея

"Комсомолка" нашла лимузины Гагарина и Хрущева, которые по приказу Сердюкова "исчезли" из музея

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Сначала – несколько слов для тех, кто еще не в курсе этой детективной истории. В 1994 году в Рязани по решению правительства России был создан музей автотехники. Экспонаты собирали по всей стране. Они представляли всю историю нашего автопрома от самого первого «Виллиса» до последних военных машин. А в 2010 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков решил закрыть этот музей, а самые уникальные экспонаты отправить в Москву, в 147-ю автобазу Минобороны. Кстати, министр сам наведывался в музей со своими помощниками и интересовался наиболее уникальными экспонатами. Более того, он приказал сделать для него специальный альбом с фотографиями этих экспонатов и описанием того, чем они уникальны. Таких экспонатов набралось более 50. И все они были отправлены в Москву (читать далее)

И вот недавно, когда вспыхнул коррупционный скандал с «Оборонсервисом», от работников музея стала просачиваться информация, что некоторые экспонаты могли исчезнуть, а у некоторых якобы изъята начинка – узлы, блоки и т. д. Работники музея стали высказывать версию, что некоторые старинные автомобили тайком продали богатым коллекционерам.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

«Комсомолка» решила проверить, насколько эти слухи соответствуют действительности. И я с фотокором «КП» Анатолием Ждановым отправился на 147-ю автобазу Минобороны. Ее начальник - полковник запаса Александр Грабко встретил нас тяжелым, нерадостным вздохом и сказал:

- Меня перед вами уже проверяли аж четыре комиссии! Следственного комитета, ФСБ, МВД и Главной военной прокуратуры. К нам на базу приезжали и бывшие музейные работники из Рязани...

- И чем же они интересовались?

- А всё тем же. На месте ли те экспонаты, которые по приказу министра перекочевали к нам на базу.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Ну и все ли на месте?

- А давайте вместе пройдем и посмотрим.

В огромном, буквально вылизанном до блеска помещении стоят десятки чистеньких машин. Стоит, по сути, вся история отечественного автопрома.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Вы интересовались гагаринским «ЗиЛом»? – спросил нас Грабко. – Смотрите. Вот он!

И мы увидели величественный, блестящий, темно-серо-зеленый «ЗиЛ», на котором первый космонавт в далеком 1961 году ехал из аэропорта на Красную площадь, чтобы доложить Никите Хрущеву об успешном завершении полета в космос. Рядом с нами был главный инженер автобазы майор Евгений Соловьев. Мы спросили у него: в каком состоянии машины?

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- А я вам покажу сейчас «историю болезни», - ответил офицер и стал рыться в бумагах. – Вот, смотрите, - сказал он, - в каком состоянии мы приняли эту историческую машину. Здесь даже ключа зажигания не было! Не было всего комплекта ключей, не работал стеклоподъемник. Да чего уж, там даже аккумулятора не было! А сейчас машина почти на ходу. И все это сделали мы - наши солдаты, прапорщики, офицеры - своими руками и кое-что даже за свой счет. Чтобы машина навеки осталась памятником нашей истории.

- Да, - включился в разговор начальник автобазы, - вот это скопище машин – это уникальный музей. Но наша автобаза – это боевая часть, а не хранилище исторических реликвий. Мы сюда, конечно, привозим детей, молодежь, школьников, студентов, чтобы показать им, какие великие машины делали их деды и отцы. И я думаю, - продолжает Грабко, - что все эти экспонаты должны быть не здесь, в закрытой части, а в доступном миллионам людей месте. Историю нельзя прятать на закрытых объектах!

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В рядах пяти десятков старинных машин мы обнаружили и те наиболее ценные раритеты, о которых говорилось и писалось, что они якобы пропали. Все они на месте. Мы со Ждановым решили все-таки дотошно проверить, в каком состоянии машины, на которых ездили не только Гагарин, но и Фидель Кастро, и Никита Хрущев, и министры обороны, и члены правительства. Мы даже сверяли номера двигателей с накладными, которые были оформлены еще в Рязанском музее. Всё совпадало!

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

А тем временем возле машин тут и там сновали офицеры, прапорщики, солдаты автобазы. Они пытаются поддерживать в исправности эти уникальные машины. И говорят о них с такими блестящими глазами, как о любимых женах. «Мы породнились с этими машинами, - говорили они. - И, кстати, мы с этими машинами участвовали в соревнованиях раритетных авто и не один раз побеждали».

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

А мы, глядя на это великолепное сборище уникальных авто, думали о том, зачем из великолепного автомузея эти уникальные экспонаты надо было перевозить сюда, на этажи автогаража закрытой части. Ради чего проводилась эта операция? Чтобы сохранить эти уникальные машины, или для чего-то другого? Пока ответа нет. Но слава богу, что все это сохранилось для будущих поколений.

КСТАТИ

Зачем Сердюкову лимузины Юрия Гагарина и Фиделя Кастро

Сотрудники ФСБ запросили все документы, касающиеся перевода экспонатов из музея на автобазу. Экс-директор музея Р. Вандер сказал журналистам, что интерес к коллекции Сердюков стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны (читать далее)

«Комсомолка» нашла лимузины Гагарина и Хрущева, которые по приказу Сердюкова «исчезли» из музея
Раритеты обнаружены в полной сохранности на закрытой автобазе Минобороны. Теперь бы им найти подобающее место, чтобы показать народу историю отечественного автопрома