Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
27 ноября в Воронеже побывал с гастролями Валентин Смирнитский. Не одно поколение зрителей воспитано на фильмах с его участием - «Семь стариков и одна девушка», «Королевская регата», «Щит и меч», «Адъютант его превосходительства». Но больше всех его обожают за Портоса из культового советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
Перед спектаклем «Комсомолка» порасспросила артиста на темы кино и личной жизни. Валентин Георгиевич в общении – просто душка, на любой вопрос отвечал искренне, без звездных ужимок, свойственных некоторым мэтрам.
«ТРЕМ МУШКЕТЕРАМ» ЖИГУНОВА НЕ ПЕРЕПЛЮНУТЬ СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ - У НИХ НЕТ МУЗЫКИ ДУНАЕВСКОГО»
- Валентин Георгиевич, как вы относитесь к нынешней моде на ремейки? – поинтересовалась «Комсомолка» у актера.
- О, вы прямо в точку попали: я как раз недавно в таком ремейке снялся. Конечно же, есть некий кризис жанра – недостаток литературного материала. Но это мы уже наблюдаем многие десятилетия на ТВ. А так я абсолютно нормально отношусь к ремейкам: если это талантливо делается – почему бы нет? Там ведь, как правило, задействуют хороших популярных актеров. Все зависит от производителей – продюсера, автора, режиссера. Я вот сейчас снимался в новых «Джентльменах удачи». Ничего особенного не сыграл, правда. Но там еще играет Сережа Безруков, которого многие почему-то не очень любят. Но вне зависимости от любви или нелюбви к нему, он таки актер первой десятки. Он собирает зрителя, он замечательный театральный актер. У него много достоинств. И что его много снимают, значит, он этого достоин.
- Сейчас Сергей Жигунов взялся за новых «Трех мушкетеров». Вы, как заслуженный Портос России, чего ждете от этого фильма?
- Открою вам небольшой секрет: снять «Трех мушкетеров» была идея фикс Жигунова. Я его знаю, приходилось работать с ним, как с продюсером, в его кино. У него к Дюма особое отношение. Он поэтому-то и начал продюсерскую деятельность, помните, с «Графини де Монсоро». И вот дорвался до «Трех мушкетеров». Он пытается предложить свое решение, позиционирует фильм как боевик. Актеры у него снимаются хорошие, бюджет приличный. Ну а что получится – бог его знает, посмотрим. Мы все знаем это произведение с детства, сделать из него боевик не так сложно. Многие уже и делали, экранизаций было под сорок - разных. Но, конечно, картине Жигунова будет трудно соревноваться с советским хитом, потому что 40, если не 50 процентов нашего фильма сделали песни Максима Дунаевского. А тут этого не будет - это уже большой минус. Наши-то хиты пела вся страна в течение многих лет, да и сейчас поют. В этом смысле им трудно. Но я думаю, Жигунов сделает достаточно качественный продукт, будем надеяться.
ЦИНИЧНО ОТНОШУСЬ К ПРОФЕССИИ — ПРОСТО ЗАРАБАТЫВАЮ ДЕНЬГИ
- Вы в одном из спектаклей играете с нашим земляком Сергеем Астаховым. Ваши впечатления о нем?
- А что про него рассказывать, вы же и сами про него все знаете. Я с ним познакомился очень давно. Его в Москву в свое время вытащил Женя Миронов. Мы с Женей играли в постановке Питера Штайна «Гамлет». Женя втащил Сергея в этот спектакль, ему как молодому артисту доверили небольшую роль. С тех пор я его знаю. И потом он сделал карьеру в кино, я за ним наблюдал. Сергей энергичный человек, активный, безусловно, не без таланта. Я с ним сейчас пересекаюсь только в спектакле «Куколка».
- Вы всех так хвалите? Кто еще из молодых актеров, так называемой, современной школы вам нравится? Часто ведь их противопоставляют актерам старой школы…
- Паша Баршак («Прогулка»), он, кстати, играет у Жигунова Арамиса - серьезный парень, мне очень нравится, я в двух фильмах играл его папу. Про Сережу Безрукова уже сказал. Евгений Миронов прекрасный актер, фанатик профессии, подвинутый на этой теме. Я с ним играл шесть лет «Гамлета» - видел, какой кровью ему это давалось. Это заслуживает глубокого уважения. В плане преданности профессии, он может стать большим примером для многих. А насчет артистов старой или новой школы - это такое примитивное разделение. Школа она всегда школа. В том смысле, что должна быть. Школа еще Станиславским созданная, ее и за океаном уважают. Недаром же американские кинозвезды учатся этому в Школе Ли Страсберга. А в остальном артист должен быть всегда молодым, всегда держать нос по ветру, должен чувствовать время. Как только он теряет ощущение момента - вылетает из обоймы. Такая профессия. А сравнивать старое поколение и молодое невозможно – все другое: время, психология, мировоззрение. Другие условия, да что там говорить, другие зарплаты. Мы в советское время работали за идею, а сейчас - за деньги. А что делать? У нас дикий капитализм. Я кстати этой молодежи завидую, потому что они очень практичны и рациональны, что в нас отсутствовало абсолютно. Я их не осуждаю, они так живут, их в такие условия поставили.
- Ну а вам в современных условиях удалось вздохнуть с облегчением?
- Я уже артист в возрасте. А какое может быть с возрастом облегчение? Наоборот, сокращаются возможности – амплуа так называемые. Но я все равно много работаю – и на театральной ниве и снимаюсь постоянно в кино. Порой если роль неинтересная, говорю своему агенту: торгуйся, если согласятся на энную сумму, я согласен. Я совершенно этого не скрываю в отличие от некоторых и не прикрываюсь высокими словами. Я цинично к этому отношусь. Да, я зарабатываю деньги, это моя профессия, я на это всю жизнь положил. И теперь не смогу взять метлу и пойти подметать. Поэтому стараюсь продать себя как можно дороже, а что делать? Жить-то надо, на счастливую старость зарабатывать. Кстати, подумываю часто о том, чтобы бросить это дело к чертовой матери и как Хемингуэй пить водку с мартини и созерцать. Я в этом смысле не амбициозен. Но не дают уйти обязанности перед родными, кто будет за все платить, если не я? Поэтому зарабатываю и не могу остановиться.
БОЯРСКОГО МНОГО РАЗ БИЛИ И ОСКОРБЛЯЛИ ЗА ДУРАЦКИЙ ШАРФИК
- Вас знает вся страна. А бывали забавные случаи, когда вас не узнавали?
- Конечно, мы все с возрастом меняемся. Хотя для меня загадка, как меня вообще узнают по роли этого чертового Портоса. Я ведь там сам на себя не похож. Но почему-то все узнают именно по ней. Но я к этому спокойно отношусь, у меня уже иммунитет выработался, что я на это не обращаю внимания.
- А бывает, что панибратски относятся? Предлагают баранью ножку — любимое блюдо вашего Портоса?
- Нет, ко мне панибратски никогда не относились. Я много раз наблюдал, когда моим коллегам предлагают выпить. Но со мной так не обращаются - моя персона вызывает то ли внутренний страх, то ли уважение.
- Вам, как мэтру, народному артисту, особые удобства нужны на гастролях?
- У меня требований нет, и я не люблю это противное слово райдер. По статусу мне должны предоставить номер определенного класса. В СВ должен ездить. Без особых затей, я не Филипп Киркоров. Мне не надо ни лимузинов, ни коньяков в гримерку.
- Знаю у вас страсть к курительным трубакам, вроде бы у вас целая коллекция?
- У каждого свои стильные штучки. Люблю удобные записные книжки, авторучки, хорошие часы. Когда курил, любил красивые трубки. Сейчас меньше курю. К трубкам у меня всякие прибамбасы красивые, кожаные футляры.
- Когда в фильмах снимаетесь свои трубки используете?
- В основном. Завтра как раз еду сниматься в пилотных сериях фильма «Квартира», режиссер Леонид Мазур попросил создать определенный антураж - возьму с собой трубку.
- С Михаилом Боярским по-прежнему дружите, не ходите вместе на футбол?
- Я над ним подсмеиваюсь по поводу его заболевания «Зенитом», он же такой правильный, можно сказать, их официальный болельщик. Ходит в этом дурацком шарфе постоянно, и кстати, за это много раз страдал - на него набрасывались спартаковские фанаты, оскорбляли. Тяжела жизнь болельщика, битва кланов. Я люблю футбол, сам играл хорошо. Всю жизнь болел за «Спартак», который сейчас так плохо играет, что даже страшно. Сейчас болею за «Барселону».
«КП» - Воронеж» Вконтакте, Facebook, Twitter