2018-04-02T14:22:55+03:00

Вокзалы мирового уровня сохранят историю

Комплексная реконструкция четырех московских вокзалов близится к концу, а все девять ЖД гаваней столицы предстанут полностью обновленными уже к концу 2013 года
Уже через несколько лет  вокзалы станут настоящими мини-городами мирового уровня комфорта. На вокзалах должны быть представлены все бытовые услуги. Чтобы, находясь вдали от дома, человек не был лишен никаких удобств.Уже через несколько лет вокзалы станут настоящими мини-городами мирового уровня комфорта. На вокзалах должны быть представлены все бытовые услуги. Чтобы, находясь вдали от дома, человек не был лишен никаких удобств.
Изменить размер текста:

Начнется строительство нового здания Курского вокзала, которое будет осуществляться параллельно с постепенной разборкой старого здания с тем, чтобы работы не создавали перебоев в работе вокзала. Все это только начало большой работы – через несколько лет масштабные изменения коснутся всех крупных российских вокзалов.

Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» предстоит реализовать по-настоящему крупномасштабный проект - сегодня в его ведении 348 вокзалов, расположенных во всех региональных центрах и крупных городах. Львиная их доля была построена в конце XIX - начале ХХ века, когда функции вокзального комплекса ограничивались лишь торговлей билетами и приемом и отправкой поездов.

Прошло много лет, но на вокзалах время будто остановилось. Уже появилось новое представление о том, что вокзалы должны представлять собой многофункциональные комплексы, предлагающие пассажирам широчайший набор современных услуг, как это произошло во всем мире. Но вот на практике это представление долгое время не воплощалось. Перемены начались несколько лет назад после того, как железнодорожниками в 2008 году была разработана масштабная программа модернизации, первый этап которой должен закончиться в 2013г. В соответствии с графиком РЖД, в рамках первого этапа должен быть реконструирован 81 вокзальный комплекс, а до конца 2015г. преобразятся все остальные. После окончания работ большинство российских вокзалов наконец-то будут соответствовать мировым стандартам и позволят россиянам и гостям страны путешествовать с комфортом и удовольствием.

Руководитель ДЖВ Сергей Абрамов, чьим замыслам в 2008 году дал зеленый свет Владимир Якунин, после чего и начались глобальные преображения вокзальной инфраструктуры, обещает превратить вокзалы в полноценные досуговые центры, где расположатся торговые комплексы, рестораны, кинотеатры, гостиницы, офисы и даже детские игровые комнаты. Эти планы уже становятся реальностью. И если рестораны, открывшиеся на вокзалах, в целом, людям привычны, то, например, услуга «Офис на час», впервые запущенная на Павелецком вокзале, поначалу воспринималась пассажирами-предпринимателями как принципиально новая, но быстро была оценена и пришлась по вкусу.

При этом вдохновители «железнодорожной эволюции» не забыли, что каждый пятый вокзал на балансе ДЖВ является памятником истории и архитектуры, то есть требует к себе особенно бережного отношения. Поэтому модернизация вокзалов-памятников не будет затрагивать историческую часть, а для расширения площадей используют прилегающие территории.

Как решается вопрос сохранения исторического облика объектов, можно проследить на примере московских вокзалов – все же столица, по традиции, стала колыбелью вокзальной модернизации. Три объекта сданы уже в 2012 году, а еще пять приобретут новый облик в 2013 г. По словам С. Абрамова, всего на обновление восьми московских вокзалов будет направлено около 14,5 млрд руб. «Новое лицо» уже показали Павелецкий, Рижский и Савеловский вокзалы, а в следующем году то же произойдет с Казанским, Киевским, Ленинградским, Белорусским и Ярославским вокзалами .

Особенно негативно на вокзальном хозяйстве сказались кризисные 90-е годы. В результате катастрофического недофинансирования ремонтные и реконструктивные работы не проводились на московских вокзалах много лет, а перепланировки и незатейливый ремонт велись хаотично и, по сути, бесконтрольно. Инженерно-коммуникационные системы пришли в упадок, были нарушены исторические внутренние планировки, утрачены декоративные элементы интерьеров и фасадов.

В настоящее же время проекты реставрации выполняются исключительно специализированными проектными организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выданными Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Работа действительно проводится аккуратно и даже изящно. Например, фасад Ленинградского вокзала смотрится теперь как на картинке XIX века. Он обрел цвет, который задумывал архитектор Константин Тон, и даже колокола, которые сняли в начале прошлого века. А в императорском зале, где останавливался Николай I, появилась новая реликвия - перед началом реставрационных работ был разрыт котлован под историческим зданием вокзала, и найдена закладная доска, в которой указано, что с 1844 по 1849 год был построен Санкт-Петербургский вокзал. Кроме того, литая чугунная лестница, по которой некогда поднимался российский император, скоро начнет вторую жизнь и станет украшением, а не позором вокзала. Вокзалы обретают и дополнительную площадь. Ленинградский станет на 4000 кв.м вместительней.

На Ярославском вокзале Москвы будут отреставрированы фасады, исторические интерьеры в помещениях 1 и 2 этажа и главного вестибюля, а также будут воссозданы слуховые окна на кровле, световой фонарь, служивший для освещения лестницы и покрытие кровли из медных листов. На Рижском восстановят архитектурно-художественное оформление фасадов, утраченную башню, световые фонари и трубу котельной, а также интерьеры центрального и боковых залов по эскизам из архивов XIX века. И подобное трепетное отношение будет соблюдаться и по отношению к остальным вокзальным комплексам Москвы.

Среди российских вокзалов – памятников архитектуры федерального значения реконструкцию завершили на станциях Омск и Лев Толстой Юго-Восточной железной дороги, и многих других. Только 2012 году уже сдано около 20 вокзалов.

Как ранее сообщал Сергей Абрамов, реконструкция одного вокзала в среднем обойдется в 1,5 млрд. руб. При этом в качестве инвесторов проектов выступают на паритетных началах РЖД и региональные власти, которые могут привлекать и частных инвесторов. Стоит отметить, что вокзальный комплекс - весьма выгодный объект инвестирования для стратегических инвесторов, ведь срок его окупаемости составляет, в среднем, 7-10 лет.

Впрочем, не следует думать, что все эти процессы идут чрезмерно гладко. В России многие инвесторы привыкли рассчитывать на значительно меньший срок окупаемости, предпочитают инвестиции спекулятивного характера. И в ДЖВ была попытка привлечь такого инвестора-спекулянта, которая закончилась неудачей. Но есть и немало цивилизованных инвесторов, с которыми сложились конструктивные деловые отношения, рассчитанные на многие годы.

Инвестиции в вокзальное хозяйство подразумевают весьма широкую номенклатуру работ. Это и реализация чисто коммерческих проектов – открытие на вокзалах сетей ресторанов, кафе и других точек общепита. Это и развитие городской инфраструктуры – строительство парковочных площадок, оборудование остановок для общественного транспорта, организация работы такси. В конечном итоге – это создание комплексных транспортных узлов, где в единую систему будут завязаны поезда, общественный транспорт и такси. Лишь в одной Москве в период с 2015 по 2020 год при вокзалах и железнодорожных станциях появится около 50 таких комплексных транспортных узлов, что позволит существенно улучшить обслуживание пассажиров.

Всего в 2012 году удалось привлечь около 5 млрд. рублей частных инвестиций. В следующем году запланировано довести эту цифру до 30 млрд. рублей. Такое масштабное увеличение вполне реалистично – ведь инвесторы видят реальные успешные дела, что является для них лучшей гарантией прибыльности таких инвестиций. Помимо отечественных инвесторов, ведется также работа с крупными стратегическими инвесторами из Англии, Франции, Германии, Италии, Японии, Южной Кореи и ряда других стран. Структура частных инвестиций в вокзальное хозяйство в настоящее время такова: 1 млрд. рублей приходится на общепит, до 3 млрд. рублей на разнообразные объекты вложили инвесторы субъектов Федерации, 1,5 млрд. рублей – на парковки и 1 млрд. рублей – на безопасность и связь.

На первом этапе реализации программы модернизации вокзалов предусмотрено приведение зданий, помещений, инженерных и технологических сетей железнодорожных вокзалов в Москве, Санкт-Петербурге, а также в городах с населением свыше 0,2 млн. человек, в технически исправное состояние с учетом устранения накопившегося морального и физического износа. Второй этап - приведение в порядок абсолютно всех железнодорожных вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ.

Кроме того, будут реализованы инвестиционно-строительные проекты комплексного развития территорий - зон влияния железнодорожных вокзалов и создания многофункциональных пассажирских ТПУ, ключевым элементом которых станет железнодорожный вокзал, который в зависимости от вида дополнительно оказываемых услуг может быть центром различной направленности (от общественно-делового, культурного до развлекательного или сочетающего в том или ином соотношении все указанные элементы).

Отдельные примеры инвестиций в комплексное развитие вокзалов можно увидеть в таблице.

Наименование реконструируемых вокзалов

Всего ввод осн.средств факт (млн.рублей)

Омск (I пусковой комплекс)

466,274

Саранск

218,115

Курский

557,005

Череповец (пристройка здания вокзала)

39,117

Исилькуль

59,965

Старый Оскол

46,351

Вихоревка (новое строительство)

145,163

Лиски

66,145

Лев Толстой

81,274

Бийск

200,766

Галич (новое строительство)

69,997

Выборг

682,908

Омск (II пусковой комплекс)

30,540

Белгород

269,506

Рязань-2 (I пусковой комплекс)

122,270

Финляндский (I этап)

970,907

Волжский

45,50

Ярославль-Главный

43,00

Барабинск

100,47

Юрга

55,87

ИТОГО

4271,143

Дело не ограничивается одной лишь столицей или Санкт-Петербургом – как мы видим, масштабные инвестиционные программы реализуются и в регионах.

В настоящее время ДЖВ работает по новому строительству вокзальных комплексов: Падунские Пороги, Княжпогост, Гудермес.

Объем инвестиционных затрат:

Наименование вокзала

Всего, млн.руб.

Падунские Пороги

345,803

Княжпогост

76,152

Гудермес

167,200

ИТОГО

589,155

Также ведутся строительно-монтажные работы по реконструкции вокзальных комплексов: Хабаровск-1 (тоннель), Рыбинск, Новокузнецк.

Объем инвестиционных затрат:

Наименование вокзала

Всего, млн.руб.

Хабаровск-1 (тоннель)

116,431

Рыбинск

503,268

Новокузнецк

577,335

ИТОГО

1 197,034

Это лишь часть цифр, демонстрирующих масштабные изменения, произошедшие в последние годы в вокзальном хозяйстве.

Уже через несколько лет Россия сможет гордиться железнодорожными вратами по всей стране – вокзалы станут настоящими мини-городами мирового уровня комфорта. Тем более, Сергей Абрамов точно знает, что делать: чуть ранее он отмечал – на вокзалах должны быть представлены все бытовые услуги. Чтобы, находясь вдали от дома, человек не был лишен никаких удобств. За образец, по спектру бытовых услуг, Абрамов взял дорогие бизнес-центры и гостиницы, где люди, как и на вокзалах, проводят много времени, будучи оторванными от своего дома.

Вскоре на российских вокзалах туристы смогут не только купить билеты и дождаться поезда, но и посмотреть кино, принять душ, а также купить продукты в беспошлинном магазине duty free.Дирекция вокзалов РЖД планирует возродить имидж транспортного узла не только сугубо прикладного назначения, но и превратить вокзал в культурный центр.

Так глава дирекции вокзалов РЖД рассказал, что первый кинотеатр на крупной железнодорожной станции появится в Москве на Казанском вокзале, в первой половине 2013 года. Рассматривается вопрос о том, чтобы скрасить туристам ожидание поездов и в Нижнем Новгороде, Твери, Ставрополе, Смоленске, Кинешме, Ульяновске, Минеральных Водах и в других городах России.

Международный опыт свидетельствует о том, что вокзалы превращаются в досуговые центры. Более того, в случае эффективной реализации программы модернизации ДЖВ не исключено, что многие крупные вокзалы смогут даже конкурировать с торгово-развлекательными центрами за потребительскую аудиторию.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также