Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+21°
Boom metrics
Происшествия18 января 2013 15:35

Писатель Данил Корецкий: «Голову Деда Хасана оценили как минимум в миллион долларов»

О громком убийстве криминального авторитета «Комсомолка» поговорила с самым известным в России «Антикиллером» [интервью]
Данил Корецкий

Данил Корецкий

О том, что произошло в среду, 16 января, в столице на Поварской улице, сегодня знают, наверное, все жители нашей страны и многие за ее пределами: в этот день средь бела дня возле ресторана «Старый фаэтон» снайпер застрелил 75-летнего авторитета, вора-законника Аслана Усояна — или Деда Хасана, как его прозвали «коллеги» по преступному миру в давние времена. И что киллер стрелял из оружия спецподразделений под названием «Вал», и что убийство очень похоже по своему почерку на расстрел его друга, другого знаменитого вора — Вячеслава Иванькова (Япончика), и что покойный был кем-то вроде итальяно-американских «капо ди тутти капи» («босс всех боссов») для российской мафии, и что воры собираются устроить сходку, и что... Словом, известно все, и — ничего. Отделить зерна от плевел мы постарались вместе с известным писателем, выпустившим из-под своего пера немало криминальных блокбастеров, полковником милиции в отставке Данилом Корецким.

Стрелок был из спецслужб - Данил Аркадьевич, вы — человек и опытный, и привыкший анализировать разные криминальные события, скажите, на что вы обратили внимание в этом убийстве? - На то, что это очень редкий способ убийства — из такого оружия. - В смысле — из снайперской винтовки? Слушайте, кажется, что чуть ли не половину всех расправ через оптический прицел, разве нет? - Вы не правы. Я изучал заказные убийства, совершенные в течение пяти последних лет в России. Так вот, снайперская винтовка использовалась всего в 3,8 процента всех нападений. Глушитель при этом применялся лишь единожды. Кстати, жертвами снайперов становились, согласно статистике, именно криминальные авторитеты — 39 процентов случаев, еще треть нападений приходится на крупных бизнесменов, далее следуют банкиры и все остальные, включая, кстати, и нескольких журналистов. То есть это была хорошо продуманная ликвидация, которая достигла цели. - Что думаете по личности самого киллера? - Конечно, профессионал, и очень высокого уровня. Причем, скорее всего, это даже не спортсмен-биатлонист, а снайпер из спецподразделений, человек, имеющий за плечами опыт горячих точек, хорошо знающий то оружие, которое использовалось. - Почему так? Отчего не биатлонист? - Да потому уже, что оружие специфическое: биатлонист мог бы использовать какую-нибудь малокалиберную винтовку. А автомат «Вал» - штука очень серьезная, это оружие спецподразделений.

Деда Хасана убили возле его любимого ресторана.

Деда Хасана убили возле его любимого ресторана.

...И будет война

- Преступный мир обычно приурочивает смерть авторитетов к сбору сходки (свежий пример тому — убийство Япончика). Вероятно, то же самое будет происходить с похоронами Усояна. Означает ли это, что там будет избран новый лидер преступного мира России? - Ну прежде всего, надо понимать, что нет такой иерархии. Усоян руководил своей «семьей», и именно эта «семья» решит, кто ее возглавит. А сходка займется принципиальным вопросом: какие были у Деда Хасана споры и с кем: с очень большой долей вероятности эти люди знают, кто убил или мог убить. И они скажут свое слово: кому и что из «наследства» Хасана отойдет. Насколько это решение будет исполнено — тоже вопрос. - Значит, бескровный вариант все-таки возможен? Без войны? - Да нет, это вовсе не означает, что «семья» не будет мстить. - Тогда — каких последствий стоит ждать? Это, создается ощущение, сейчас волнует всех. - Если клан Усояна сохранит силу, речь пойдет об «ответке»: найти и наказать тех, кто дал заказ и исполнил преступление. Для киллера вообще ситуация плохая: его могут ликвидировать и те, кто направил (убрать ключевую фигуру), и потерпевшая сторона. А если это убийство деморализует клан и он будет подмят под себя противниками, то, возможно, таких действий и не случится. - Вы допускаете такое, что «внуки» Деда Хасана промолчат? - Исключать-то ничего нельзя. Но этот клан действительно сильный и так легко, одним выстрелом, вопрос с Хасаном они закрыть не смогут. То есть скорее всего будет противостояние, война. Само собой, касаться она будет в первую очередь представителей криминального мира, а простые граждане могут стать случайными жертвами.

У киллера практически нет шансов выжить - Киллер, получается, — «отработанный материал»? - Дело вот в чем. Эти люди, исполнители-профессионалы, конечно, предпринимают контр-меры, чтобы спастись. Но чаще всего это не помогает, и примеров тому — масса. Впрочем, они знают, за что идут на такой риск: платят много. Думаю, за убийство Деда Хасана дали не меньше миллиона долларов. Другое дело, что непосредственный исполнитель получил гораздо меньше — тысяч сто. Остальное — организатор (не путайте с заказчиком).

- Я почему-то думал, что здесь одиночка «работал», нет? - Не мог быть одиночка. Наверняка был человек (или даже несколько), который отслеживал передвижение Деда Хасана, чтобы сообщить, что тот будет на «точке» и через сколько времени, чтобы стрелок пришел на позицию, подготовился. И нельзя исключать, что тот, кто навел, сидел в одной из машин сопровождения. Тем более, давайте зададим логичный вопрос: кто мог знать, что Усоян именно в этот день и как раз в это время поедет обедать в «Старый фаэтон»? - Если, конечно, он не ездил туда систематически... - Вряд ли. Ну не стал бы киллер целыми днями просиживать там с автоматом, иначе б сразу «засветился». То есть это была, судя по всему, наводка от кого-то из своих. Или купили прослушку мобильного телефона Усояна. И в результате точно узнали, куда он поедет и когда.

Аслан Усоян.

Аслан Усоян.

Дед Хасан не ожидал, что его могут убрать столь дерзко

- И все-таки много странностей. Дед Хасан, судя по информации правоохранительных органов, которая попала в СМИ, ходил после покушения 2010-го года с большой охраной, вел замкнутый образ жизни, а сейчас вот он оказался у этого ресторана, где он проводил, оказывается, приемы и встречи, всего с двумя сопровождающими. Как такое может быть? - Помните фразу из «Крестного отца-2», сказанную Майклом Корлеоне: «Если история чему и учит, то только тому, что убить можно кого угодно». То, что он ездил с четырьмя джипами телохранителей, — ни о чем не говорит. От снайпера не спасет. А вот главную роль в данном случае сыграла привычка к определенному месту: Иваньков-Япончик ведь тоже был убит на выходе из ресторана «Тайский слон». Привязанности делают человека более уязвимым, и со стороны Хасана было неосторожно так поступать. - То есть он слишком расслабился, решив, что все плохое, связанное с тем покушением, когда он выжил, прошло? - Наверное, он переоценил себя. И не ожидал, что на него будет покушаться снайпер с дальней дистанции. И организация охраны была не профессиональной — не на том уровне. А киллер, как и в случае с уже упомянутым Япончиком, еще раз акцентирую на этом внимание, был специалистом высокого класса. Иванькова застрелили, напомню, из СВД, очень продуманно. Кто-то говорит, мол, случайно промахнулся снайпер. Глупости! Это все равно, что сказать, будто у «Бентли» забродил карбюратор и он остановился. И Усояна расстреляли очень четко. - А есть в таком случае вообще смысл в охране? - Знаете, у меня был один знакомый бизнесмен, который ездил с охраной (милицейская машина сопровождения с мигалкой, крепкие ребята рядом с ним), потому что у него был очень был злой враг. И я ему как-то сказал: это не спасет от снайпера. На что он мне ответил: наличие охраны переводит заказ на убийство на другой уровень — финансовый. Поэтому у злодея просто не хватит денег на такого киллера, а тогда такая «работа» стоила тысяч 100-150 долларов.

Есть уже предложения по созданию памятника убитому авторитету.

Есть уже предложения по созданию памятника убитому авторитету.

Вряд ли мы узнаем об истинных причинах убийства

- Много рассуждают сейчас о причинах убийства. Говорят, в частности, что преступные авторитеты контролируют различные направления бизнеса, и передел сфер влияния. Что вы думаете об этом? - По разным данным, порядка 85 процентов банков и крупных производств находятся под контролем криминальных авторитетов. Так это или нет, - не знаю. Может, и не столько, но все-таки значительная доля бизнеса находится под контролем преступности. Хотя в последнее время идет другой процесс: «красные крыши» - это когда те, кто должен следить за законностью, сами берут под контроль какие-то направления и вытесняют явный криминал. Проходила информация, что Усоян «курировал» строительство дорог к Олимпиаде в Сочи и якобы был с кем-то разговор о необходимости пересмотра этого «заказа». И то, что не пришли к общему знаменателю, и привело к такому результату. - Напоследок риторический, можно сказать, вопрос — но не задать его не могу. Понятно, что заказные убийства редко раскрываются, но иногда что-то все-таки удается найти. Есть, на ваш взгляд, перспективы у этого уголовного дела? - Не знаю на счет раскрытия по линии оперативно-розыскных и следственных действий, а вот по линии мести, уверен, будут предприняты все возможные меры, и скорее всего они увенчаются успехом, даже если широкая публика об этом и не узнает.

ИЗ ДОСЬЕ «КП» Данил Корецкий — известный российский ученый-криминолог, писатель и сценарист, доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист Российской Федерации. Полковник милиции в отставке. Автор более тридцати художественных произведений, выдержавших более двухсот изданий общим тиражом свыше 20 млн экземпляров, включая такие криминальные бестселлеры, как «Антикиллер» и «Расписной».