Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика3 февраля 2013 22:00

Максим Кац - о своих коллегах: «Они считают, что сидят в органе типа Европарламента, а на самом деле - масштаб посиделок на кухне»

Член Координационного совета оппозиции и один из самых ярких представителей московских «рассерженных горожан» побывал в студии телерадиоредакции «КП»
Один из самых молодых  депутатов страны размышляет: где взять на оппозицию деньги?

Один из самых молодых депутатов страны размышляет: где взять на оппозицию деньги?

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

ИГРУШЕЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

- Максим, прошел слух, что из Координационного совета оппозиции (КС) исключаются Яшин и Немцов.

- Это не так. Исключение запрещено в регламенте. А регламент писал я. Но исключить да, пытались националист Бондарик и выдвиженец Мавроди Палчаев…

- Говорят, недавняя демонстрация против отмены иностранного усыновления не устроила часть оппозиции. Коммунисты и националисты посчитали, что КС играет на руку Западу и Америке. В оппозиции раскол?

- Да, прокремлевские политики часто так говорят. Пытаются представить оппозицию как монолит. А потом охают - нет, дескать, не монолит. И что с вами, оппозицией, разговаривать, когда вы не можете объединиться…

- Звучит, кстати, логично.

- Но КС и не должен быть монолитом! Там люди разных взглядов, с кучей разногласий, и каждый со своим мнением. Это нормально.

- Но что на практике? Цитирую ваш блог: «Ощущения в целом - люди совершенно не понимают, куда они попали и зачем. Они считают, что находятся в органе типа Европарламента, а на самом деле они сидят в органе масштаба посиделок на кухне... Люди ведут себя так, как будто у каждого из них за спиной миллионная поддержка, при этом реально ценность представляют считанные персонажи».

- Ничего страшного - болезнь роста. Структура новая, нет ни аппарата, ни истории, ни полномочий, ни целей, ни задач, ничего…

- Создался образ интеллигента в парламенте, где заседают революционные матросы и анархисты Махно.

- Тут вся беда в том, что политикам очень хочется высказаться. Им нравится сидеть в системном органе, работать в кабинете, выступать с трибуны. И это тоже нормально! Политическая деятельность должна быть именно такой. Половина тех людей, которые сейчас в КС, по идее должны сидеть в Думе. Выходил бы Каспаров на трибуну и говорил что считает нужным.

- А теперь они снимают залы и создают свой игрушечный парламент.

- Люди хотят заниматься политикой, имеют сторонников. При нормальной политической системе многие из КС сидели бы в городских, областных парламентах, в Госдуме, в телевизоре. И к тому же ситуация такова, что, на мой взгляд, Координационный совет сейчас вообще не нужен.

Как вывести миллионы на улицы - над этой задачей оппозиция бьется уже много лет...

Как вывести миллионы на улицы - над этой задачей оппозиция бьется уже много лет...

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

НЕУМЕЛЫЕ МИТИНГИ

- ?!

- Для решения срочных задач - уж точно. К примеру, они решают: вот соберем завтра на улице миллион и тогда… Вот тут хоть плачь, хоть смейся. Ты не можешь собрать миллион, странный ты человек! Миллион выходит, когда есть причина выходить. Твоя задача - кропотливо создавать организацию, чтобы при появлении причины координировать протест. Ты должен пытаться открывать отделения в регионах, искать сторонников, чтобы в нужный момент распечатать листовку и распространить ее по всем квартирам.

Ты не должен спамить ящики людей по любому вопросу. Только по важным случаям. Если ты выводишь 300 человек по поводу любой глупости власти, то ей, поверьте, все равно. Если же 100 тысяч, когда власть делает большую глупость, тогда она уже глупость повторить не рискнет... Тут твоя задача - донести информацию, что происходит. И дальше ждешь реакцию. Если не зацепило - ничего не получится. Вот взялись, к примеру, за «закон Димы Яковлева», и неудачно, потому что многим пофиг на сирот.

- От 30 до 40 тысяч человек вышли.

- Да, этим людям не все равно. Но если бы сироты действительно кого-то заботили серьезно, то вышло бы намного больше людей. Эта тема при всей ее важности и гнусности население не интересует. А вот тема с «обманом на выборах» задела его больше.

- Но КС по крайней мере организует митинги…

- Пока неумело. Например, провалил всю организацию первой акции. Не смог согласовать с мэрией, выдвигал неадекватные требования. Повторюсь, в КС некоторые считают, что сидят в органе масштабов Европарламента. На самом деле КС пока не влиятелен. Ты не можешь приходить в мэрию и говорить вице-мэру: ну-ка, давай Лубянку…

- Снова процитирую вас: «В совете есть очень значительное количество адекватных людей, которые хотели и могли бы что-то сделать, но им не дадут, замурыжат обсуждением политических заявлений и манифестов».

- Не так на самом деле все плохо. Некоторые члены совета активно занимаются делом. Каким-то образом им удалось протащить независимых людей в избирательные комиссии - сейчас в Москве их больше 5 тысяч человек. Это большая работа!

- И сколько человек из комитета ею занято?

- Человек пять.

- ?!

КАК НАЙТИ ДЕНЬГИ

- Поймите, в условиях полного отсутствия финансирования это не так уж и плохо. Эффективность организации нельзя рассматривать просто - получается у нее что-то или нет. Надо смотреть - какие у нее ресурсы. Организация тех же наблюдателей тяжело идет как раз потому, что нет денег. Или, к примеру, нужно 4 млн. рублей, чтобы напечатать газету для всей Москвы. Для политических задач это немного. Но таких денег у оппозиции и близко нет. И вот тут-то неплохо бы думать о поиске денег.

- Где?

- Непонятно. Во-первых, тут проблема с общественным мнением. Почему-то у нас считается, что политики не должны искать себе финансирование. В других странах всем понятно, что ты не проведешь выборы, не собрав денег. У нас же считается - если ты коснешься денег, то ты нехороший политик.

Из-за чего Навальный рекламу в блоге не может размещать - заголосят: «О, понятно, зачем он про коррупцию пишет! Чтобы продать за 50 тысяч рублей рекламный баннер!» Тут и проблема государственных церберов-правоохранителей. Если находится смельчак, который тебя начинает финансировать, к нему тут же приходит толпа проверяющих с рекомендациями «не шалить». Трудно. Но мы пытаемся.

- А если брать деньги за рубежом?

- Не стоит. Повторяю - нет культуры понимания, что значит «взять деньги». Многие считают: если ты взял деньги, то ты стал для «кредитора» работником или вообще рабом. Но в целом мне не нравится иностранное финансирование - не выстроишь устойчивую структуру. Во-первых, помощь из-за границы - это действительно странно.

Тебе будет трудно говорить об этом открыто, а без открытых источников финансирования ты не получишь доверия у избирателей… И потом - ненадежно это. Я как-то подумывал взять грант и печатать районную газету. Но отказался. Сегодня грант есть, а завтра Евросоюз его отменит, и газета развалится. Я лучше подумаю, как найти деньги здесь, и найду их. Или не найду.

ДОСЛОВНО

«Спецслужбам до меня не дотянуться»

- Вы и сами достаточно состоятельный человек.

- (Улыбается.) Скажу сразу - у меня есть деньги. И совершенно независимый, неубиваемый источник доходов. Это бизнес, до которого никакие спецслужбы не дотянутся. Я финансирую профессиональных покерных игроков и их турниры. Деньги находятся далеко не в России. И игроки все не российские. И турниры все не в России.

- Вы недооцениваете наши органы.

- Ничего не сделаешь. Здесь я полностью защищен. Можно всегда дать дубиной у подъезда. Всегда можно прийти и, как с Навальным, сказать, что украл. К примеру, я посоветовал муниципалитету купить лавочки и расставить по району. Завтра спокойно выйдет Маркин в телевизор и начнет: о, преступный сговор Каца с кем-нибудь. Купили лавочки, ущерб нанесен в 10 млн. рублей. 5 млн. сумма покупки лавочек и 5 млн. сами лавочки…