Премия Рунета-2020
Иркутск
+9°
Boom metrics
Общество4 февраля 2013 12:32

«Комсомолка» спасает старинную водяную мельницу на Байкале

Корреспонденты отправились в путешествие в тайгу, где и хранится редкий экземпляр [видео+фото]
Источник:kp.ru
«Комсомолка» спасает старинную водяную мельницу на Байкале.

«Комсомолка» спасает старинную водяную мельницу на Байкале.

Возможно, последняя в России «дикая», не музейная водяная мельница сохранилась в прибайкальской тайге, в нескольких километрах от деревушки Куртун. Однако сегодня в тех краях практически некому ни порадоваться наследию предков, ни позаботиться о нем: в конце 1980-х деревня начала вымирать и сейчас в ней живет лишь несколько стариков. А потому Сергей Перевозников, хозяин имения, расположенного в 30 километрах - в Бугульдейке, решил эвакуировать старинный артефакт поближе к людям и восстановить его. И в этой затее приняли участие многие неравнодушные люди: ученые ИрГТУ, волонтеры «Большой Байкальской тропы», а также редакция «Комсомолки».

… В 1987 году эту мельницу обнаружила в прибайкальской тайге экспедиция иркутских ученых, которая по заданию российского Министерства культуры искала и описывала памятники архитектуры.

- О мельнице нам рассказали местные жители: километрах в трех от деревни, на притоке речки Куртунки мы нашли ее стоящей в кустах, - вспоминает ту экспедицию доцент кафедры архитектурного проектирования НИ ИрГТУ Андрей Ляпин.

– Мельница довольно сильно заросла, но тем не менее ее отчетливо было видно. Она уже не могла функционировать и молоть муку, но сохранилась довольно неплохо. Колесо, которое раньше крутила вода, было практически целым, по-доброму время отнеслось и к самому помещению – там сохранились стены и даже кровля.

Журналист Игорь Алексич:- Колесо, которое раньше крутила вода, практически целое.

Журналист Игорь Алексич:- Колесо, которое раньше крутила вода, практически целое.

Спустя четверть века об этой водяной мельнице узнал фермер Сергей Перевозников и загорелся идеей вернуть ее людям. Однако эта задача оказалась очень и очень непростой. Вывезти старинное сооружение из таежной глуши сможет лишь тяжелая техника, а ей еще нужно добраться до места. Дело в том, что мельницу построили достаточно далеко от деревни – там, где нашлось удобное место для запруды. Соответственно, часть пути проходит по руслу речки Куртунки, так что грузовые автомобили смогут проехать до мельницы только зимой, по замерзшей воде. Однако там есть несколько опасных мест, где тонкий лед явно не выдержит столь немалую тяжесть, поэтому корреспонденты «Комсомолки» вместе с Сергеем Перевозниковым снарядились к мельнице, чтобы укрепить наиболее слабые места настилами из досок.

На одной из бугульдейских пилорам мы загрузили горбылем кузов «Газели». До Куртуна добрались без приключений, но у цели путешествия нас ожидал не очень приятный сюрприз. Хотя мы и двигались по льду прибайкальской речушки с превеликой осторожностью, но когда до мельницы оставались считанные сотни метров, вдруг раздался оглушительный треск, и машина на льду опасно накренилась! Оказалось, замерзшая Куртунка не выдержала тяжести и взяла в плен одно из задних колес – оно провалилось капитально! Мы же, видимо, поставили рекорд по скоростному десантированию из машины.

Когда до цели оставались считанные метры, лед не выдержал тяжести груженого автомобиля.

Когда до цели оставались считанные метры, лед не выдержал тяжести груженого автомобиля.

Фото: Игорь АЛЕКСИЧ

- Так, у нас три варианта, - начал размышлять Сергей. – Доски с собой есть, так что можно попробовать вылезти самим – это раз. Идти в деревню за трактором – это два. Послать все к чертовой бабушке и ждать лета – три…

Когда стало понятно, что сами мы вызволить машину не можем, пришлось отправлять гонца в Куртун. К счастью, деревенские мужики вошли в положение и быстро снарядили спасательную экспедицию: местные «аксакалы» Иван Яковлевич и Сергей Алексеевич с бензопилой и топором погрузились в трактор и двинулись к нам на помощь. Перед такой силой не устоять никакому бездорожью, и спустя непродолжительное время, мы таки выручили «Газель» из ледяного плена.

А вот и мельница! Правда, в разобранном виде да под снегом она особого впечатления не производит.

- Прошлым летом ввиду предстоящего «переезда» волонтеры «Большой Байкальской тропы» разобрали помещение мельницы по бревнышку, - рассказывает Сергей Перевозников. - Каждое из них обмерила и сфотографировала Маша Белова - аспирант кафедры архитектурного проектирования НИ ИрГТУ. Их пометили табличками с порядковыми номерами (чтобы ничего не перепутать при сборке) и укутали полиэтиленом. А колесо оставили как есть: разбирать его слишком рискованно, после этого вряд ли получится собрать механизм заново. Так что сегодня мельница хотя и невзрачна с виду, но к перевозке полностью готова.

Поэтому мы дружно взялись за работу и загатили (сделали настил. – Прим. авт.) привезенными досками самые опасные места дороги. Осталось лишь залить эти гати водой, чтобы мороз превратил их в крепкую монолитную конструкцию, – и можно пускать тяжелую технику…

… А ученые ИрГТУ в ближайшее время собираются при помощи компьютерной техники создать виртуальный 3D-макет этой мельницы. Его можно будет повращать на мониторе и осмотреть агрегат хоть сверху, хоть с любой из сторон. Макет пригодится и при восстановлении мельницы, и для поиска спонсоров.

- Этот проект важен не только для развития сельского туризма, но и с архитектурной и исторической точек зрения, - считает Андрей Ляпин. – Так что Сергею нужно помочь – это же наше общее культурное наследие.

ТТХ мельницы:

Мельница под Куртуном работала до 1962 года.

Площадь двухкомнатного помещения - 81 кв. метр.

Сруб состоит из 22 венцов, как отмечают ученые, в ходе реставрации около половины бревен придется заменить новыми.

Рабочий механизм мельницы, превращавший рожь и пшеницу в муку грубого помола, весит более 2 тонн, а его колесо достигает в диаметре 3,5 метра.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Владимир ТИХОНОВ, директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы»:

«Возможно, в Куртуне сохранился самый последний из таких раритетов»

- Действительно, до наших дней дожило крайне мало старинных мельниц. Дело в том, что в 50-е годы прошлого века на смену им пришли мукомольные заводы, поэтому сами мельницы разобрали. Из их бревен построили амбары и свинарники. Мельничные жернова и запруды встречаются довольно часто, но никаких построек рядом с ними не сохранились. Куртунской же мельнице повезло – она располагалась слишком далеко от деревни, поэтому ее стены не стали использовать в качестве стройматериалов. Кроме нее на территории области сохранились лишь три подобных сооружения – все они в 70-х годах были перевезены к нам в Тальцы из деревни Владимировки Илимского района. На западе России водяные мельницы практически не использовали (там в ходу были в основном ветряные), так что в Куртуне, возможно, и впрямь сохранилась самая последняя из них. Причем ее реставрация – не особо сложная задача, достаточно будет простых плотницких навыков. Правда, взамен отдельных сгнивших бревен придется использовать новые – но уже через 10 - 15 лет по своему виду они ничем не будут отличаться от старых.

Полностью видеофильм наших корреспондентов об экспедиции на мельницу можно просмотреть здесь