Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире15 февраля 2013 16:05

Смерть з/к Икс

Наш колумнист – о волне разоблачений, поднявшейся в израильском парламенте, в связи с таинственной гибелью агента Мосада
Могила Бена Зайгера

Могила Бена Зайгера

Фото: REUTERS

На краю города Рамле, в центре Израиля, стоит большая тюрьма "Аялон", а в ней - особое крыло "Икс". В нем держат особо важных узников. Иногда даже имена их неизвестны; неизвестно, в чем их обвиняют; они исчезли для мира - был человек, и нет. В эти дни израильский парламент и пресса гудят, как встревоженное осиное гнездо по поводу смерти з/к Икс, которым, как оказывается, был австралийский еврей Бен Зайгер, предположительно - проштрафившийся агент Мосада.

Он умер еще в декабре 2010 года, через полгода после своего ареста, но с момента ареста израильская медиа ни словом не обмолвилась об этом человеке - суд запретил газетам даже цитировать иностранные источники. Даже тюремщики не знали его имени - его звали з/к Икс. На этой неделе несколько смелых депутатов - коммунистов и социалистов подняли вопрос в кнессете - парламенте, и этот запрет рухнул, и началась волна разоблачений.

Зайгера связывают с убийством палестинца Махмуда Мабхуха в Дубае - предположительно он был одним из трех агентов Мосада с австралийским паспортом, убивших видного деятеля партии "Хамас" в роскошном отеле. Тогда дубайская полиция опубликовала фотографии и имена агентов-убийц. Выяснилось, что израильская разведка использует паспорта Австралии, Новой Зеландии и Канады, что вызвало волну возмущения среди спецслужбистов этих стран. Израильских дипломатов выслали из Новой Зеландии, и отношения с Австралией тоже стали натянутыми.

Вскоре австралийская контрразведка обнаружила, что три австралийских еврея, эмигрировавшие в Израиль, служат в Мосаде и располагают комплектом австралийских паспортов. Разведчики слили их имена австралийскому журналисту, тот позвонил Бену Зайгеру и предъявил ему факты. Зайгер все отрицал, но у австралийцев были подробности - с помощью австралийских паспортов Бен Зайгер основал фирмы по торговле электроникой и поставлял свой товар в Иран и арабские страны. Что было в этой электронике - неизвестно, но волна аварий и катастроф на иранских объектах могла быть связана с его деятельностью.

Австралийская телекомпания опубликовала репортаж, не упоминая имени Зайгера, а через несколько дней Зайгер был арестован израильтянами и заключен в "иксы". Пока не понятно, что именно он сделал, чем вызвал гнев тогдашнего главы Мосада, беспощадного Меира Дагана. Возможно, он рассказал австралийским спецслужбам о том, как Мосад обходится с австралийскими паспортами, возможно, он решил признаться в убийстве Мабхуха, а может, помог дубайской полиции. Но также возможно, что он не сделал ничего, и его изолировали только потому, что его имя стало известно австралийским контрразведчикам. Израильские судьи разрешили Мосаду заключить Зайгера в тюрьму в условиях полной анонимности.

Только через полгода ему разрешили встретиться с известным израильским адвокатом Фельдманом. Во время этой встречи Зайгер утверждал, что он ни в чем не виноват, и выразил готовность доказать всю правоту на суде. Фельдман обратился с просьбой передать ему материалы дела, но он не успел их получить - очень удобно для Мосада этот 34-летний молодой человек, отец двух детей, "покончил с собой", хотя камеры в "иксах" находятся под неустанным наблюдением.

Сейчас общественное мнение бурлит - многих ужаснуло, что спецслужбы могут взять и сгноить, а потом и убить израильского гражданина так, что об этом никто не знает. Конечно, это не первый случай - советский разведчик Мордехай Кейдар годы был в израильской тюрьме, и никто не знал, куда он делся. Маркус Клингберг, один из руководителей военного центра в Нес Ционе, раскрывший советским ученым израильские планы химической и бактериологической войны, провел многие годы в тюрьме в полной секретности. Мордехай Вануну, раскрывший секрет израильской атомной бомбы, тоже содержался в тайне. С неевреями и вовсе израильтяне не церемонятся - для них есть другие страшные тюрьмы, куда не приходит ни свет, ни Красный Крест. Но такой поворот судьбы для еврея и израильского гражданина все же необычен.