Москва

Михаил Блинкин, директор Института транспортной политики Высшей школы экономики

О ситуации на дорогах: «Автомобилистов надо постепенно приучать к идее платного въезда в центр Москвы»
Михаил БЛИНКИН.

Михаил БЛИНКИН.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Столичные власти недавно приняли «Стратегию развития Москвы до 2025 года». Немалая ее часть посвящена решению проблемы заторов. В правильном ли направлении идут чиновники? Какой западный опыт нам стоит позаимствовать? Михаил Блинкин - один из ведущих российских экспертов в области транспорта - дал пресс-конференцию в «КП» и ответил на эти и другие вопросы.

«ЧАЙКОВСКИЙ НЕ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПАРКОВЩИКОМ!»

- Михаил Яковлевич, в ноябре прошлого года часть парковок на улицах Москвы стали платными. Многие автомобилисты недовольны...

- Их реакция естественна. Но при нынешнем количестве автомобилей сохранить режим free parking - свободной парковки - в Москве невозможно. Всем просто места не хватит. Давайте пройдемся по Большой Никитской, встанем за спиной памятника Чайковскому. Петр Ильич у нас там работает парковщиком! Если мы посмотрим на окрестности театра, консерватории в Германии, Австрии, Токио, Сеуле - такого безобразия с припаркованными где угодно машинами мы не увидим.

Это пешеходные зоны, зоны ограниченного автомобильного доступа и прочие комфортные места - чтобы людям было удобно гулять. Самый простой элемент нормальной пешеходной среды - это широкие комфортные тротуары, на которых не паркуются автомобили.

Есть знаменитый американский транспортник Вукан Вучик. Когда он приехал в Москву, то с ужасом позвонил и сказал: «Что здесь случилось - пожар, революция? Около моей гостиницы (его поселили на Тверской) автомобили на тротуарах стоят!» Для него, человека, объехавшего полмира, это было дикостью. Вот от этой дикости город и начал избавляться.

ЗАГНАТЬ МАШИНЫ В ЛИФТ

- В столице так и не появились механические парковки - приехал, загнал машину в специальный лифт, и он сам поднял ее.

- Пока их строить невыгодно - в городе не введен жесткий парковочный режим. Ведь как появляются подобные паркинги? Допустим, город за стоянку на проезжей части берет пять евро в час. Тут же появляется коммерсант, который строит механический паркинг, где место стоит уже не 5, а 3 евро. И паркинг мгновенно заполняется. То же самое, кстати, с частными подземными парковками. Как только все парковочные места в центре Москвы станут платными и их будет меньше, чем желающих поставить машину, к властям тут же начнут обращаться бизнесмены: дайте участки под строительство паркингов! Думаю, эта ситуация не за горами.

- Может, и платный въезд в центр города введут?

- Со временем, я уверен, да. Платный въезд существует в Милане, Сингапуре, Лондоне, Стокгольме, Риге, а также во многих шведских, австрийских маленьких городах. Но Москва сначала должна пройти жесткий парковочный режим. Горожанина надо приучить к платному въезду. В Лондоне его приучали с 1930-х годов: ты приезжаешь в центр, но парковаться обойдется дорого. И затем еще и платный въезд. Москва в этом плане еще в первый класс ходит.

К тому же платный въезд предполагает особые законы. Например, госномер на автомобиле - это и мой, как водителя, номер. Он сцеплен с городской базой, с ИНН, налоговым номером, фискальным адресом. Везде, где есть платный въезд, есть понятие фискального адреса. Он может быть мейлом, почтовым ящиком на почтамте - неважно. Важно, что я подписался, что бумажка об оплате парковки, которая придет - хоть электронное сообщение по этому адресу, - я ее получу обязательно. И оплачу, иначе у меня будут очень большие проблемы. Потихоньку мы к этому придем.

СТРОЙТЕ ДОРОГУ У ЧУЖОГО ПОРОГА

- Столичные власти говорят, что нужно пересаживать автовладельцев на общественный транспорт, а сами строят гигантские дороги. Широкие, без пробок, трассы сами по себе стимулируют ездить не на автобусах, а на личной машине. Где же логика?

- В Москве жуткий дефицит дорог. Их площадь - около 10% относительно площади города, что в три раза меньше, чем в городах США. Даже автобусам, троллейбусам и трамваям места не хватает! Поэтому расширять, к сожалению, надо.

Население всегда будет недовольно. Не существует города в мире, где не работал бы знаменитый эффект нимби - сокращенное от английского выражения «только не на моем заднем дворе». Мол, дорога нам нужна, только, пожалуйста, постройте ее где-нибудь в другом месте, не около меня.

Эксперт сетует: Петр Чайковский в Москве работает парковщиком.

Эксперт сетует: Петр Чайковский в Москве работает парковщиком.

Фото: Евгения ГУСЕВА

ПРОДЛИМ МЕТРО?

- В Москве планируется построить еще 124 километра метро. Вроде бы здорово, но зачем бесконечно продлять уже существующие линии? На станции «Выхино», например, в час пик в вагон не вбиться, а ветку тянут в Жулебино, а потом и вовсе в Московскую область.

- На самом деле продление линий метро, как правило, количество пассажиров не увеличивает. Просто жители Жулебина, которые раньше ехали по пробкам до «Выхино», теперь сядут в метро у себя в районе, дойдя до станции пешком. А в целом да, нужно не только существующие линии продлять, но и тянуть новые. Частично это уже делается - строится третий пересадочный контур.

Но еще важнее интегрировать метро и железную дорогу, что, кстати, и намерены делать власти. Пригородные и городские электрички, которые в 2015 году пустят по Малому кольцу МЖД, и метрополитен должны стать единой системой с быстрыми пересадками. Как в Берлине. Там пассажир часто вообще не в курсе, на чем он сейчас едет: то ли электричка, то ли наземное метро, то ли скоростной трамвай. Билет один, условия перевозки похожи. Москва и область постепенно к этому приходят. Сейчас, например, ведутся переговоры о строительстве ветки скоростного трамвая от Химок - в районе IKEA - до метро «Планерная». Это не халтурный, не пиаровский, а нормальный бизнес-проект. Пришли люди, посчитали пассажиропоток и решили, что строить здесь трамвайную линию довольно выгодно.

Так что у перегруженного московского метро, пусть пока и в перспективе, появляется вполне достойная рельсовая альтернатива.

«ДИЧАЙШЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

- Реконструкция столичных дорог, к сожалению, не увеличивает безопасность. Сбитые на остановках пешеходы, аварии стали уже банальностью.

- В Москве все последние годы в ДТП гибнет примерно тысяча человек в год. По мере роста автомобильного парка - а это плюс 6 - 7% в год - смертность на дорогах не увеличивается. Но тысяча погибших в год - экстремально много по сравнению с другими мегаполисами.

Одна из главных причин - дичайшее транспортное поведение московского обывателя. На Западе в законодательстве есть понятия опасного вождения и неосторожного вождения. Неосторожное, небрежное вождение - полицейский может сделать замечание, выписать штраф. Опасное вождение - причинение угрозы жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

У нас какой-нибудь маргинал, покатавшись на «Порше Кайен» по Москве со скоростью 200 километров в час, получает свои 15 суток за то, что у него не было водительского удостоверения и госномера. А то, что он катался со скоростью 200 км в час, - просто нарушение ПДД. Хотя понятно, что езда по московским улицам с такой дикой скоростью - это уголовка.

В просвещенных странах это то же самое, что из окна стрелять из автомата. Ты никого не хотел убить, но причиняешь угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. А значит, получишь тюремный срок. А у нас в официальных пресс-релизах есть формулировка «не справился с управлением».

За рубежом это означает: не умеет парковать задом, заезжал в гараж, поцарапал молдинг. Когда вылетел на остановку, убил людей - при чем тут не справился с управлением, трезвый или пьяный? У тебя в любом случае - даже если никого не задавил - «опасное вождение» и тюрьма.

Со временем, я надеюсь, мы законы поправим и будем сажать таких лихачей за сам факт опасной езды. Тогда и дороги станут безопаснее.