Премия Рунета-2020
Уфа
+21°
Boom metrics
Происшествия25 марта 2013 17:00

В Башкирии милиционеры три дня изображали дальнобойщиков, чтобы посадить невиновного парня

Они напоили его и уговорили нарвать сухой конопли возле дома. А потом подстроили «контрольную закупку»
Петр Лисин: - Ну какой из меня наркобарон?

Петр Лисин: - Ну какой из меня наркобарон?

Фото: Марат ГАРЕЕВ

После той истории 27-летне­го Петра Лисина в деревне ина­че как наркобароном и не назы­вают. В шутку, конечно. Хотя какая деревня? Три хибары на краю цивилизации в Альшеев­ском районе Башкирии. До рай­центра 15 километров по ухабам (так меня водитель еще никог­да не материл). К дому подъе­хать не решились, метров две­сти топали пешком по жиже. И это еще весна толком не на­ступила…

«Вилла» местного Пабло Эскобара – сарай три на четы­ре метра. Куда, интересно, он бабло девает от торговли нар­котиками «в крупном размере»? (По крайней мере так было на­писано в уголовном деле, кото­рое на него завели).

Хозяин знатной недвижимо­сти вышел на улицу в старой ветровке и закурил препарши­вую сигарету. Поди, специаль­но приготовился к визиту жур­налистов.

- Какие деньги?! – сплевыва­ет в грязь Лисин. - Я компен­сацию, которую получил за то, что зря отсидел 8,5 месяца, уже успел раздать. 250 тысяч всего, это по тысяче за день отсидки. Половину адвокату, другую – матери за долги, которые у нее накопились, пока меня не бы­ло. Ни копейки сейчас нет…

Раньше Петр работал води­телем. Пять тысяч в месяц по­лучал, по деревенским меркам, это нормально, на жизнь хвата­ло. А сейчас почти устроился на хорошую работу на Севере, родственник обещал подсобить. Но не прошел проверку службы безопасности – судимых брать не положено. А в том, что от­сидел без вины и уже реабили­тирован, разбираться никто не стал. Вот и приходится теперь перебиваться случайными за­работками, фактически – наем­ным батраком: кому на стройке помочь, кому огород вскопать.

- Петь, а ты чего прибедняешься-то? Вот же у тебя машина во дворе стоит!

- А ты внимательно посмотри – это ж антиквариат! «Семерка» старая, рассыпается на ходу. Да и не для наших дорог «лошад­ка», только летом в сухую пого­ду на ней и проедешь…

СТАНИСЛАВСКОМУ И НЕ СНИЛОСЬ

От спектакля, который в 2009 году милиционеры разыграли (здесь и далее – по материалам уголовного дела. - Прим. ред.) перед Лисиным, Станислав­ский перевернулся бы в гробу. К месту действия «актеры» по­жаловали в гражданской личи­не, на «Ниве» с челябинскими номерами.

- Дальнобойщики мы, пере­ночевать надо, - соврали го­сти. И достали бутылку. Кста­ти, Лисина они выбрали, ско­рее всего, не случайно – у него был условный срок в подрост­ковом возрасте за кражу пчел – говорит, старший брат тог­да надоумил стащить в сосед­ней деревне целый улей. В об­щем, идеальная жертва.

«Дальнобойщики» пьянство­вали у Лисина три дня. А по­том вдруг попросили – мол, у тебя возле дома конопля рас­тет, будь другом, нарви, ребя­там надо. Учитывая, что дело было в феврале, эти подморо­женные высохшие стебли ско­рее являли собой гербарий, и не более того. Однако экспер­тиза, которую потом проводи­ли полицейские, все-таки по­казала, что это наркотик. Про­верить ее достоверность сейчас невозможно.

Гости уговорили Петра про­дать эти сушеные ветки их зна­комым в райцентре:

- Денег подзаработать хочет­ся, а самим неудобно с друзей брать. Давай мы тебя отвезем!

Лисин послушно сел в маши­ну и передал сверток человеку, к которому его подвели. И если бы это была программа «Розы­грыш», тут-то бы и объявиться улыбающемуся Пельшу с цве­тами. Но нет. Собутыльники Лисина вдруг ткнули ему в ли­цо удостоверениями и закова­ли нашего героя в наручники.

ДАЛИ ВОСЕМЬ ЛЕТ

Дальше все было как в дур­ном сне. Моментально состря­пали дело: хранение и сбыт наркотиков, крупный размер, до 20 лет колонии. На адвока­та у парня денег не оказалось, поэтому обслуживал его бес­платный защитник.

-Адвокат посоветовал при­знаваться, - рассказывает Ли­син. – Сказал, условный да­дут. Ну, я и поверил снова – подумаешь, конопля, для нас это что-то типа одуванчика. А когда судья зачитал «восемь лет строгого режима», меня как ку­валдой по голове огрели, это ж все – жизнь кончена…

По замыслу милицейских драматургов, в этом месте дол­жен опуститься занавес. И вме­сто аплодисментов они полу­чают пресловутую «палку» - то есть раскрытое дело. Да какое! Крупного торговца наркоти­ками накрыли – такие на селе в лучшем случае раз в год по­падаются.

Но Лисин не сломался, ре­шил бороться. Спасибо трою­родному брату Петра, он нашел нормального адвоката. Начали писать кассации в Верховный суд республики: дескать, дело считаем сфальсифицирован­ным. Суд постановил – дело пересмотреть. В итоге приговор отменили, а Лисина полностью реабилитировали и выплатили ему компенсацию.

- Как в изоляторе сиделось? Да нормально. Кормили снос­но – супы, каши, даже мясо ва­реное. В общем, претензий нет. Но, конечно, жутко хотелось на волю – не виноват я, чтоб меня за решеткой держать!

ДЕТЕКТОР ЛЖИ ПОДТВЕРДИЛ

Милиционеры-«дальнобойщики» (теперь уже поли­цейские) сейчас сами риску­ют угодить за решетку. В След­ственном комитете возбудили уголовное дело за злоупотре­бление должностными полно­мочиями. Пока только «по фак­ту преступления» - то есть зло­деяние есть, а подозреваемых официально нет. И если дело дойдет до суда, полицейским грозит по четыре года тюрьмы.

Впрочем, от актерских лавров они не отказываются – призна­ются, что прикинулись дально­бойщиками. Но уверяют, что ради благой цели, ловили круп­ного наркодельца. Якобы у них была оперативная информа­ция, что Петр Лисин торгует наркотиками и к нему постоян­но приезжают покупатели. Но следователи не смогли найти никаких подтверждений этим словам. Опросили всех, кого можно – за Лисиным ничего плохого не замечали. Кроме этого, в законе «Об оператив­но-розыскной деятельности» четко записано: подстрекать человека к совершению пре­ступления нельзя. Так что спек­такль в любом случае был не­законный.

Кстати, Петра и на детекторе лжи проверили, задавали самые неприятные вопросы – торго­вал ли когда-нибудь наркоти­ками, употреблял ли сам. Ли­син ответил «нет», и полиграф подтвердил – парень говорит правду. А вот люди в погонах пройти этот тест наотрез от­казались…

- Уголовное дело мы сейчас расследуем. О результатах мож­но будет сказать позже, - гово­рит заместитель руководителя Альшеевского межрайонного следственного отдела СКР по Башкирии Руслан Бардачев­ский.

КОММЕНТАРИЙ МВД

- По факту принятия процессу­ального решения в отношении со­трудников отделения уголовного розыска Отдела МВД России по Альшеевскому району подразде­лением собственной безопасности МВД по Республике Башкортостан проведена служебная проверка.

В отношении местного жителя Альшеевского района возбужда­лось уголовное дело по статьям за незаконный оборот наркотиков в крупном размере. Приговор рай­онного суда был отменен Верхов­ным судом, а впоследствии уголов­ное преследование мужчины было прекращено полицейскими в связи с отсутствием в его действиях со­става преступления.

Вопрос о привлечении виновных должностных лиц Отдела МВД Рос­сии по Альшеевскому району к дис­циплинарной ответственности бу­дет решен после вынесения реше­ния судом.