Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды3 апреля 2013 22:00

Европа, ты нас уважаешь?

Известный артист специально для «КП» написал колонку, на тему, почему к нам так прохладен Запад

Банковский коллапс на Кипре в очередной раз показал россиянам, что независимо от количества денег нас в Европе за своих не принимают. В вопросе, где лучше хранить деньги, я советом помочь не могу - в накопительстве таланта не имею. А вот о культурно-коммуникационном противопоставлении «Мы и Запад» не раз задумывался.

В нас борются подчас диаметрально противоположные желания: с одной стороны, мы хотим быть своими в Европе, с другой - мы хотим показать, что мы круче их, а в это «круче» входят и разнузданное громкое поведение, и швыряние деньгами, и многое другое. Особенно ярко это проявляется на Лазурном Берегу.

Южный берег Франции всегда предлагал свои красоты, гастрономию и отдых категории люкс свежеиспеченным богачам, которые на определенный период составляли там среди туристов свое национальное большинство: в XIX веке там гуляли русские купцы, в середине XX - американцы, в 80-х прошлого века - арабы, в 90-х и нулевых опять мы, сейчас приходит очередь китайцев. Французы, понимая все финансовые плюсы разудалой щедрости нуворишей, при этом никогда не примут как должное образ жизни таких людей и при каждом удобном случае выразят свое презрение к излишней показухе роскоши.

Я как-то спросил на одном из русских частных праздников у француженки, которая организовывала для наших вечеринку, гуляют ли так богатые французы. Она сказала, мол, гуляют, но не во Франции, а где-нибудь подальше, и они уже не французы по паспорту, а платят налоги в другой стране. Короче, не принято, а потому сложился уже пусть не у всех, но у среднего француза определенный стереотип о русском человеке и сломать его довольно проблематично. Я достаточно свободно говорю на французском и никогда не позволял себе выходки а-ля «хозяин жизни», но и я, бывало, натыкался на снобистский французский взгляд. Помню, как-то в дорогом ресторане гостиницы я случайно употребил не то прилагательное, и невинный вопрос на французском: «Какие у вас есть десерты?» прозвучал стилистически пренебрежительно, т. е. получилось «хоть какие-нибудь десерты». На что получил кривую ухмылку и презрительную отповедь, мол у нас лучшие десерты, так что выбирайте выражения. Но тут, правда, уже возмутился я и сказал на французском, что если я и ошибся, то невольно, и стараюсь говорить как могу, и я не Пруст и не Верлен, чтобы все мои слова понравились. И тут произошло неожиданное - он тут же, видимо, у администраторов выяснил, как меня зовут; принеся десерт, обратился ко мне по имени и, более того, проникся ко мне уважением на все мое оставшееся пребывание в отеле. И мне показалось, что подействовало не то, что я назвал классиков французской литературы, а то, что я заявил все это достаточно уверенно и показал шефу ресторана, что я уважаю не только его страну, но и себя, и свои усилия по изучению другого языка.

Трудно заставить Европу нас уважать, если мы не будем уважать сами себя. Если ты уважаешь себя, то ты в себе уверен, а соответственно у тебя нет потребности доказывать свою состоятельность ежеминутно и лезть со своим уставом в чужой монастырь. И поверьте, как только Европа почувствует, что российский гражданин повзрослел и не сомневается ни в себе, ни в своей стране, она начнет считаться и с нашими финансовыми интересами.