2018-04-02T14:25:42+03:00

Текст «Тотального диктанта» 2013

Официальный текст от писательницы Дины Рубиной
Поделиться:
Комментарии: comments58
Изменить размер текста:

Часть 1. Евангелие от Интернета

Однажды, много лет назад,1 я разговорилась со знакомым программистом и среди прочих реплик помню его фразу о том, что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту,2 – Всемирная информационная сеть3.

4 Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове «человечество» и ненавидящая слово «индивидуум»5.

– Представьте, – продолжал он, – что для диссертации о производстве глиняной посуды у этрусков, например, уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы6.

– А вот это – прекрасно!7 – воскликнула я.

Он между тем продолжал8:

– Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике9. Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время любой человек, – добавил он, – станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ.

– Но это10 ужасно…11 – задумалась я.

Прошло много лет, а я отлично помню этот разговор12. И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь – под аккомпанемент клавиатуры – с сотнями корреспондентов13, прогоняя очередной запрос из Гугла14 в Яндекс15 и мысленно благословляя великое изобретение, я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно»?

Томас Манн писал: «…Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь; остальное – туман…»16

Интернет – во благо или во зло – рассеял туман17, врубив свои беспощадные прожектора, пронизывающие режущим светом до мельчайшей песчинки страны и континенты, а заодно и хрупкую человеческую душу18. И что, кстати, стряслось за последние лет двадцать с этой пресловутой душой, перед которой открылись ослепительные возможности для самовыражения?

Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги19. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар!

(Д. Рубина, 319 слов)

1 Однажды много лет назад я разговорилась… (без запятых, выделяющих обстоятельство времени много лет назад – в зависимости от интонации).

2 Не рекомендуется: …что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту, Всемирная информационная сеть.

3 всемирная информационная сеть – В данном контексте возможно написание со строчной буквы, так как данная точка зрения была высказана давно, еще до создания того явления, которое впоследствии получило именование Всемирная информационная сеть. Совпадают имя собственное и свободное сочетание. Неизвестно, предрекает (предвидит) ли говорящий появление именного этого явления с таким названием или просто рассуждает о появлении подобного явления, поэтому принимаются оба варианта написания – с прописной и со строчной букв.

4 Прямую речь желательно в данном случае оформить при помощи тире, предпочтительным в диалоге, при обмене репликами. Использование кавычек не является ошибкой.

5 «Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове “человечество” и ненавидящая слово “индивидуум”».

6 Допустима постановка тире: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы. Не рекомендуется (но и не считается ошибочной) постановка запятой и тире как единого знака: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, – и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы.

7 Допустимо без тире: А вот это прекрасно!

8 Не рекомендуется: Он, между тем, продолжал...

9 Допустимо без тире: Перед человечеством открываются неслыханные возможности в науке, в искусстве, в политике.

10 Можно как насильственный принять вариант с тире: Но это – ужасно…

11 Но это ужасно, – задумалась я.

12 Допустимо с тире: Прошло много лет а я отлично помню этот разговор; Прошло много лет, – а я отлично помню этот разговор.

13 И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь под аккомпанемент клавиатуры с сотнями корреспондентов...; И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь (под аккомпанемент клавиатуры) с сотнями корреспондентов...

14 из Гугла, из GOOGLE’a, Google’a

15 в Яндекс, в YANDEX, в Yandex

16 Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь, остальное – туман.

17 Интернет (во благо или во зло) рассеял туман...; Интернет, во благо или во зло, рассеял туман...

18 Допустимо: а заодно – и хрупкую человеческую душу; не рекомендуется, но не запрещено: а заодно и – хрупкую человеческую душу.

19 Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры после появления языка и изобретения книги.

Часть 2 Опасности райских кущей

Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги1. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны.

И вот появилась головокружительная, беспрецедентная2 возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества людей. Очередная смена пространств: география Интернета – земной шар. И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно.3

Со временем возникнет новая иерархия человечества, новая гуманная цивилизация4. А пока… пока в Интернете доминирует «оборотная сторона»5 этого грандиозного открытия-прорыва – его разрушительная сила6. Неслучайно7 Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей.

Самый наглядный факт современности: Интернет, который немыслимо расширил возможности простого человека для высказывания и действия, лежит в основе нынешнего «восстания масс». Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры – материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм8. Сегодня он обращен к «массовому» в любом человеке, питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях – от языкового до политического и потребительского9, ибо невероятно приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища», включая самые низкие10. Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум»11 все, к чему прикасается, чему дает жизнь,12 плодит пошлость, невежество и агрессию, давая им неслыханный, завораживающий выход не просто наружу, а на весь мир. Опаснее всего, что это игривое и очень смышленое «дитя»13 новой цивилизации уничтожает критерии – духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества14. Что поделать, в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова15. И я думаю: не слишком ли высокую цену мы платим за прекрасную возможность поговорить с далеким другом, прочесть редкую книгу, увидеть гениальную картину и услышать великую оперу? Не чересчур ли рано сделано это грандиозное открытие? Иными словами, доросло ли человечество до самого себя?

(Д. Рубина, 303 слова)

1 Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры после появления языка и изобретения книги.

2 И вот появилась головокружительная беспрецедентная возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества людей

3 И это – очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает – только строит она медленно; И это очередная революция – а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это – очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это – очередная революция, а революция всегда быстро ломает – только строит она медленно; И это очередная революция – а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно. И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает, – только строит она медленно; И это очередная революция, – а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно.

4 Со временем возникнет новая иерархия человечества – новая гуманная цивилизация.

5 «оборотная сторона» – постановка кавычек факультативна. При чтении можно предупредить, что у автора они есть.

6 …грандиозного открытия-прорыва, его разрушительная сила.

7 Не случайно

8 Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры, материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм; Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры – материальной и духовной, – породило и коммунизм, и нацизм.

9 …питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях, от языкового до политического и потребительского; питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях: от языкового до политического и потребительского; не рекомендуется: …питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях от языкового до политического и потребительского…

10 …приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища» включая самые низкие.

11 «шум» – постановка кавычек факультативна.

12 Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум» все, к чему прикасается, чему дает жизнь; плодит пошлость, невежество и агрессию...

13 дитя – без кавычек.

14 это игривое и очень смышленое «дитя» новой цивилизации уничтожает критерии: духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества.

15 Что поделать: в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова; Что поделать, в интернет-пространстве все равны – в самом площадном смысле этого слова; Что поделать: в интернет-пространстве все равны – в самом площадном смысле этого слова.

Часть 3 Зло во благо или благо во зло?

Вопросы, относящиеся к могущественному Интернету, вполне можно назвать экзистенциальными, как и вопрос о том, что мы делаем в этом мире.

Нет такого прибора, который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло, что приносят нам все великие изобретения, как нет и возможности отделить одно от другого.1

– Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества, – возразил мой друг, известный физик, давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). – С моей точки зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо?2 А плебс так и останется плебсом, с Интернетом или без3. В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийственно воздействовать на массы. Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет4. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла5, так же как6 огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от того, кто им пользуется. Это настолько очевидно, что даже скучно обсуждать. Напишите лучше о том, – добавил профессор, – как трудно в наш век стать взрослым, как целые поколения обречены на вечную и необратимую незрелость…

– То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – Как раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета».

Так чтó мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?

(Д. Рубина, 317 слов)

1 Далее начинается прямая речь, которую можно оформить либо в кавычках, либо при помощи абзацного выделения. Предпочтительным в данном случае является выделение при помощи абзаца и тире, так как далее следует ответная реплика.

2 Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде – разве интернет-коммуникация для них не великое благо?

3 А плебс так и останется плебсом – с Интернетом или без; А плебс так и останется плебсом с Интернетом или без.

4 Да и книга всегда была весьма сильным орудием – на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам: бумага стерпит все, как и Интернет; Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно – пособия по терроризму и призывы к погромам (бумага стерпит все, как и Интернет).

5 …к категориям Добра или Зла…

6 Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла – так же, как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия; Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же, как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия.

Оригинальный текст опубликован на сайте «Тотального диктанта».

МНЕНИЕ Наши победили, немцев расстреляли! Ульяна СКОЙБЕДА Пишет вам почетный антисемит Российской Федерации. По крайней мере, так меня стали величать в интернете после заметки «Почему русскому языку нас учит гражданка Израиля Дина Рубина?». Ну, и по мелочи: сторонницей «железного занавеса», фашисткой... Действительно, в той колонке я задалась простым вопросом: неужели для русского «Тотального диктанта» не нашлось более «русского» писателя? «Русского» - не в смысле национальности, а в смысле гражданства. Известно, что Дина Рубина более двадцати лет живет в Израиле, пишет о местной эмигрантской среде. Да, книги продает у нас – но интересна эта тематика, мягко говоря, не каждому... Чтобы меня не обвинили в ксенофобии, я специально предложила кандидатуры наших российских писателей Дины Сабитовой и Германа Садулаева: она уроженка Казани, он автор книги «Я – чеченец» (далее)

МНЕНИЕ

Наши победили, немцев расстреляли!

Ульяна СКОЙБЕДА

Пишет вам почетный антисемит Российской Федерации. По крайней мере, так меня стали величать в интернете после заметки «Почему русскому языку нас учит гражданка Израиля Дина Рубина?». Ну, и по мелочи: сторонницей «железного занавеса», фашисткой...

Действительно, в той колонке я задалась простым вопросом: неужели для русского «Тотального диктанта» не нашлось более «русского» писателя? «Русского» - не в смысле национальности, а в смысле гражданства.

Известно, что Дина Рубина более двадцати лет живет в Израиле, пишет о местной эмигрантской среде. Да, книги продает у нас – но интересна эта тематика, мягко говоря, не каждому...

Чтобы меня не обвинили в ксенофобии, я специально предложила кандидатуры наших российских писателей Дины Сабитовой и Германа Садулаева: она уроженка Казани, он автор книги «Я – чеченец» (далее)

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Великий и могучий русский язык»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также