Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды14 апреля 2013 21:15

Аделаида Стругацкая: «Это был один писатель из двух человек»

15 апреля знаменитому фантасту Борису Натановичу исполнилось бы 80
Аделаида и Борис Стругацкие

Аделаида и Борис Стругацкие

С супругой писателя, с которой он прожил больше 60 лет мы побеседовали о его отношении к современным писателям, наградах и признании, о последнем фильме Германа и работе с Тарковским, о жизни после ухода брата и о его последних днях.

- Каждый писатель проверяет первые свои творческие находки на жене. К примеру Софья Андреевна Толстая была первым цензором для Льва Николаевича. А как происходило у вас, он с вами советовался?

- Нет. Он не слушал ничьих советов никогда. Только вдвоем. Это был один писатель из двух человек. А по окончании работы Борис устраивал мне и близким друзьям праздник: читал нам новую повесть.

- Он никогда никому не говорил о том, над чем работает?

- Никогда никому, в том числе и мне. Рабочий процесс был закрытым.

- Герои книг наверняка списаны с определенных людей, ваших общих знакомых?

- Конечно, жизненный опыт каждого иэ братьев отражался в их произведениях. Например, в повести "Понедельник начинается в субботу" были использованы персонажи и антураж Пулковской обсерватории, где несколько лет проработал Борис. А потом на протяжении ряда лет люди из самых разных научных учреждений узнавали в персонажах повести себя и своих коллег, говорили: «Это про нас написано!».

- Те, кто узнавал себя не обижались, а может, наоборот, благодарили?

- Насколько мне помнится, не обижались, не благодарили. Всё-таки герои произведений не полные копии своих прототипов. Может быть они не хотели себя узнавать. А может и вообще не читали их книг.

- Многие убеждены, что хорошей фантастики, настоящих историй с прогнозами будущего после ухода Стругацих сейчас не пишут...

- Не согласна с тем, что сейчас нет хорошей фантастики. Есть очень талантливые люди, пишущие фантастику. И их больше, чем было во времена ранних Стругацких. Ну, а прогнозы?... Думаю что это была не главная проблема в делах Аркадия и Бориса.

Борис, Аделаида и Аркадий.

Борис, Аделаида и Аркадий.

- А сам он следил за тем, что происходит в современной литературе?

- Старался следить, хотя это было трудновато, поскольку приходилось читать много текстов разных уровней и для своего журнала. и из-за участия в жюри нескольких конкурсов.

- С удовольствием читал? Или ворчал, мол, измельчали?

- Он не из ворчливых.

- Были какие-то задумки, которые он не успел реализовать?

- Борис написал две книги под псевдонимом С.Витицкий уже без Аркадия и больше писать не собирался.

- Как изменился Борис после ухода брата?

- Ему очень недоставало Аркадия.

- В последнем интервью он говорил: «Представьте, что Вы с напарником пилите вдвоем здоровенное бревно. И вдруг напарник уходит. Вы остаетесь один, а здоровенное бревно никуда не делось, и пила в руках извивается, и надо пилить дальше… Тот, кому приходилось пилить в одиночку дрова двуручной пилой, меня поймет. А остальные пусть поверят: самоистязание, уродство и безнадега».

- Да,тяжело, но всё-таки он сумел написать в одиночестве ещё две книги.

- Как он принимал старость, мирился ли с тем, что вроде есть желание что-то творить, но уже нет той энергии и силы?

- Старость-плохое время: падают силы, одолевают болезни. Боря держался отлично: не ныл, не жаловался, поддерживал друзей, издавал журнал. На протяжении последних тринадцати лет вёл онлайн интервью по интернету. До конца был благородным человеком.

- В нашем последнем с ним интервью он вспоминал своего любимого сатирика Жванецкого. И Михаил Михайлович, прочитав это, сказал мне, что признание его таланта Стругацким - лучшая оценка за всю его жизнь...

- Жаль, Боря не услышал этих слов.

- 13 лет продолжается работа над фильмом «Трудно быть Богом»...

- История с этим фильмом начиналась в шестидесятые годы. Борис с Алексеем Германом уже написали сценарий, но тут грянули чехословацкие события и фильм запретили. Прошли годы, изменились жизнь и страна. У Алёши появились новые идеи, которые он и воплощал в этом фильме. Борис в работе участия не принимал.

- Борис ждал выхода фильма?

- Доходили слухи, что картина получается гениальной. Правильно, Алексей по другому и не умел. Мы ждали и наделись, что она выйдет пока мы живы. Увы, ни Боря, ни Лёша не дождались, Пусть земля им будет пухом.

- Его расстраивали экранизации других произведений?

- Он, как правило, не ожидал хороших результатов от экранизаций, поэтому разочарования в ожиданиях были только приятными.

- В последние годы он не изменил отношение к религии, не стал более религиозным?

- Религиозным он никогда не был.

- Борис Натанович перечитывал свои произведения?

- Да, и даже написал комментарии к ним.

- Как он относился к наградам?

- Равнодушно. Я иногда узнавала, что он получил награду совершенно со стороны.

- Кто-то вам предлагает идеи увековечить память братьев Стругацких?

- Наше петербургское начальство на прощании с Борисом обещало назвать улицу или площадь именем братьев Стругацких.

- Были трудные времена?

- У нас не было переживаний, мы не считали себя такими уж несчастные, если у нас на обед была картошка и лук. Но мы не делали из этого трагедию, легко это переносили. Всегда были друзья, которые помогали.

- А чем занимается ваш сын Андрей?

- Он книготорговец. Это плохая профессия сейчас, потому что люди уже не хотят читать книжки. Все скачивают из Интернета, а любителей бумажных книг остается все меньше и меньше.

- Кстати, Борис Натанович был очень продвинутым в плане современных технологий, был на «ты» с Интернетом.

- Конечно. С самого начала это было его любимой рабочей игрушкой.

- Он никогда не мечтал о космосе?

- Космос космосом, но главное для Стругацких всегда оставалось на Земле.

- В последние годы он мало выходил из дома или вам удавалось выезжать на дачу?

- Дачи у нас нет. Из дому выезжали часто - в больницы, в магазины, в кафе . Прогулки от парковки до порога учреждения.

- Вы прожили с ним всю жизнь, в наше время это воспринимается как подвиг... Вы помните момент вашей встречи?

- Помню. Это был первый день учёбы в Университете. Мы учились в одной группе. А умер Боренька в 55-ю годовщину нашей свадьбы.

- Он размышлял о своем уходе?

-Думаю да. Мы старались не говорить об этом. Все наши друзья - нашего возраста. И чем дальше, тем реже встречи с ними. И когда не удавалось видеться на предыдущих праздниках, он говорил, мол, встретимся на моем юбилее. Но, к сожалению, встреча так и не произошла.

ПРИГЛАШАЕМ

На спектакль "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ"!