Политика

Россия против США: чей истребитель лучше?

Споры о том, превосходит ли американская авиатехника отечественную, ведутся не первый год
ПАК ФА - перспективный авиа-комплекс фронтовой авиации (заводской шифр Т-50)

ПАК ФА - перспективный авиа-комплекс фронтовой авиации (заводской шифр Т-50)

Фото: РИА Новости

И разнообразные спецы очень любят критиковать наши самолеты. Однако анализ последней американской машины F-35 Lightning II («Молния-2») свидетельствует, что мы не только догнали, но и перегнали Америку. F-35 появился как итог программы Joint Strike Fighter (универсальный ударный истребитель), начатой в 2001 году. Тогда стало ясно: общая стоимость истребителя пятого поколения F-22 Raptor («Хищник») - $411,7 млн. - слишком велика. Изначально «Молния-2» позиционировалась как более дешевая и технологичная альтернатива, способная заменить все стоящие на вооружении самолеты, кроме стратегических бомбардировщиков. Предлагалось иметь единую машину в трех версиях: с обычным взлетом, укороченным и вертикальным. Чудо-оружие числом более трех тысяч штук, где пилот в дисплейном «шлеме инопланетянина» одним взглядом управляет самолетом и его вооружением.

Полтора года назад первые F-35 начали поступать в учебные центры...

Секретный доклад

Однако, похоже, супермашины не получилось. «КП» удалось ознакомиться с секретным докладом отдела по испытаниям и оценке минобороны США.

Оказалось, что топливные баки всех версий F-35 могут взрываться при попадании не только пуль, но и обычной молнии. Летчикам запрещено подходить к грозе ближе чем на 40 км.

При переходе на сверхзвук их кили либо теряют противорадиолокационное покрытие, либо разрушаются.

Хуже всего дело обстоит с версией для морской пехоты: она должна взлетать и садиться вертикально, но из-за перегрева деталей может рухнуть в любой момент.

Много «детских болезней» и у версии для авианосцев.

У всех версий отмечена ненадежная работа бортовой электроники, недостаточная маневренность на больших скоростях и при перегрузке, слабый двигатель, малый боевой радиус. О волшебном шлеме пилота решено и вовсе забыть - глючит!

Особенно сильные сомнения в боевой эффективности машины породили результаты учений Pacific Vision-2008. Именно тогда выяснилось, что позиционировавшийся как самолет пятого поколения F-35 вчистую проигрывает нашему Су-35 поколения «4++» (то есть последней модернизации). А к зоне действия зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф» ему лучше не приближаться.

Стоимость самолета с эксплуатацией обойдется в $560 млн. - отнюдь не дешевле «Хищника».

«Итог таков: F-35 - далеко не такое чудо, каким его пытаются представить некоторые. Это гигантская неудача на крыльях, а в некоторых отношениях даже шаг назад… С самолетом можно сделать только одно - выбросить его в мусорный бак», - заключает Уинслоу Уилер, директор проекта военной реформы из центра оборонной информации.

А что у нас?

Чем же нам ответить американским товарищам? Есть ли у нас истребитель пятого поколения? Есть! ПАК ФА - перспективный авиа-комплекс фронтовой авиации (заводской шифр Т-50), разрабатывается с 2002 года. На сегодня имеем пять летных образцов. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: построен с применением технологий малозаметности, многофункциональный, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой российской электроникой. Испытания с вооружением спланированы на 2013 - 2014 годы, серия - с 2015 года. Стоимость - около $100 млн. за штуку.

«Т-50 - демонстрация того, что российские аэрокосмические технологии - одни из лучших в мире». Это слова ведущего зарубежного военного эксперта Пола Бивера в интервью Би-би-си. В общем, есть чем гордиться.