Происшествия

Охотники, нашедшие пропавший Ан-2: «От самолета остались только хвост, скелет крыльев и выхлопная труба…»

Кукурузник пропал год назад. 5 мая на него наткнулись местные жители, в очередной раз проверявшие окрестности Серова
Самолет Ан-2, пропавший почти год назад на севере Урала нашли охотники.

Самолет Ан-2, пропавший почти год назад на севере Урала нашли охотники.

Ржавый разорванный сильным ударом корпус раскрылся на болоте, демонстрируя свое неприглядное нутро. В окружении обломков на серой жиже лежат те, кого почти целый год искали тысячи человек - спасатели, полицейские, военные, летчики и просто неравнодушные люди. Перемолотые ребра, ключицы и черепа, поросшие мхом. Ступать здесь надо осторожно, чтобы случайно не услышать хруст под ногами. Вместо могильного камня над братским «захоронением» поднимается остов разбившегося самолета. Его крылья растеряли обшивку. Издалека они похожи на свалку металлолома...

Так выглядит место крушения Ан-2, на борту которого 11 июня прошлого года поднялись в небо и без вести пропали 13 человек. На их поиски были брошены огромные силы. Каждый день в уральскую тайгу отправлялись до 1,5 тысяч человек и около 330 единиц техники. В воздух поднималось 13 самолетов и вертолетов. Только за два месяца авиация сожгла топлива на 30 миллионов рублей. Это позволило проверить больше 284 тысяч квадратных километров. Ан-2 искали и на таинственном перевале Дятлова, где в 59-ом году погибла группа студентов, и в соседних областях. Его искали под водой, его искали с помощью спутников.

Свердловский губернатор Евгений Куйвашев и начальник областного полицейского главка Михаил Бородин лично поднимались в воздух над Серовом, чтобы найти самолет. Но как оказалось, все эти усилия были напрасны. Самолет улетел недалеко. Место крушения находится всего в восьми километрах от серовского аэродрома, где в последний раз видели кукурузник. И нашли его двое охотников, которые пошли в лес готовиться к новому охотничьему сезону.

- Мой брат любит активный отдых, он заядлый охотник. На майские праздники, в преддверии сезона, он решил съездить с другом в лес на разведку, - рассказал Дмитрий Скрябин - один из первых, кто побывал на месте крушения Ан-2. - Уже под вечер, в сумерках он увидел самолет. Рисковать не стал, поставил точку в навигаторе, вышел на трассу и позвонил мне. Там было что-то похожее на обломки кукурузника . Вся обшивка самолета полностью сгорела, остался лишь каркас. На месте лежат крылья и хвостовая часть какого-то самолета. Кости людей. Черепа... Они все в одной куче. Мы предположили, что самолет зацепился за деревья, и люди все оказались в одном месте. Насчитали 11 черепов. Конечно, мы ничего не раскапывали, возможно, там есть еще человеческие кости.

- Там понятно, в какую сторону летел самолет?

- Сложно сказать. Пара деревьев завалены, видимо, самолет заходил в какое-то пике. Скорее всего, его перевернуло на 180 градусов. Между крыльями и хвостовой частью расстояние всего два метра. Видимо, угол был острый, при котором он ударился. Средней части нет вообще, только какие-то прутья железные.

- Все ли части обгорели?

- Есть части и необгорелые.

- В каком месте лежат обломки самолета?

- Это место найти не так уж просто. Из-за деревьев самолет видно очень плохо. Какой-то кусочек небольшой. И то только с одной стороны. Его практически невозможно заметить. С 50 метров его уже фактически не видно. Мы нашли его только тогда, когда разделились и разошлись в разные стороны. Даже не знаю, можно ли его сейчас увидеть с неба – с одной стороны хвойные деревья, с другой – березняк, который сейчас пока что без листьев.

- Народ уже говорит, что там дорожка протоптана. Якобы самолет и кости туда принесли.

- Тропы есть, но в радиусе 20-30 метров. Но там растительность густая, болотистая местность. Добраться туда очень сложно, особенно летом. Там легко можно провалиться. Мы когда шли, ребята начерпали в сапоги, я провалился по пояс. Близко с самолетом я лично никаких тропок не видел.

- Как далеко эта местность от дороги или населенного пункта?

- До ближайшей насыпной дороги примерно километр по просеке. Потом еще по лесу около километра идти. Все вместе часа полтора пешком. Если по дороге идти, там еще относительно свободно, а вот в лесу уже тяжелее – и тропки узенькие, и деревья повалены. Там приходилось прыгать по кочкам, чуть ли не по деревьям перелазить.

- Были ли там предметы, по которым можно было бы идентифицировать людей?

- Нет. Там ничего не осталось. Там все сгорело! Остались только хвост, скелет крыльев, выхлопная труба – двигатель, видимо, ушел под воду - и обгорелое шасси. Ничего больше не видно, ни номера самолета, ничего. Возможно, если что-то повернуть, то что-нибудь и появится. Но мы самолет не трогали.

- Какого цвета остатки?

- Горелый алюминий. Где-то видны красноватые полоски, проблескивают маячки красного и синего цвета на концах крыльев, они даже не разбиты.

- Самолет обгорел. А лес вокруг?

- Есть обгорелые деревья, кусты. Многие повалены. Пожар стихийным не стал, может быть, дождь прошел или еще что-то.

- А большая площадь обгорелой местности?

- На мой взгляд, все останки самолета уместятся примерно на баскетбольную площадку. Часть крыльев лежит на сломанных деревьях. Обожженная зона небольшая.

- Какие родственники уже с тобой связывались?

- Звонила Лариса Маевская и Настя Рогулина. Хотели узнать, правда ли, что самолет нашли.

- Как они отреагировали?

- Вначале с интересом. А потом как-то успокаивались. У них сейчас другие заботы. По словам спасателей, около года понадобится, чтобы разобраться в причинах крушения, провести все экспертизы. История на том не закончилась, она только началась. Сейчас будет очень много работы.

- Когда вы обратились в МЧС?

- Вечером мы уже не стали обращаться к спасателям. Пришли домой измотанные и уставшие. Никто бы не поехал искать в ночь. Мы утром, около 9 утра, передали все данные в ГУ МЧС.

Сейчас на месте крушения самолета уже камню негде упасть. Первая группа поисковиков и полицейских, прорываясь сквозь заросли уральской тайги, смогла добраться до места падения только в воскресенье днем. Вслед за этим на болото добрались и следователи вместе с судмедэкспертами. Им надо было вывезти в лабораторию останки людей, чтобы точно сказать, тот ли это самолет. Но перед этим им надо было решить вопрос – как вывозить обломки самолета и человеческие останки. Леса там непроходимые. Техника не проедет. Достать их можно только с помощью вертолета.

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

МНЕНИЕ

Начальник свердловского ГУ МЧС - о найденном Ан-2: «Черные ящики не сработали»

Сейчас на месте крушения Ан-2, которое обнаружили уральские охотники, работают спасатели и сотрудники правоохранительных органов. Чтобы выяснить с чем пришлось столкнуться специалистам, а также как так получилось, что самолет пришлось искать почти целый год, мы поговорили с Андреем Заленским, начальником ГУ МЧС России по Свердловской области:

- Андрей Викторович, что можно сказать о ходе поисковой операции под Серовом?

- Утром у нас появились сведения о том, что охотники Серова нашли самолет с останками людей. Оперативная группа группа спасателей выдвинулась в указанный район и вместе с очевидцами отправилась на место и подтвердила данные сведения. В 14.05 они были обнаружены. Сейчас начинается работа комиссии МАК, следственного комитета. МЧС России обеспечивает эту работу. Плюс мы разворачиваем сейчас пункт психологической помощи родственникам в Серове (читать дальше)

ВЕРСИЯ

Летчик Анатолий Кнышов: "Скорее всего, самолету или не хватило топлива, или отказал мотор"

- Самолет Ан-2 - многоцелевой, и на этом самолете летают и летали во многих училищах гражданской авиации – это один из самых надежных самолетов. Он используется в сельскохозяйственной авиации, используется как пассажирский самолет, используется как десантный, как лесоохранная пожарная система.

То есть, он прекрасно зарекомендовал себя за свой многолетний срок эксплуатации с 1947 года. Поэтому сказать о том, что произошло, смогут только те средства объективного контроля, которые могут находиться на этом самолете. Но то, что после взлета с аэродрома Серово он упал в 8 или в 10 километрах, говорит о том, что это может быть или неисправность самого самолета, или на его борту произошло какое-то событие. Тем более, судя по фотографиям, он находится среди деревьев. Даже если произошло какое-то событие, которое требовало аварийной посадки, он мог, естественно, зацепиться за вершину деревьев (читать дальше)

КСТАТИ

Инструктор школы выживания: После падения самолета кто-то должен был остаться в живых

- Насколько я знаю, Ан-2 - это неприхотливая машина, и она не разваливается в воздухе, как фанерный домик. В любом случае, люди должны были получить повреждения. Но, скорее всего, кто-то должен был остаться в живых. Если он действительно падал с небольшой высоты (читать дальше)

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

11 июня 2012 г. Поступает сообщение о пропаже с серовского аэродрома «кукурузника» компании «Авиа-ЗОВ». Ходят слухи, что его угнал вместе с подчиненными и друзьями глава местного ГИБДД Дмитрий Ушаков - чтобы слетать на рыбалку и в баню в соседнюю область. На пустом аэродроме следователи находят оставленные машины и открытые бутылки со спиртным.

12 июня 2012 г. В областном полицейском главке подтверждают, что вместе с пропавшим самолетом куда-то пропали два сотрудника ГИБДД, один из которых - глава ведомства Дмитрий Ушаков.

13 июня 2012 г. Начальник полиции Свердловской области Михаил Бородин увольняет руководителей серовской полиции. Губернатор Евгений Куйвашев создает правительственную комиссию по расследованию ЧП с Ан-2.

14 июня 2012 г. Становится известно, что, кроме пилота, на борту Ан-2 было еще 12 человек. Родные пропавших людей создают добровольную дружину по поиску самолета. С воздуха тайгу прочесывают три вертолета и два самолета МЧС. С телефона пропавшего Григория Шаада родственникам приходят СМС о том, что абонент доступен для звонка. Трубку никто не берет.

15 июня 2012 г. МЧС начинает набирать добровольцев для поиска самолета в уральской тайге. Всего в поисках «кукурузника» участвует уже 1,5 тысячи человек.

18 июня 2012 г. В Серов на поиски Ан-2 отправляется Евгений Куйвашев. После общения с родственниками пропавших людей губернатор обещает журналистам искать самолет до последнего.

22 июня 2012 г. Появляются первые данные следователей. Выясняется, что пропавший Ан-2 под руководством пилота Хатипа Кашапова прибыл в Серов по контракту с Департаментом лесного хозяйства Свердловской области для обнаружения лесных пожаров. В свободное время пилот катал людей на самолете по таксе 1500 рублей на топливо и еще 1500 за взлет.

23 июля 2012 г. Начинаются спекуляции на теме поисков Ан-2. Анонимные хулиганы рассылают в СМИ поддельный снимок со спутника, на котором неподалеку от Серова можно разглядеть силуэт самолета.

2 августа 2012 г. Двое рыбаков сообщают, что видели, как самолет Ан-2 летел в сторону перевала Дятлова.

14 августа 2012 г. Прекратились поиски Ан-2 с воздуха. За два месяца на них потратили более 30 миллионов рублей. Большая часть этой суммы пошла на покупку авиационного керосина. Волонтеры и спасатели продолжают наземные поиски.

18 августа 2012 г. Серовский аэродром закрыли после прокурорской проверки.

10 сентября 2012 г. Радиотехник из Нижнего Тагила Валентин Дегтерев заявил, что поймал сигнал с пропавшего самолета и услышал сигнал SOS: «Помогите! Двое ранены. Браконьеры нас видели, но никто не ищет...» На это место были отправлены спасатели, но ничего не нашли.

12 ноября 2012 г. Из-за испортившейся погоды свердловские власти официально прекратили поиски самолета.

21 марта 2013 г. В Серове волонтеры объявили о готовности возобновить поиски «кукурузника». Для благих целей они открыли банковский счет и объявили о сборе средств на экспедицию.

Смотрите фотогалерею: «Самолет Ан-2, пропавший год назад в Свердловской области, нашли»

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Родственники пропавших на АН-2 людей не верят, что самолет действительно нашли. Близкие пассажиров кукурузника узнали о находке от журналистов (далее).

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Летчик-испытатель Магомед Толбоев: «Мы еще не доросли до уровня Америки и Канады, где 450 тысяч самолетов на руках и у них все в законе. У нас нет закона. И беззаконно люди творят то, что хотят – то есть, по-русски это называется, чудят. Вот от чудилища и происходят катастрофы. Для того, чтобы не чудили, должен быть государственный контроль» (далее).

Вот что передает с места катастрофы наш корреспондент Андрей Горбунов:

- Уже установили, что самолет возвращался в Серов. По тому, как деревья были сломаны, по тому, как самолет врезался в землю. От самолета мало что осталось… Я даже сначала не понял, что передо мной крыло самолета находится – просто какая-то решетка. Сейчас работают и следственный комитет, и полиция, и МЧС. В мешки грузят останки. Не называют точное количество тел. Только экспертиза ДНК выяснит, кто эти люди. Не называют точное количество трупов (далее).

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ: САМОЛЕТ РАЗБИЛСЯ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ?

- По одной из отрабатываемых версий, самолет мог идти на посадку, крылом зацепил дерево и упал носом вниз, сломав два дерева. Учитывая, что другие деревья не были повреждены, они прикрыли кронами самолет, поэтому сложно было найти его. При падении самолет сложился, и, скорее всего, вспыхнуло топливо в бензобаках, - сообщил начальник пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых (далее).