Общество6 мая 2013 2:00

Очки за 8000 и за 300 рублей защищают от солнца одинаково?

Лето совсем близко. И значит, пора защищать глаза от ультрафиолета. Без очков не обойтись. Как не промахнуться с выбором?

Едва ли найдется на свете шопоголик, который не покупал вещь подороже, надеясь, что это гарантия качества.

- Ну что путного можно купить за 300 рублей? - хохотала моя гламурная подруга, когда я похвасталась ей новым приобретением с вещевого рынка - солнцезащитными очками.

- Не отличаются они по виду от дорогих! - пыталась я вразумить эту жертву рекламы. - Да и по качеству наверняка такие же.

НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Чтобы разрешить наш спор, пришлось провести настоящий научный эксперимент.

Итак, собираем по редакции 15 штук темных очков.

1) Две пары дорогих: Adidas (8000 руб.) и Ray Ban (5000 руб.).

2) Семь пар очков для среднего кошелька: Polaroid (2000 руб.), Gepard (1300 и 1500 руб.), Mango (1500 руб.), Fresh (1200 руб.), Morgan (1100 руб.), Aviator (1000 руб.).

3) И шесть самых дешевых: Aolise (500 руб.), Eternal (400 руб.) и четыре пары без опознавательных знаков, известны только их цены: три пары по 300 рублей и одна - за 150.

Все это богатство мы понесли специалистам в салон оптики, проверять на специальном приборе - тестере. Его еще называют спектрофотометром. Это такой специальный прибор, который может измерить длину волны света. Помните физику? Свет - это волны, и у них есть длина. Ультрафиолет - это невидимые короткие волны (менее 400 нанометров). Короче (и опаснее) только рентгеновские лучи и радиация. Прибор устроен так, что он ловит именно ультрафиолетовые лучи чувствительным глазком - индикатором. Подносишь к нему очки, на которые в это время специальная лампа светит ультрафиолетом, и если к глазку лучи не проникают, то загорается зеленая лампочка. Это значит, очки защищают на все 100 процентов. Если загорается желтая или того хуже красная лампочка - перед вами самозванцы.

Результат, признаться, нас очень удивил: с испытанием справились 14 экземпляров из 15 - и за 300 рублей, и за 8000. Осрамилась лишь одна пара - эти очки были куплены за 150 рублей.

ЦЕНУ НАКРУЧИВАЮТ В ДЕСЯТЬ РАЗ

- От ультрафиолета все очки защищают одинаково, но по другим параметрам дешевые подводят, - рассказывает Данил Валиев, который несколько лет занимался сборкой и продажей очков. - У дешевых очков оправа быстро расшатывается, дужки кривятся, они часто плохо сидят на переносице. А еще у меня были случаи, когда в китайских партиях попадались очки с диоптриями: глаза в таких будут уставать. В Китае я часто закупал за 30 - 70 рублей, а продавал за 250 - 400 рублей.

- Часто мы платим не за вещь, а за престиж, - говорит маркетолог Марат Ахунов. - Имиджевую накрутку делают все бренды. Обычно это 30 - 50%. На эксклюзивные, дизайнерские товары могут увеличивать цену и на 90%. То есть если вы покупаете разрекламированный товар, смело вычитайте из него эту накрутку - и увидите реальную стоимость.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Зарема КУДАШЕВА, врач-офтальмолог, заведующая отделом оптики Уфимского НИИ глазных болезней:

- Долгое воздействие ультрафиолета может привести к ожогу сетчатки или роговицы, а то и к развитию катаракты. Даже сквозь закрытые веки излучение тоже проникает, пусть и минимально. Поэтому на пляже не забывайте про защиту глаз. Вред от излучения имеет способность накапливаться в наших глазах, и в какой-то момент это может выстрелить. Лучше, конечно, покупать очки в магазинах оптики, там можно проверить их на тестере, а на рынке вам вряд ли предоставят такую услугу.

ВАЖНО!

Если вы заметили, что кожа под очками не загорает, то очки не пропускают ультрафиолет. Если же она упорно коричневеет - пора волноваться, возможно, вам продали подделку.

КСТАТИ

Пластик или стекло?

Для изготовления линз, кроме стекла (которое не пропускает ультрафиолет по умолчанию), используют пластик. Сам по себе этот материал от ультрафиолета не защищает. Раньше для этого на линзы наносили защитное покрытие, но сейчас отходят от этой технологии, потому что защитный слой со временем стирается.

Сегодня в составе пластика есть добавки, которые не пропускают вредные лучи, - это ультрафиолетовые абсорберы, читай - поглотители. От них и зависит цена.

Читаем надписи на этикетке:

100% UV protection или UV 400 (имеются в виду нанометры - это длина волн ультрафиолета, от которых защищают очки) - надпись означает, что производитель ручается за то, что глаза будут в безопасности.

Степень затемненности очков - это тот параметр, который показывает нам, сколько света пропускает линза. Cуществует пять категорий светопропускаемости.

Категория 0 - это очки, пропускающие 100 - 80 процентов света, то есть минимальная степень защиты от света (не путать с защитой от ультрафиолета, от него все очки должны защищать!), в основном используется для имиджевых очков, в которых можно пойти, к примеру, в клуб.

Категория 1 - очки этой категории пропускают 80 - 40% света, они слегка затемнены, такие очки можно носить в пасмурные дни в городе.

Категория 2 - 40 - 20% света. Умеренно затемненные очки. В них можно ходить в безоблачную погоду в городе.

Категория 3 - очки, пропускающие 20 - 8% света. Эти очки уже можно носить на пляже, на морском побережье, они защитят вас от яркого солнца. Они достаточно темные. Кроме южных курортов, их можно и в горах надевать.

Категория 4 - пропускают меньше 8% света. Они максимально защищают от солнца, но водить автомобиль в них нельзя ни в коем случае. В основном такую защиту используют в очках для горнолыжников.

КЛУБ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ