+21°
Boom metrics
Общество24 мая 2013 12:30

В Молдавии Петр Тодоровский снимал ноябрьские демонстрации, новогодние балы и трактористок

На 88-м году жизни скончался автор фильмов «Интердевочки», «Военно-полевой роман», «По главной улице с оркестром», «Анкор, еще анкор» и «Какая чудная игра»
Петр Тодоровский после ВГИКА  по распределению попал в Молдавию.

Петр Тодоровский после ВГИКА по распределению попал в Молдавию.

Петр Тодоровский в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКА и по распределению попал в Молдавию.

- Он работал на нашей киностудии оператором, - вспоминает искусствовед Виктор Андон, в ту пору он являлся директором Дневного кинотеатра. - Снимал в основном хронику для киножурнала «Советская Молдавия».

Очень забавно читать названия сюжетов для кинохроники, которые снимал Петр Ефимович. 1954 год, №31 киножурнала - «Спецвыпуск, посвященный 37 годовщине Великого октября». 1955 год, №1 — Новогодний бал в университете». А вот еще. «Труженники новогодней ночи», «Дурлештская машинно-тракторная станция», «Женская тракторная бригада Кишкаренского района», «25 лет педагогическому университету Кишинева», «Спецвыпуск, посвященный выходу футбольной команды «Буревестник» в высшую лигу СССР»...

- Я помню, когда съемочная группа приехала к нам на базу снимать о нас сюжет, - рассказывает один из лучших футболистов молдавского футбола, игрок олимпийской сборной СССР Владимир Цинклер. - Мне тогда было семнадцать лет, меня только-только начали подпускать к «основе». «Буревестник» занял первое место в классе Б и получил путевку в высшую лигу, поэтому киношники приехали к нам. Вы знаете, популярнее нас тогда людей не было, и тот киножурнал мы все посмотрели, наверное раз по десять!

- А в 1955 году в качестве оператора Петр Тодоровский работал над фильмом-концертом «Молдавские напевы», - вспоминает Виктор Андон. - По сюжету ленинградский композитор хочет написать молдавскую балладу, у него ничего не получается, он приезжает в Молдавию, путешествует по республике и везде встречает поющих людей, которые в итоге и помогают ему написать балладу.

Отработав по распределению, Петр Ефимович уехал на Одесскую киностудию, где тоже работал оператором на знаменитой картине «Весна на Заречной улице». Во время съемок он время от времени приезжал в Кишинев.