Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-8°
Boom metrics
Политика4 июня 2013 17:00

Сенатор Эдуард Россель: «На Урале буду жить до последней секунды жизни»

Экс-губернатор Свердловской области в эфире радио «Комсомольская правда» (92,3 FM) впервые откровенно рассказал об отношениях со своими преемниками [фото]
Эдуард Россель: «На Урале буду жить до последней секунды жизни»

Эдуард Россель: «На Урале буду жить до последней секунды жизни»

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТАЙНА МОЛОДИЛЬНЫХ ЯБЛОК

- Интервью с вами, Эдуард Эргартович, можно иллюстрировать фотографиями десяти- пятнадцатилетней давности. Подмену не всякий читатель заметит. Вы где выращиваете молодильные яблоки - на своей даче в Харёнках?

- В Харёнках теперь бываю раз-два в год в лучшем случае. Очень занят. Когда работал губернатором, спал четыре-шесть часов в сутки, а иногда и вовсе не спал. Область большая, забот много. А руководил ею в самый тяжелый период. Людей надо было накормить, дать им работу. Разваливались и политическая, и экономическая системы. Прекращалось финансирование военно-промышленного комплекса, в котором работали 600 тысяч человек, в одночасье ставших безработными. Не было времени следить за собой.

Когда освободился от должности губернатора, времени стало больше. Когда-то был профессиональным спортсменом, вернулся к этому занятию. У меня первый разряд по пятиборью, десятиборью, волейболу и на всех лыжных дистанциях. А в гонках на 100 километров я стал мастером спорта. Поэтому я сам себе придумал комплекс упражнений и каждое утро занимаюсь больше часа. Спорт, душ, позавтракал - и на работу. Сбросил 17 кило и уже три года держу вес 93 - 94 килограмма.

- Сколько вам лет?

- 8 октября исполнится 76.

ЗАЧЕМ СЕНАТОРУ МЕСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

- В Совете Федерации решаются общегосударственные проблемы. Зачем вам решать еще и городские?

- Уже без меня ввели понятие «сити-менеджер». Это было принципиальной ошибкой. В свое время мы с Алексеем Воробьевым, главой областного правительства, делали такой эксперимент в пяти районах. Не было ни одного положительного примера. Везде - одинаковые ошибки. Мэр считает себя главным в городе, но ответственность за опасные ситуации перекладывает на сити-менеджера. А тот спихивает вину за все на главу города. В результате - полная безответственность. Это же происходит и в Екатеринбурге.

Когда Мишарин начал эту реформу, я высказался против нее откровенно и публично. Когда люди голосуют за мэра, они собираются поддерживать именно его работу. А сити-менеджера никто не знает, и кто его поддерживает - непонятно.

Поистине народный губернатор дружит с народными артистами. Например, Аллу Пугачеву во время гастролей Россель всегда размещал в своей загородной резиденции.

Поистине народный губернатор дружит с народными артистами. Например, Аллу Пугачеву во время гастролей Россель всегда размещал в своей загородной резиденции.

С Никитой Михалковым любит сыграть партию в шахматы. Кстати, сейчас Эдуард Эргартович добивается строительства шахматной академии в Екатеринбурге.

С Никитой Михалковым любит сыграть партию в шахматы. Кстати, сейчас Эдуард Эргартович добивается строительства шахматной академии в Екатеринбурге.

Сейчас мы живем в очень ответственном периоде. Впереди - чемпионат мира по футболу. В Екатеринбурге надо провести колоссальную работу. Город к 2018 году должен стать совершенно другим. Нужно привести к власти людей, которые, во-первых, понимают, как это сделать. Во-вторых, таких, которые с первого дня впрягутся в эту работу.

Еще более масштабное мероприятие, которое, возможно, пройдет у нас, - выставка «ЭКСПО-2020». Вряд ли подобное событие случится в городе еще лет сто пятьдесят.

Годами шло противостояние областных и городских властей. Их силы не складывались, а минусовались. Достаточно вспомнить: город вел себя так, что областная дума полгода не могла работать.

Надо выбрать людей, которые понимают: муниципальная власть и областная - это единый орган для решения общих проблем. И мы добьемся этого.

Вот я и решил возглавить список «Единой России», чтобы объяснить это всем. Надеюсь, что избиратели меня поддержат, и мы приведем в гордуму достойных людей.

Извините за такую поговорку, но сопливых вовремя целуют. В городе сложилась уникальная возможность переломить ситуацию к лучшему, и ее нельзя не использовать.

- Вы не боитесь, что избиратели поддержат другую партию, и ваш личный авторитет тоже пострадает?

- Об этом я сейчас не думаю. Для меня главная задача, чтобы в Екатеринбурге появились люди, способные решать проблемы. Во-вторых, надо поднять авторитет «Единой России», потерявшей, к сожалению, в последнее время свои позиции. Когда я был губернатором, Екатеринбург голосовал за «Единую Россию» однозначно. Хочу вернуть город в лоно «Единой России», потому что это единственная партия, которая может что-то сделать для жителей. Посудите сами: эту партию создал и возглавил президент. Большинство губернаторов, назначенных им, - члены «ЕР». Это реальная власть - экономическая, административная, финансовая, политическая. Когда я берусь за решение какой-то проблемы, то не прохлаждаюсь. Встречаюсь с людьми, прямо и честно отвечаю на их вопросы - как сейчас на ваши. Уверен, что мы выиграем.

- Не означает ли ваше участие в выборах, что в области так и не родилось новое племя молодых, честных и умных политиков?

- Умников у нас до чертовой матери. Но надо еще и уметь. Каждый знает, что из школьных троечников получаются сильные руководители. Я сейчас вспоминаю свою группу в горном институте и не могу назвать ни одного отличника, сделавшего хорошую карьеру.

«СЛАВА БОГУ - ПРИШЕЛ ВМЕНЯЕМЫЙ ГУБЕРНАТОР»

- Евгений Куйвашев занимает должность губернатора второй год. Как вы можете оценить его деятельность? Или это бестактный вопрос?

- Наоборот, спасибо, что вы его задали. Слава богу, что пришел человек вменяемый, желающий что-то сделать для области. И многое ему уже удалось. Рост промышленности - 7,8 процента. В среднем по России - 2,6. Я предлагал построить 56 современнейших комплексов по разведению крупного рогатого скота. Куйвашев утвердил программу на 80 таких комплексов. А возьмите международную деятельность. Иностранные инвестиции снова начали расти. Недавно Евгений Владимирович подписал очень хорошее соглашение с японцами, которые будут строить предприятие в «Титановой долине» и выпускать комплектные заводы по переработке мусора.

На выставку «ИННОПРОМ» приезжает огромное количество людей. Когда я начинал новое дело, то старался сделать так, чтобы в нем никто Свердловскую область не догнал. Я спешил построить выставочный комплекс. Правда, не на болоте, а на Машинной улице. Но «ИННОПРОМ» есть, и Дмитрий Медведев признал этот центр федеральным.

Евгений Куйвашев продолжил выставку вооружений. Это тоже очень важно.

Возникала и такая ситуация, когда стоял вопрос: быть футбольной команде «Урал» или не быть? Когда завод «Уралмаш» купил Бендукидзе, он отказался от команды. Я с ним несколько раз говорил, но он отвечал: «Я - бизнесмен и спортом не занимаюсь». Тогда я решил (и, как показала история, правильно сделал) создать государственное предприятие «Футбольный клуб «Урал». И вы видите, как сегодня команда играет. Будет подниматься и «Автомобилист».

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«ПЕРВЫЙ ГОД ГУБЕРНАТОРА - САМЫЙ ЛЕГКИЙ»

- Евгений Куйвашев советуется с вами о решении проблем области?

- Я поздравил Евгения Владимировича с годовщиной губернаторства (инаугурация прошла 29 мая 2012 года. - Ред.). Но сказал ему, что первый год - самый легкий. Он во многом уходит на ознакомление, изучение ситуации. Но с каждым годом, узнавая глубину проблем, становится труднее их решать. И понимаешь, что вопросов куча, а бюджет такой, какой он есть. Приходится выбирать самые больные места, кому-то отказывая в помощи. Это очень тяжело. Но отдача от работы губернатора с каждым годом будет повышаться. И если Евгений Владимирович будет и дальше работать так, как в первый год, то мы получим настоящего губернатора. Как только он вступил в должность, попросил меня прийти и выслушал все мои предложения. Я передал все свои программы, наработки. Многие из них ждали своего часа. Например, шахматная академия. Куйвашев сказал, что в следующем году ее начнут строить. Четыре года лежит проект нового операционного блока в первой больнице на 30 тысяч операций в год. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки.

- Согласитесь, Эдуард Эргартович, что, сдвинув с «мертвой точки» вопрос с телебашней, нынешний губернатор все-таки вас переплюнул.

- Я с вами не согласен. Ельцин поручал правительству отдать нам телебашню - обещание не выполнил. Указание Путина в первый президентский срок не выполнили. Во второй - тоже. Когда президент Медведев был в Екатеринбурге и мы с ним ехали мимо этой вышки, я напомнил, что и его поручение не выполняется. Поэтому не думаю, что моя работа пошла в урну. Постоянное торпедирование Москвы принесло результаты. У высшей федеральной власти появилась, наверное, злость: «Надо решить вопрос, и все!»

«ИЗ ЛАГЕРЕЙ УБЕГАЛ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ»

- Судя по началу вашей биографии, вы не должны были не только стать губернатором, но и получить образование - сын и внук «врагов народа», беспризорник и детдомовец…

- Я стал взрослым человеком в августе 1942 года, в два часа ночи. В 1938 году расстреляли отца и дедушку. Мы жили вдвоем с мамой. Хорошо помню ту августовскую ночь, хотя мне не было и пяти лет. Громкий стук в дверь. Мама спрашивает: «Эдик, кто может стучать в два часа ночи?» И слышу: «Открывайте, НКВД!» Заходят, говорят маме: «Одевайтесь!» Она начала собирать меня и слышит: «Ребенка не берите. Там, куда мы поедем, ему места нет». «Как? У него, кроме меня, никого нет!» - «Это не наше дело».

Мама сопротивлялась, ее на моих глазах связали, бросили в телегу и повезли. Она кричала, пока я мог ее слышать.

Я сидел на койке в одних трусиках и думал, что если выживу, то только собственным умом. Три дня не выходил на улицу, а соседи боялись ко мне заходить. Потом пришла какая-то женщина и забрала меня к себе домой. У нее было много детей, и они начали умирать от голода. Чтобы избавить их от «лишнего рта», я сам принял решение уехать. Взял сумку, чтобы собирать подаяние. Надел пиджачок, пошел на вокзал и сел в первый пассажирский поезд, в какой смог пролезть тайком от кондуктора.

Забрался под нижнюю полку. Тогда поезда часто проверяли. Бригады НКВД шли по вагону с двух концов, и выскочить было невозможно. Но, видимо, они ленились и меня в дальнем углу не заметили.

А потом мне так приперло «по маленькому», что я не знал, куда деваться. И тут объявляют: «Станция Кировск, стоянка - один час». Выскочил, сходил в туалет. Был голодный, как черт, пошел на площадь. Там был красивейший вокзал в стиле барокко. Снесли потом, дурачки, построили какую-то «общественную баню».

Стал хлеб просить, тут меня милиция поймала. Так я первый раз попал в лагерь. Неделю там пробыл и сбежал. И потом ни в одном из четырех лагерей больше недели не был. Каждый раз убегал в пять часов утра. Наблюдал за охранниками и заметил, что в это время они засыпали.

Я замечал, когда голова автоматчика падала на грудь, и - раз! - под колючую проволоку…

- Как же вы с такой биографией поступили в вуз?

- С детства мечтал стать летчиком-испытателем. В первый класс пошел в 10 лет, в 20 закончил школу. Но аттестат зрелости в руки не дали, а отправили в военкомат - пора в армию. Сказал в военкомате, что хочу быть летчиком-испытателем. Дали направление. Главным экзаменом была проверка здоровья. Комиссия была в Сыктывкаре. Врачей - около тридцати, все женщины. Помню это зрелище: они сидят, а мы перед ними, голые, показываем все свое здоровье. Из 260 орлов отобрали 16, в том числе и меня.

Вернулся домой с направлением в Даугавпилс, в высшее военное училище летчиков-испытателей. Тут вызывают в военкомат и говорят, что меня не пропустила мандатная комиссия. Я - немец, отец и дед расстреляны, мать сидела в лагере…

Решил ехать в Свердловск, потому что там было много вузов, хотя и не знал, в какой буду поступать. Мама видела меня хирургом, но мне это было не очень по душе.

Так оказался на Урале и живу здесь уже 55 лет.

Во время предвыборных кампаний мне часто говорили, особенно женщины: «Мы вас выберем, а вы уедете в Москву!» Я отвечал: «Никогда с Урала не уеду, какими бы прекрасными ни были предложения. Буду жить здесь до последней секунды своей жизни».

- Почему вы не пишете мемуары?

- Мне мама однажды сказала: «Эдик, не занимайся историей своей фамилии». И это меня останавливает.

- Где вы проводите больше времени - в Москве или Екатеринбурге?

- График четкий: две недели там, две - здесь.

- Теперь с семьей удается проводить больше времени, чем в годы губернаторства?

- Немножко больше. Когда был губернатором, начальником главка, семья меня вообще не видела. Не заметил, как дочь выросла, внучка появилась… Я - сильный мужчина, только от таких рождаются девочки. Не я придумал, Бальзак сказал. Это же тонкая работа, не каждому под силу.

- И ювелирная - подтверждаю как отец двух дочерей.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С МИШАРИНЫМ…

- Мною в свое время был разработан регламент интеллигентной передачи власти. Как все вышло на самом деле? После вступления Мишарина в должность я предложил ему поговорить о делах области. Он согласился. Зашел в кабинет, не снял пальто и не стал садиться. Я спросил, когда он найдет время послушать обо всех наших наработках. И получил удивительный ответ: «Мне ничего не надо, я все знаю». Новый губернатор повернулся и ушел…

А через некоторое время полетел в Москву, хотел пройти в депутатский зал Кольцово - не пускают. И не говорят, почему. Я человек простой, зарегистрировался в общем зале и звоню Вексельбергу (аэропорт входит в группу компаний «Ренова», председателем совета директоров которой является Виктор Вексельберг. - Ред.). Тот говорит: «Летите, все выясню». Через неделю возвращаюсь - у трапа встречает начальник аэропорта и говорит: «Извините, но вас не пустили по личному указанию губернатора Мишарина».

Россель всегда подчеркивает важность выборов и ходит голосовать с семьей. На фото он с внуком Александром.

ЗВОНОК В СТУДИЮ

«Устали пить за ваше здоровье!»

- Здравствуйте, очень рад вас слышать, меня зовут Александр. На политической арене города и области вижу несимпатичных или неуважаемых мною людей. А за вас проголосовал бы с большим удовольствием. Не собираетесь ли вы вернуться в местную политику?

- Сейчас в Екатеринбурге - очень ответственный период. Мы будем выбирать мэра и городскую думу. Наш город, я всегда буду об этом говорить, - третья столица России. А пройдет немного времени, и может стать первой. За двадцать лет моей работы здесь очень много сделано. Но сегодня ситуация такова, что быть равнодушным - просто грех. Я не могу смотреть отстраненно на то, что делается в городе, как он управляется, как решаются проблемы. Многие решили, что я иду в городскую думу. Нет, я лишь согласился возглавить список «Единой России» на выборах.

- Меня зовут Николай. Когда вы были губернатором, то обещали, что Шабры газифицируют. Половину поселка газифицировали, но вы ушли - и на этом все остановилось.

- К моей радости Евгений Куйвашев вернулся к тем программам, которые я утверждал, в том числе к газификации сельской местности. В прошлом году было пущено 86 километров газопроводов, в плане на 2013 год - около трехсот. У меня нет сомнений, что газификацию Шабров закончат.

- Меня зовут Артем. Крепкого вам здоровья и спасибо за вашу работу! Живите долго и счастливо. Большое количество моих друзей помнят вас, любят и ценят. Гордимся, что у нас был такой губернатор - Эдуард Россель.

- Артем, была такая программа - «1000 вопросов губернатору». Я отвечал шесть часов. Был похожий на ваш звонок: «У нас, Эдуард Эргартович, вопросов к вам нет, мы просто с другом на кухне смотрим передачу и пьем водку за ваше здоровье». Через два часа эти друзья опять звонят: «Все отвечаете? Мы уже две бутылки осилили!» Еще через час: «Вы уж заканчивайте, нам столько за ваше здоровье не выпить!»

- Меня зовут Владимир. Самая острая проблема - жилищная. Меняется власть - губернатор за губернатором, мэр за мэром… Мне как старому строителю непонятно, почему проблема не решается.

- Это вопрос развития рынка и конкуренции. Когда появилась частная торговля, ко мне обращались: уберите вы с улиц эти «собачьи будки». Но я терпел, потому что понимал: это начало серьезной розничной торговли. И эти вагончики исчезли сами собой, появились супермаркеты. А скоро на Кольцовском тракте будет построен гипермаркет.

Так и с жильем. Главный вопрос здесь - цена. А ее можно снизить только при развитой конкуренции. В Екатеринбурге уже много квартир пустует - их не покупают. А строительство продолжается. Цена обязательно будет снижаться. Для этого надо сдавать каждый год по миллиону квадратных метров жилья.