2018-04-02T14:28:00+03:00

Судьбу «России» решат этим летом

Атомщики решают, продлевать срок эксплуатации мурманского ледокола или ставить его на прикол
Атомный ледокол "Россия" - один из немногих кораблей, способных на равных бороться со льдами Северного Ледовитого океанаАтомный ледокол "Россия" - один из немногих кораблей, способных на равных бороться со льдами Северного Ледовитого океанаФото: Елена КОВАЛЕНКО
Изменить размер текста:

В ближайшее время специалисты решат, как быть с атомным ледоколом «Россия» (порт приписки - Мурманск), ресурс которого подходит к концу. Предстоит либо продлевать ресурс, либо выводить атомоход из эксплуатации и ставить в «холодный отстой». Как сообщил заместитель главного инженера «Атомфлота» Олег Халимуллин, судьба «России» должна решиться в течение до конца июля этого года. Действующих атомных ледоколов осталось шесть – это «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».

- В «холодном отстое» уже находятся два атомных ледокола – «Сибирь» и «Арктика», - добавил Олег Халимуллин. - Иными словами, экипажей на борту нет, вода из контуров реактора слита, реакторное оборудование переведено в режим сухого хранения, удалены все твердые и жидкие радиоактивные отходы и все горючие материалы. Суда отключены от пара и электроэнергии, заглушены все отверстия в корпусах.

Именно их предстоит утилизировать первыми. До сих пор подобная работа никем не проводилась. Разработаны проекты и программы их утилизации, сейчас они проходят процедуру согласования и утверждения. Следующим этапов должна стать подготовка к перегону на завод утилизации. Разрабатывается федеральная целевая программа «Ядерно-радиационная безопасность России» на 2016 – 2020 годы, в рамках которых предусматриваются деньги на утилизацию как минимум трех ледоколов – «Арктики», «Сибири» и «России».

Кстати, сейчас ведутся работы по выводу из эксплуатации атомного лихтеровоза «Севморпуть». Они практически закончены, с госкорпорацией «Росатом» подписан акт окончательной остановки ядерной установки – она больше никогда не будет загружаться топливом и работать.

Для российской экономики ледоколы скоро будут так же важны, как и нефтяные вышки. Эксперты опасаются, что в 2020 году, когда предполагается серьезно взяться за арктический шельф, на ходу останется только ледокол «50 лет Победы». По одним предположениям, грузопотоки через Севморпуть к 2025 году могут вырасти до 65 миллионов тонн, по другим - до 86 миллионов тонн в год. Для сравнения: сейчас Северным морским путем перевозится около 4 миллионов тонн. Эти данные привел премьер-министр России Дмитрий Медведев на недавней конференции в Киркенесе (Норвегия). Всем этим грузам нужно прокладывать путь через льды. Если верить Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, то предусмотрено строительство трех атомных ледоколов нового типа ЛК-60Я мощностью 60 мегаватт. Будет ли их строительство своевременно финансироваться, полной уверенности нет. Более того, если ледовая обстановка не изменится или ухудшится, то их может не хватить для проводки огромных транспортов и газовозов по Севморпути.

С другой стороны, специалисты «Атомфлота» считают, что эти опасения чрезмерны. Ресурсы атомоходов «Таймыр» и «Вайгач» могут быть продлены до 2018 и 2019 годов соответственно. «Ямал» гарантированно доживет до 2020 года, причем срок его эксплуатации может быть увеличен еще на 4 года. Вывод из эксплуатации «Советского Союза» может быть перенесен с 2022 года на 2026-й. Кроме того, в 2017 году планируется ввести в эксплуатацию первый линейный ледокол ЛК-60Я, а в 2019 году — еще один такой же атомоход. Если все эти планы сбудутся, то в 2020 году на трассе СМП будут работать пять ледоколов: три старых и два новых. А если не подведут судостроители и хватит денег, еще через два года к ним должен будет присоединиться третий ЛК-60Я.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также