Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды1 июля 2013 4:11

«Труба» и другие «интимные места»

В чешском курортном городке Карловы Вары открылся 48-й международный кинофестиваль - в программе большое количество новых российских фильмов
Эротическая трагикомедия «Интимные места» стала одним из главных горячих блюд «Кинотавра»

Эротическая трагикомедия «Интимные места» стала одним из главных горячих блюд «Кинотавра»

Карловарский фестиваль традиционно жалует российское кино, что отвечает и его линии на Восточную Европу, и статусу принимающего его курорта, давно взятого в оборот российскими отдыхающими и инвесторами.

В этом году в Карловы Вары плавно переместилась едва ли не половина конкурсной программы последнего «Кинотавра». В параллельных программах обнаруживаются «Небесные жены луговых мари» и «Майор», ранее побывавшие на других ведущих западных смотрах, а в основной конкурс попал «Стыд» Юсупа Разыкова - психологическая драма, разворачивающаяся в северном портовом городке на фоне гибели подводной лодки. История несомненно вдохновлена реальной трагедией подлодки «Курск», но события увидены с точки зрения жен не вернувшихся домой моряков.

Таким образом лирико-философский подход торжествует над социально-политическим. Критическая линия в картине лишь намечена: не козни военных и не позиция государства, традиционно замалчивающего трагедию, беспокоят режиссера. Это становится особенно очевидно ближе к финалу, когда фильм выруливает на весьма натужные драматургические ходы и довольно тяжеловесную образность.

В параллельном конкурсе «К востоку от Запада», где соревнуются фильмы из бывших соцстран, участвует сразу две русские картины. Одна из них, снятая в поморской деревне в цветовой палитре «Инстаграм» видеоинсталляция «Море» Александры Стреляной была показана на фестивале «Движение», как и короткий метр Сергея Лозницы «Письмо» - его демонстрируют здесь в экспериментальной секции Imagina. Вторая - эротическая трагикомедия «Интимные места» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой, ставшая одним из главных горячих блюд «Кинотавра» и собравшая на карловарской премьере невиданную толпу.

Этой отлично придуманной и собранной, по-европейски раскрепощенной картине было бы самое место в главном конкурсе, но отборщики решили иначе. «Европейски» сделанные российские фильмы вообще отчего-то не вызывают повышенного слюноотделения у программеров международных фестивалей. Другое дело - «самобытность» и варварство, «тарковщина» и «сокуровщина», а также навязший в зубах «российский собственный путь».

С другой стороны, чехов тоже понять можно. Это у нас, во времена очередных борений за нравственность, придется сломать не одно перо, убеждая общественность в том, что бесстрашно демонстрирующая больные и интимные места коллективного российского бессознательного картина талантливого режиссерского дуэта Чупова и Меркуловой - нормальный гуманистический фильм, иронично, без пафоса, на языке ХХI века призывающий с пониманием относиться к универсальным человеческим слабостям. В Европе, «даже» Восточной, в этом давно уже никого убеждать не нужно.

Объединить эти две территории скоро сможет, похоже, только газовая труба - главная героиня одноименного концептуального фильма Виталия Манского, украсившего собой карловарский документальный конкурс. Отстраненно рисуя жизнь племен, проживающих вокруг главного в Европе газопровода - от народностей российского севера до чехов и немцев, Манский обходится без дешевой дидактики и публицистики, в его картине ощущается настоящая сила и взрывная образность современного искусства.

Вот, например, стиральная машина, «переформатированная» в собачью будку. А вот обычный железнодорожный вагон рядом с деревянным сортиром. Внутри вагона, как выясняется, - … церковь. Намоленное, так сказать, место, куда ходят отправлять культ жители буранного полустанка, по соседству — всемирно известный газопровод, от прибылей которого им не достается и не достанется ни копейки. А вот виды Чехии и Германии, пользующихся российским газом. Тут все используется по назначению, а особого счастья тоже почему-то как-то не чувствуется.

Труба - этот молох, невозмутимо перекачивающий природные ресурсы из диких заледенелых мест, где, весьма довольный собой, живет добровольно люмпенизировавшийся народ, в благополучную с виду землю сосисок и крематориев, - конечно, есть символ стабильности. А стабильность выражается в том числе и в том, что всем и всему так или иначе придет труба.