Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды3 июля 2013 9:30

Александр Калягин: «В телевизоре сверкать - это не моя стезя, меня мама так воспитала»

После вручения дипломов и медалей студентам театральных вузов режиссер пообщался с корреспондентом «Комсомолки» [видео]

В пятницу в звенигородском пансионате Союза Театральных Деятелей (СТД) состоялось вручение дипломов и памятных серебряных знаков студентам седьмой театральной школы. Корреспондент «КП» пообщалась с мэтром.

Сан Саныч вытирает лоб платком и вертит в руке коробочку с тремя пилюлями - «вот прописали таблеточки. И не более».

- Вы шутите все, а ведь это великое дело - международная театральная школа уже семь лет функционирует. Лично вам что она дает?

- Не люблю я эти преамбулы, - ставит на вид Сан Саныч. - Посмотри, в каком благословенном месте мы сидим - истинное Подмосковье, с легендой, у нас здесь многолетний дом отдыха для членов СТД и их семей, и вот 7 лет назад мы решили открыть здесь нашу школу. Думаю, что это просто провидение. Посмотри, как счастливы и педагоги, и студенты, - тут Калягин, взмахнув от восторга рукой, роняет «фигулинку» с таблетками, поднимает ее и говорит как-то по-детски: - Мне хочется хвастаться. Могу же?

- Ага.

- Люди сюда приезжают самому главному учиться. За месяц они должны, бог знает как, постичь эту тайну... - тут Калягин подбирается и говорит официально, как на трибуне: - У нас прекрасные педагоги, учат мастерству, разбору роли и пьесы, пластике, сценической речи, движению и так далее. Могу перечислить всех мастеров, но вот они у нас все на афише. Уло Гегес, Юрский, Гинкас, Васильев, Додин, Ширвиндт, Дуров, Джигарханян - боюсь кого-то не назвать. И надо же было еще в конце учебы показать товар лицом - сделать 4-5 дипломных спектаклей. Нижайшая им всем благодарность и моя любовь - они согласились месяц своей жизни отдать этой школе.

- А сколько она стоит деньгами для студента?

- Все бесплатно, только добраться и паспорт предъявить! Все расходы, до последнего стакана, берет на себя СТД - обучение, житье, питание. Некоторые в нашей столовой хотят просто жить остаться. Питание здесь изуми-и-тельное - это тоже важно,- мечтательно тянет гласные Сан Саныч, напоминая фильм «Раба любви», где его герой мается: «и кушать хочется, и худеть хочется».

- Правильно. Сначала колбаса, потом почитать...

- Здесь ведь не только происходит учеба, здесь и веселятся, и костры по вечерам, приезжает джаз. У молодых на все времени хватает. На романы ночью и по вечерам, и по утрам - когда хочется. И роль выучить, а тексты знаешь какие!

- Звучит круто.

- Одна китайка, - или как правильно, девушка из Китая, так она просто потрясенная была весь месяц. - Они там в Китае сами за все платят. А у нас пока есть ресурсы. Но ни одна общественная организация не может выживать без помощи государства, - сказал Калягин, внушительно. - И вот это все благодаря тому, что несколько лет назад, президент Путин, дал нам добро на открытие центра поддержки русскоязычных театров. И вот мы в рамках этого центра и открыли школу и много чего еще, что театральную кровеносную систему возрождают. До этого ситуация в русскоязычных театрах порой была ниже плинтуса.

- А вы поддержите идею президента об этической хартии для работников культуры? Или это приведет к омертвелости театра?

- Что за хартия?

- Ну если упрощенно, то нельзя матом ругаться, зад голый показывать. Нужны ограничения, по-вашему? Или пусть это для пансиона благородных девиц приберегут?

- Можно я скажу такую вещь? - душит революцию в зародыше Калягин. - Э-э-э... не я это изобрел, еще Станиславский применял понятия этики в отношении театра. Сейчас время изменилось и нечего быть какими-то ханжами. Для меня понятия, что чего-то можно, а чего-то нельзя, в театре практически не существует! Кроме двух вещей. Об этом я даже в свое время написал в своем манифесте. На сцене возможно все, кроме скуки и пошлости. Все остальное - норма! Понимашь? Пошлости все-таки надо стесняться, ну а скука вообще убивает творчество. Можно ведь и раздеться догола, но тоже сделать это безумно скучно.

Я тут не свадебный генерал, долго говорить не буду, - первым делом заявил Калягин

Я тут не свадебный генерал, долго говорить не буду, - первым делом заявил Калягин

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

- А о чем были ваши слова студентам на вручении: «ребята, вы познали и вкусили тут разврат». Это вы о чем, Сан Саныч?

- Не прикидывайся, что не понимаешь. И про разврат-то потише давай, а то все испугаются. Ти-хо, - заговорщицки смотрит Калягин, - я же имею в виду путь познания. Это самый развратный разврат. Человек, прочитавший одну книгу - это один человек, прочитавший десять - это другой человек. Что бы ни говорили. Согласна? В этом смысле мы, конечно, отчасти развращаем учеников, питая их духовной пищей, которая безумно интересна, занимательна, вкусна, маняща. Что ты думаешь, они рыдают, расставаясь со школой? Потому что приезжают в свои города совсем другими. Наши педагоги воспитывают в них личность - не просто выучи роль и ходи налево-направо. Другое дело, что воспитать ее за месяц невозможно, но заразить, заронить зернышки... Тогда они отсюда уедут с немножко повернутыми мозгами, со взглядом внутрь себя. Они начинают задавать себе вопросы. А потом нам пишут, рассказывают потрясающие вещи о том, как изменили свою жизнь.

- А вот вы ничего не пишете о себе! Все маститые худруки книги вон о себе пишут. Ширвиндт, Табаков.

- Ты читала? Интересно?

- Интересно, да. Особенно между строк. А вас и в телевизоре не видно.

- А что я должен тусоваться? В телевизоре сверкать - это не моя стезя, меня мама так воспитала. В театральном деле не тусовка все решает, а личность. Режиссера и актера. Механические спектакли по модным рецептам - они до поры до времени хороши, а потом ты захочешь, чтобы что-то за душу задело. Хотя многие люди уже воспитаны на фаст-фуде и от нормальной, красивой, вкусной пищи они откажутся - лучше гамбургер съесть.

- Так-то оно так, да вот страшно далеки вы от народа, - гну я свою линию.

- О-йо, чего? - тяжко вздыхает Калягин. - Это ты про меня что ли? И про театр? Но театр никогда не был для всех. Это элитарное искусство, и это нормально. Что тут сокрушаться и тем более лицемерить. Даже футбол - зрелище не для всех, хотя вроде бы на него в сто раз больше народу ходит. Каждый выбирает свою ячейку.

Пока Интернет обсуждает здоровье театрального мэтра, Сан Саныч празднует веселится на закрытии своей летней театральной школы

Пока Интернет обсуждает здоровье театрального мэтра, Сан Саныч празднует веселится на закрытии своей летней театральной школы

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

- я по-другому спрошу. Многие театры, чтобы выжить, исповедуют религию супермаркета. Всем сестрам по серьгам. Брехт и водевиль. Философия и слезливая мелодрама. Зато касса есть.

Здесь Сан Саныч вздыхает уже не на шутку.

- Каждый режиссер хочет, чтобы ходили в его театр. Но чем зазывать и что ставить, это выбирает он сам - в соответствии со своими представлениями, что хорошо что плохо. Я никого не хочу ругать, у каждого свой взгляд и свой метод. Для меня важны оригинальные пьесы. Мы в свое время очень неожиданно для себя вдруг увидели, что многие пьесы, которые идут в нашем театре, нигде до этого не ставились. «За горизонтом» Юджина О'Нила, «Принц Гомбургский» Генриха Клейста, «Шейлок» по Шекспиру в постановке Роберта Стуруа - до этого нигде не ставили, мы первые. Это не нарочно. Так случилось само собой. И кто бы знал, как режиссеры мучаются, чтобы выбрать пьесу! Потому что она должна отражать время, лицо театра и возможности труппы. Ну сейчас-то, правда, можно приглашать артистов из других театров. Но мы почти не зовем со стороны.

- Что бы вы сейчас сказали Станиславскому?

- Ну мы же не у Познера, Аня! Еще спроси, что я скажу, оказавшись перед Богом. Я умоляю, мне еще рано. Я, конечно, могу выкрутиться, придумать что-то оригинальное и даже в суть попасть, но я не люблю такие вопросы.

- А помните, как вы играли Ленина в спектакле «Так победим», и как вам приходилось выкручиваться, потому Брежнев был уже сильно неадекватен и спрашивал у вас, где Крупская.

- На сцене все время приходится выкручиваться - иногда получается талантливо, иногда бездарно так, что потом спать не можешь. Только не требуй откровений - зрители прочтут ведь и помидорами меня...

- Сан Саныч, расскажите! - но моя мольба прекрывается калягинским - пам-па-ра-ру-ра, па-ба-ра-ба-ра... Помните, как напевал Платонов в «Неоконченной пьесе для механического пианино» несясь к реке?

Вообще же, кажется, что 71-летнего Калягина совершенно не волнует прошлое. Да и будущее тоже:

- Ну вот выйду я завтра из дому, а на меня кирпич свалится, ну и зачем я буду думать о том, чего предвидеть не могу.

Калягина волнует только нынешнее, то что происходит прямо сейчас.

- Смотри, бабочки порхают, солнышко, травка, цветочки... так пахнут! Пчелки летают, птички поют, девушки красивые вокруг «ходют». Жить спокойно мешают. Самое главное, я - несерьезный человек. И не хочу быть серьезным. Вот мы сидим сейчас на природе - разве можно говорить о серьезных вещах? В кабинете еще туда-сюда.

Сейчас такой «пофигизм», как у Калягина (внешний, разумеется, - кто же посмеет обвинить в пофигизме Председателя Союза театральных деятелей!), «не носят», сейчас «менеджерское» время, где все просчитано, и к успеху относятся крайне серьезно. А он - «носит». Как мягкие туфли и рубашку без фасона. И в этом смысле Калягин так очаровательно старомоден. И он терпеть не может банальностей, вроде: «жизнь сложная штука, любовь прекрасное чувство, смерть страшная вещь».

ПРИГЛАШАЕМ:

На концерт Гарика Сукачева!