2018-04-02T14:28:39+03:00

Владимир Гноевский, министр ЖКХ Мурманской области: - Никаких сюрпризов в платежках не будет!

С 1 июля вступили в силу новые тарифы в сфере ЖКХ
Изменить размер текста:

Не станут ли августовские платежки очередным неприятным сюрпризом для жителей нашей области? И что нас ожидает в связи с лавинообразно нарастающей необходимостью капитальных ремонтов многоквартирных домов? На эти и другие вопросы, касающиеся жилкомхоза ответил министр энергетики и ЖКХ области Владимир Гноевский.

Начислений за капремонт пока не будет

- Владимир Николаевич, сейчас активно муссируется тема начислений за капремонт. Нам следует ожидать появления еще одной строчки в квитанциях?

- Пока никаких дополнительных начислений по этому поводу не появится. Сегодня существует три федеральных законопроекта на эту тему. Их необходимо принять до депутатских каникул, но не для того, чтобы сразу начислять плату. А для того, чтобы получить в этом году из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ 300 миллионов рублей на переселение из аварийного жилья. К сожалению, наше государство увязывает между собой темы капремонта и переселения. Сделайте, мол, одно, тогда мы дадим деньги на другое. Все понимают, что это два разных вопроса и решать их надо по отдельности. А после того, как будет принят закон, нужно будет разработать еще 26 региональных нормативных актов в его развитие. Предстоит организовать некоммерческую организацию - оператора, который будет распределять средства для проведения капремонтов, поступающие в областной фонд. Для этого надо будет еще сформировать программу капремонта на весь регион, то есть на 9600 домов. А они все разные.

- Есть ли хотя бы приблизительные подсчеты, сколько денег понадобится на капремонт и сколько придется платить собственникам?

- Пока этого никто не может знать, поскольку нам только предстоит изучить состояние каждого дома и сформировать программу. Кроме того, федеральное Минрегионразвития пока не утвердило методику начисления платы за капремонт. А когда это произойдет, нам надо будет разработать на этой базе свою. Но просто ждать и ничего не делать тоже нельзя, иначе мы потеряем год. Поэтому первая задача - принять все документы, которые позволят получить деньги на переселение. И только после того, как будет утверждена методика, будет сформирована региональная нормативная база, мы определимся, когда начинать формирование регионального фонда. Пока федеральный закон о капремонте очень сырой, нуждается в доработке. Чтобы минимизировать затраты населения, в Госдуме будут обсуждаться вопросы формирования региональных фондов не только из средств собственников жилья и местных бюджетов, но и с участием региональных и федеральных денег. Учитывая недавний негативный опыт истории с нормативами, я думаю, к вопросу капремонтов федеральные власти подойдут более взвешенно.

- То есть пока капремонты в области вообще не будут проводиться?

- Сегодня и собственники, и муниципалитеты, и ответственные управляющие компании понимают необходимость капремонтов. До 10 июля мы проведем конкурсы в пяти муниципалитетах - Кировске, Мончегорске, Ковдорском районе, ЗАТО Александровск и Кандалакше. Там в 35 жилых домах будут отремонтированы кровли, системы тепло- и водоснабжения, теплообменники, системы регулирования отопления, поставлены приборы учета и т. д.

- На какие деньги?

- На 45 процентов за счет областного бюджета, это почти 50 миллионов рублей. Еще столько же заплатят муниципалитеты и 12 с лишним миллионов - сами собственники. Если раньше многие муниципальные образования приходилось заставлять участвовать в программах капремонта, то в этом году мы не смогли удовлетворить все заявки. Желающих много, а средств не хватает. Меняется отношение к своим домам, в том числе и собственников. Ведь 12 миллионов на 35 домов - это большие деньги, но люди согласны их платить.

В 6% роста платежей укладываемся

- С июня у нас действуют новые нормативы. Поступают ли в министерство жалобы от граждан по этому поводу?

- Жалобы всегда были и наверняка будут. Вопрос - в предмете этих жалоб и их количестве. Если говорить о нормативах, то страсти улеглись. Жители чаще всего просят разъяснить что-либо, а если и жалуются, то больше на ошибки в начислениях, которые делают управляющие компании. Мы переформатировали работу в этой сфере. На министерстве лежала обязанность утвердить новые нормативы в связи с изменениями в федеральном законодательстве. По решению губернатора была создана экспертная группа, в которую вошли депутаты областной Думы, представители общественных и ресурсоснабжающих организаций. Она проверила новые нормативы и сделала экспертное заключение. В итоге общедомовой норматив - или, как его называют, ОДН - на воду уменьшился в 10 раз. 30 литров холодной и столько же горячей воды на 1 квадратный метр в 5-9-этажных домах, по 15 литров - в благоустроенных 1-3-этажных и в неблагоустроенных «деревяшках» - 5 литров холодной воды на 1 «квадрат» доли собственника в общедомовом имуществе. Хозяйки знают: 30 литров - это 3 ведра воды. Если бы мы следовали федеральной методике расчета ОДН на воду, то он был бы одинаковым для всех - 30 литров. Но наши эксперты приняли на себя ответственность и рекомендовали министерству дифференцировать нормативы в зависимости от степени благоустройства домов.

Что до норматива индивидуального водопотребления, то поначалу он составлял 300 литров, потом вырос до 320, а затем по рекомендации экспертной группы был снижен до 299 литров в сутки на человека. А плата за отопление в местах общего пользования вообще отменена. С 1 июня эти нормативы вступили в действие.

- Но в июле увеличатся тарифы. Не получится ли так, что платежи опять значительно вырастут и нормативы снова придется уменьшать?

- Нет. Они рассчитывались с учетом ранее принятых решений по увеличению тарифов. Поэтому в августе, когда люди получат квитанции с новыми тарифами, мы не ждем никаких сюрпризов.

- То есть мы укладываемся в 6 процентов роста платежей, установленных президентом?

- Укладываемся. Но тут надо оговориться: речь идет не о разовом повышении, а о годовом. То есть рост среднего платежа гражданина за 2013 год не должен превышать 6 процентов по отношению к среднему платежу за 2012-й.

- А если УК или расчетный центр допустят ошибку, например, укажут неверную площадь?

- Была проведена огромная работа органов местного управления и ГУПТИ, которые передали управляющим компаниям базу данных по площадям всех типов в каждом жилом доме. Следить за тем, чтобы при начислении платежей не было математических и технических ошибок, а также нарушений законодательства, - обязанность муниципалитетов. Организованы горячие линии, куда могут обращаться жители в случае получения квитанций с резким повышением начислений. Мы провели совещание с самыми крупными УК, которые осуществляют более половины всех начислений за ЖКУ, чтобы, так сказать, «сверить часы», узнать, насколько верные параметры - литры, метры и т. д. - они закладывают в свои расчеты.

Как повлиять на «управляшку»?

- Вы сказали, что получаете много жалоб на работу управляющих компаний. Как министерство может повлиять на эту ситуацию?

- К сожалению, мы можем только давать рекомендации. По действующему законодательству мы не имеем права устраивать проверки, наказывать, увольнять и т. д. А вот муниципальные власти имеют возможность воздействовать на УК, но почему-то проявляют излишнюю лояльность по отношению к ним. В каждом доме есть муниципальные квартиры, и это один из рычагов воздействия на нерадивые компании, который практически не используется. Жилищников ведь штрафами не очень-то напугаешь. А вот если бы муниципалитет как собственник не ленился отсудить у УК, которая не выполнила определенный объем работ, их стоимость, например, за год, это уже было бы гораздо серьезнее и наверняка возымело бы действие. Мне непонятно, почему муниципалитеты сегодня так спокойно наблюдают за тем, что творится в сфере управления домами.

- Собственники стали гораздо грамотнее, лучше знают свои права, и многие из них пытаются сами воздействовать на управляющие компании. Но зачастую это больше походит на попытки пробить головой кирпичную стену.

- Наиболее действенным инструментом в борьбе с нарушениями в жилищной сфере по-прежнему остаются обращения в госжилинспекцию и прокуратуру. Губернатором принято решение об увеличении численности и улучшении технической оснащенности ГЖИ. Кроме того, областной закон № 1553-01 от 18 декабря 2012 года о муниципальном жилищном контроле позволил создавать специальные отделы при местных администрациях, которые могут принимать определенные решения в отношении недобросовестно работающих УК. Они не будут дублировать работу жилищных инспекторов, но призваны отчасти разгрузить их. Мурманск стал первым муниципалитетом, где был создан такой отдел при городской администрации и подписано соглашение о взаимодействии с ГЖИ. Но инспекторы проверяют работу УК только по заявлениям собственников. То есть, как ни крути, а гражданам нужно самим внимательно следить за тем, как обслуживается их дом, в полном ли объеме жилищная компания исполняет свои договорные обязательства, не лениться фиксировать нарушения в актах, требовать перерасчетов за неоказанные услуги, ходить на общие собрания собственников. Я убежден, что самой эффективной формой управления все-таки является ТСЖ. Там, где они действительно работают, нет зловонных озер в подвалах, не текут трубы и крыши, не страшно, а очень даже приятно заходить в чистые, аккуратные подъезды. Там экономят ресурсы, а значит, и деньги жильцов. Я сам живу в доме ЖСК, а это практически то же, что и ТСЖ, даже входил в состав правления. Поэтому не понаслышке знаю о том, насколько эффективнее управление домом, когда оно осуществляется не коммерческой компанией, не чиновниками, а самими собственниками.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также