2016-08-24T03:13:44+03:00

Настоящие вещи. Часть 6. Ребенок, обличенный властью

В смоленской художественной галерее хранится портрет юного Павла I
В смоленской художественной галерее хранится портрет юного Павла IВ смоленской художественной галерее хранится портрет юного Павла IФото: Ольга ЕФРЕМОВА
Изменить размер текста:

За этот протрет, выставленный в разделе искусства конца 18 – начала 19 века, невольно зацепляется взгляд. Нежный ребенок в напудренном парике с орденом Андрея Первозванного и крестом Святой Анны. Это будущий самодержец Павел I - сын Петра III и Екатерины II.

Автор портрета Жан Луи Вуаль (1744 – 1806) – французский художник. Родился он в семье парижского ювелира, и, хоть и учился живописи в Королевской академии, на родине популярностью как художник не пользовался. А в Россию и вовсе приехал как актер. Однако в 1970-е годы слава о нем как о незаурядном портретисте стала распространяться. Уже в 1780-м Жан Луи Вуаль стало придворным художником великого князя Павла Петровича, будущего Павла I. Проработав в России более 30 лет, художник в 1795 году вернулся во Францию, где выставлял свои произведения в Парижском салоне. После прихода к власти императора Наполеона Бонапарта Вуаль снова вернулся в Петербург.

В историю отечественного изобразительного искусства 18-е столетие вошло как век портрета. И если сначала главенствовал парадный портрет, рассказывавший скорее об общественном признании изображаемого, нежели о его личных качествах, то после начал развиваться камерный портрет, в котором упор делался на психологизм. Изображение великого князя Павла Петровича удивительным образом соединяет и то, и другое. Павел изображен не взрослым человеком с чертами ребенка, а, напротив, ребенком, обремененным недетскими проблемами.

С одной стороны, это все-таки парадный портрет, увековечивающий монарха. Павел в строгой одежде, подчеркивающей высокий статус, при атрибутах власти – орденах Святого Андрея Первозванного (лента и звезда) и Святой Анны (крест). С другой стороны, в нем чувствуется детская незащищенность и, возможно, трогательная попытка поважничать. Кажется, что живописец смог передать едва уловимый намек на испуг во взгляде будущего самодержца. Портрет, выполненный в однотонной приглушенной серебристой гамме, близок по своим эмоциональным чертам сентиментализму. Глядя на этот портрет из времени, которое для этого мальчика было далеким будущим, невольно начинаешь о предвидении художника, заметившего в его образе приметы трагичной судьбы.

Каждая из публикаций, выходящих еженедельно по средам в рубрике «Настоящие вещи», рассказывает об одном из экспонатов смоленской Художественной галереи. День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, можно не откладывая в долгий ящик отправиться в музей уже в четверг. И отпрашиваться с работы для этого не нужно: по четвергам специально для вас галерея работает до семи часов вечера. Наша первая публикация в рубрике «Настоящие вещи» была посвящена польским портретам, вторая рассказывала о скульптуре Марка Антокольского. Третья - об иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, хранящейся в смоленской Художественной галерее. Четвертая – иконе «Огненное восхождение Пророка Илии». Пятая - скульптуре Врубеля.

Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Художественная галерея

Адрес: ул. Коммунистическая, 4

Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также