Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
КАРТИНА ДНЯ11 июля 2013 22:00

Гибель советской подлодки «Щука» в 1944-м: «Комсомолка» разыскала племянницу подводника, которого считали пропавшим без вести

Из пятерых братьев на войне выжил только один
Источник:kp.ru
Галина Морозова показывает фото своего отца Константина - брата Николая, моряка с «Щ-216». Снимков самого подводника, увы, не сохранилось.

Галина Морозова показывает фото своего отца Константина - брата Николая, моряка с «Щ-216». Снимков самого подводника, увы, не сохранилось.

76-летняя Галина Морозова из Запорожья - племянница Николая Федоровича Пересыпкина, старшего торпедиста субмарины «Щ-216». Той самой, которую 4 июля обнаружили у берегов Крыма подводные археологи. На дне Черного моря подлодка пролежала со времен Великой Отечественной.

Напомним, «Щ-216» с 47 членами экипажа пропала без вести в 1944-м. И только сейчас стало известно, что боевая машина затонула, напоровшись на немецкую глубинную бомбу.

Узнав от журналистов «КП» о найденной подлодке, Галина Морозова очень обрадовалась. В их семье знали, что родственник погиб в 23 года где-то в море, но даже не надеялись похоронить по-людски.

- Их было пять братьев. Константин - мой отец, Петр, Иван, Николай, который и воевал на подлодке, и Алексей. Четверо погибли на войне, только дядя Алеша вернулся, - вспоминает Галина Морозова. - По рассказам бабушки, Николай был самым скромным среди сыновей. Высокий, крепкий, красивый.

В армию Николай ушел холостяком, а когда началась война, было уже не до семьи. И все же родственникам запомнилась история о загадочной девушке, которая пришла в родительский дом парня после того, как те получили похоронку. Сказала, что она его невеста, живет в другом селе и родила от него ребенка. Родители солдата стали ее расспрашивать, кто она, откуда, где познакомилась с Николаем. Но ее рассказу не поверили, ведь сын ни разу не упомянул в письмах о том, что кого-то полюбил, и тем более о ребенке. В итоге незнакомку семья не приняла.

- Тогда такое время было, каждый выживал, как мог. Были случаи, когда женщины обманывали родственников погибших солдат, выдавая себя за их жен, - объясняет пенсионерка. - Возможно, теперь та женщина или ее ребенок откликнутся, если прочтут в газете о том, что нашли подлодку, на которой погиб Николай. Кто знает, может, это действительно была его супруга. Хотя официально он женат не был.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Первым поднимут клаксон субмарины

Крымские археологи, которые наткнулись на «Щ-216», сейчас получают от государства разрешение на подъем субмарины. Пока она покоится на 52-метровой глубине в 20 км от берега.

- Полагаем, что отсеки до сих пор герметичны, а значит, в них все сохранилось таким, каким было 69 лет назад, - рассказал «КП» руководитель Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований» Сергей Воронов. - Мы надеемся найти останки подводников, провести эксгумацию и перезахоронить героев.

Впрочем, в откликах на сайте kp.ru читатели высказывают сомнение: а нужно ли тревожить братскую могилу? Не кощунство ли это? Погибшие в море должны в море и покоиться.

- Подъем даже самых тяжело подымаемых кораблей после войны считается принципиальным делом, - настаивает Воронов. - Это делается для того, чтобы погибших людей предать земле в соответствии с обычаями. Законов, которые бы запрещали это, не существует. Перед подъемом «Щ-216» лично я пойду на службу в церковь, чтобы получить благословение.

Поднимать части «Щуки» собираются уже на следующей неделе. А точнее - те, что оторвались при взрыве бомбы. Речь идет о зенитном орудии, фрагментах легкого корпуса и звуковом клаксоне.

Сергей ГУЛЕНКО («КП» - Симферополь»)