2016-08-24T03:13:44+03:00

Настоящие вещи. Часть 7. «Портрет мальчика с флейтой»

В смоленском музее хранится работа русского живописца «из немцев»
"Портрет мальчика с флейтой" хранится в Смоленском музее-заповеднике без малого сто лет"Портрет мальчика с флейтой" хранится в Смоленском музее-заповеднике без малого сто летФото: Ольга ЕФРЕМОВА
Изменить размер текста:

Полный непосредственности, искренности и чистоты портрет мальчика, держащего в руках флейту, украшает зал второго этажа смоленской художественной галереи. Его автор – Карл Людвиг (или как его звали в России Логин Захарович) Христинек (1732(33) – между 1792 и 1794).

Живописец был сыном переселившегося в Россию мелкого арендатора. Художественное образование он получил в Петербурге, уже после смерти отца. Одним из главных учителей Карла Хритинека стал Лукас Конрад Пфандцельт – немецкий живописец, работавший по приглашению реставратором и смотрителем картин в «Эрмитаже». Первая известность пришла к Христинеку в начале 70-х годов 18 века, когда он участвовал в подготовительной работе для создания мозаичной картины «Полтавская баталия».

Основную известность Христинеку принесли портреты. Он рисовал представителей среднего дворянства, интеллигенцию, военных, представителей петербургской немецкой колонии. Работы мастера, как правило, скромны, но исполнены добротной, строгой и точной кистью. Несмотря на годы почти полного забвения, до наших дней дошли более сотни произведений Христинека, что свидетельствует о его большой популярности у современников.

В «Портрете мальчика с флейтой» художник не отступает от канона, выработанного в начале 18 века – ребенок выглядит маленьким взрослым.

Трогательный мальчик словно иллюстрирует произведения Жан-Жака Руссо Фото: Ольга ЕФРЕМОВА

Трогательный мальчик словно иллюстрирует произведения Жан-Жака РуссоФото: Ольга ЕФРЕМОВА

При всей конкретности в передаче индивидуального начала в портрете присутствует и элемент игры, характерный для искусства рококо. Мастер с намекает на определенную жизненную ситуацию, задавая завязку действия. Ребенок, безусловно, позирует – отсюда скованность во взгляде, неестественный поворот головы и жест руки. Художник тщательно выписал не только черты лица мальчика, но и детали его одежды. Искусствоведы утверждают, что манере Хритинека не было присуще богатство тонов: цвета у него порой жесткие, всегда строго в своих границах, без тонкой нюансировки. Однако по данной работе видно, как живописец внимательно выбирал цвет, сочетая красный с зеленым и белым.

Среди других картин, хранящихся в смоелнских музеях еще с 20-х годов 20 века, портрет кисти Хритинека отличает уникальная особенность – на обороте картины сохранилась авторская подпись.

Каждая из публикаций, выходящих еженедельно по средам в рубрике «Настоящие вещи», рассказывает об одном из экспонатов смоленской Художественной галереи. День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, можно не откладывая в долгий ящик отправиться в музей уже в четверг. И отпрашиваться с работы для этого не нужно: по четвергам специально для вас галерея работает до семи часов вечера. Наша первая публикация в рубрике «Настоящие вещи» была посвящена польским портретам, вторая рассказывала о скульптуре Марка Антокольского. Третья - об иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, хранящейся в смоленской Художественной галерее. Четвертая – иконе «Огненное восхождение Пророка Илии», пятая - майолике Михаила Врубеля, шестая - портрету императора Павла I в юности.

Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Художественная галерея

Адрес: ул. Коммунистическая, 4

Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также