2016-08-24T03:12:44+03:00

Расследование «КП»: Почему по нашим дорогам ездят грузовики без тормозов

Имя Грачьи Арутюняна теперь известно всей стране. Это он управлял «КамАЗом», который врезался в автобус под Подольском и погубил 18 пассажиров [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments211
Груженый «КамАЗ» с нелегалом за рулем может вылететь с дороги в любой момент.Груженый «КамАЗ» с нелегалом за рулем может вылететь с дороги в любой момент.Фото: RUSSIAN LOOK
Изменить размер текста:

Он арестован, но мало ли таких арутюнянов ездит по дорогам столицы и страны? «Комсомолка» исследовала обстоятельства трагедии и попыталась понять ее причины.

НА ТЕХНИКУ ИМ ПЛЕВАТЬ

Заключения экспертизы о причинах аварии пока нет. Но эксперты уверены: Арутюнян не врет, у него действительно отказали тормоза. Почему это произошло? Если случайно, то о вине водителя еще можно поспорить. А если тормозная система давно уже на ладан дышала...

Грузовик не легковушка: сам семь тонн весит, да еще груза столько же. На любом «КамАЗе» есть «защита от дурака» - так называемый аккумулятор энергии. Он блокирует задний мост, если давление в пневматической системе тормозов падает.

- Когда двигатель выключен, пружины с большой палец толщиной сжимают колодки, - объясняет председатель Центрального совета профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - В таком положении сдвинуть машину с места можно только трактором. Двигатель заводится, нагнетается давление в тормозной системе и разводит эти пружины. Тогда грузовик может ехать. Если во время движения давление падает, пружины снова сжимаются, и грузовик встает как вкопанный.

- Получается, эта система не сработала? - спросил я.

- У меня есть только одно объяснение: на этом грузовике ее отключили, - говорит Котов. - Специально, чтобы не мешала ехать с неисправными тормозами. Сделать это несложно - достаточно несколько гаек открутить. Ехать так - настоящее самоубийство, тормоза схватывают еле-еле. Но есть камикадзе, которым все нипочем. Думаете, водитель может не знать, что у него энергоаккумулятор отключен? Быть такого не может: это чувствуется, когда заводишь мотор. И Арутюнян знал об этом, я уверен.

Старая история. Шахтеры отключают датчики метана, чтобы те не мешали работать. Моряки плюют на то, что посудины типа «Булгарии» могут развалиться в любой момент. Водители отключают резервную тормозную систему.

- А сколько стоит отремонтировать тормоза? - спросил я Котова.

- Около 10 тысяч рублей, - ответил он. - За эти деньги можно все трубки поменять. Но эти гости приезжают сюда, чтобы быстро заработать и свалить. А на технику им плевать.

Водитель протаранившего автобус грузовика Грачья Арутюнян наверняка знает, почему у него отказали тормоза. Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Водитель протаранившего автобус грузовика Грачья Арутюнян наверняка знает, почему у него отказали тормоза.Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

ЩЕБНЕМ ТОРГУЮТ НА «ДАЧАХ»

На кого работал Арутюнян? Поначалу сообщалось, что на некую фирму. Но позже оказалось, что грузовик оформлен на частное лицо, недавно был снят с учета - видимо, для продажи. Владелец - житель Подмосковья Мовсес Маилян. Он якобы дал «КамАЗ» Арутюняну просто так, поработать. Я попытался связаться с Маиляном, оставил свои координаты его соседям в Ватутинках. Но, похоже, хозяин машины залег на дно и к общению не расположен.

Ближайшая точка, где Арутюнян мог загрузиться щебнем, - бетонный завод в селе Щапово. Подъезжаю и сразу вижу гору камней.

- К нам уже приходили следователи, - говорит мне диспетчер Лена. - Приносили образцы щебня. Но у нас такого нет.

Оказалось, в кузове грузовика Арутюняна была самая дорогая разновидность щебня - гранитный. Обычно его закладывают в основание фундамента, засыпают в дренажную систему и используют в качестве подушки автомагистралей.

- Поищите на калужской трассе, - посоветовала мне Лена.

Схема отключения резервной тормозной системы

Схема отключения резервной тормозной системы

Там, в районе Красной Пахры, оказалось несколько мест, где торгуют щебнем. Я заехал на несколько - это огороженные участки с горами камня, самосвалами и экскаваторами. К слову, в большинстве пунктов заправляли представители армянской диаспоры. Я спрашивал их, можно ли купить машину щебня. Запросто, говорили они. Только плати: 1 кубометр в зависимости от вида и размера стоил от 1300 до 1850 рублей. В «КамАЗ» входит кубов 12, так что 20 тысяч рублей - и камешки твои.

Но гранитного щебня не было нигде. А когда хозяева баз узнавали, что я журналист, быстро меняли «показания».

- Не, брат, мы здесь не продаем, - разводили они руками. - Этот щебень мы для себя купили, хотим площадку разровнять и дом построить.

На одной базе оказался русский хозяин. На условиях анонимности он объяснил мне, что к чему.

- Участок оформлен как дача, - признался он. - Проверяющим я скажу, что привез щебенку для себя. А заказчикам везем щебень на своих машинах. Если полиция остановит, опять же скажем, что этот щебень для собственных нужд. Кстати, гранитным щебнем мы вообще не занимаемся. Вы его на всей трассе не сыщете.

В интернете я нашел массу мест, предлагавших гранитный щебень. Но оказалось, что приехать и загрузить машину нельзя: продажи только под заказ с доставкой на место.

- В Подмосковье гранитный щебень давно не производится, - объяснили мне в компании Единая транспортная логистика (ЕТЛ), владеющей несколькими карьерами. - Его везут из Карелии, с Урала и Украины по железной дороге, а потом машинами развозят клиентам.

Похоже, Арутюнян все-таки на кого-то работал.

- Не мог он самостоятельно влезть в этот бизнес, - считает Александр Котов. - Его никто ни к карьеру, ни к базе не подпустит. Явно был кто-то еще, кто давно в бизнесе и все решал. И теперь водитель его выгораживает.

Может быть, «кто-то еще» - это владелец грузовика Маилян? Может, у него и засыпанная щебнем «дача» имеется? Будем надеяться, следствие выяснит это. Но надо заметить, что весь этот бизнес оказался каким-то скользким. С аварией это, казалось бы, не связано. Но только на первый взгляд. Нелегальные бизнесмены загрузили на разваливающийся «КамАЗ» камни и посадили за руль нелегального водилу. Вот и результат...

После трагедии в Ознобишине инспекторы ГИБДД начали масштабную проверку столичных автокомбинатов. Но смогут ли они остановить нелегальных водителей-камикадзе? Фото: Анатолий ЖДАНОВ

После трагедии в Ознобишине инспекторы ГИБДД начали масштабную проверку столичных автокомбинатов. Но смогут ли они остановить нелегальных водителей-камикадзе?Фото: Анатолий ЖДАНОВ

РОКОВОЙ ПЯТЫЙ СПУСК

Вообще грузовики с гастарбайтерами за рулем стали притчей во языцех задолго до трагедии под Подольском. Если по дороге мчится ржавый громыхающий «КамАЗ», будьте уверены, принадлежит он гостю из недалекого зарубежья с таким же гостем за рулем. «Шахид-«КамАЗы» отхватили жирный кусок в теневом бизнесе грузоперевозок. Как правило, такие машины оформлены на частное лицо - словно это обычная легковушка, только с кузовом. Если страховка без ограничений, то за рулем может оказаться кто угодно - хоть каждый день водил меняй. И в отличие от машин автопредприятий и фирм им не нужно ни накладных, ни путевых листов.

- Развалюхи прибывают к нам из регионов, многие с транзитными номерами, - объяснял мне сотрудник ГИБДД, пожелавший сохранить инкогнито. - По идее они не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Но вот представьте: едет «КамАЗ», груженный кирпичом. «Куда», - спрашиваю. А водитель отвечает: «К себе на дачу». Я, конечно, знаю, что кирпич на продажу. Но доказать не могу. Все - счастливого пути. С неисправными машинами тоже проблема. Максимум, что можно проверить, - фары да дворники. Даже если «КамАЗ» разваливается, я не могу даже тормоза испытать. Потому что нужен специальный стенд. Да и права я не имею ничего проверять. Страховка есть, значит, техосмотр вроде как прошел и все у него исправно.

За один рейс грузовые бомбилы зарабатывают от 500 до 1000 рублей. Вкалывают без выходных, иногда без сна. В месяц выходит 35 - 40 тысяч рублей. Какой там ремонт! Все деньги - домой.

Как произошла авария под Подольском

Как произошла авария под Подольском

- Вся страна ездит с перегрузом, - говорит Александр Котов. - Если «КамАЗ» рассчитан на 7 тонн - загружают 10 - 12. Иначе невыгодно. Этим грешат и официальные перевозчики, и «черные» бомбилы. Дабы побольше загрузить, усиливают рессоры, наваривают борта. На постах весового контроля уже есть такса: 500 рублей еще до того, как заехал на весы. Но тормозная система на перегрузку не рассчитана, она изнашивается в разы быстрее. В общем, с перегрузом никогда не знаешь, когда лопнет последняя трубка.

Роковыми для тормозов «КамАЗа» Арутюняна стали последние 15 километров дороги от калужской трассы до Ознобишина. Местность здесь холмистая, я насчитал четыре крутых и длинных спуска. На каждом тормозная система «КамАЗа» испытывала колоссальные перегрузки, сдерживая 7 тонн грузовика плюс примерно 12 тонн груза. Пятый спуск у Ознобишина был последним...

Сейчас на месте трагедии горы цветов. Водители притормаживают и сигналят. Кто виноват в гибели людей в том автобусе? Я всматриваюсь в лицо Арутюняна на фотографии. Взгляд полон скорби, словно он только что потерял сына. Но есть в его глазах еще что-то. Мне кажется, это чувство вины. Думаю, он понимает, что в трагедии виноват он и никто другой. Потому что знал о проблемах с тормозами, но все равно поехал. А еще раньше согласился работать на птичьих правах и гонял престарелый грузовик, словно никчемную кобылу - пока не сдохнет. Если подобных камикадзе не остановить, никакие отбойники и светофоры не помогут.

КОМПЕТЕНТНО

Получить категорию D и стать профессиональным водителем - не одно и то же

В российской индустрии грузоперевозок есть серьезные системные бреши, которые прямо или косвенно приводят к авариям. Так считает член Центрального совета профсоюза водителей-профессионалов Сергей ВОЛОЩУК:

- До 2005 года было лицензирование этого бизнеса, но потом было решено от этого отказаться. Предполагалось, что будет налажено саморегулирование через некоммерческие партнерства. Но беда в том, что вступать в эти партнерства никто не обязан. Да, крупные перевозчики, дорожащие своей репутацией, оформили членство. Но остальным на это наплевать! Кроме того, у нас уничтожено такое понятие, как «профессиональный водитель». Вот сейчас заставят всех иностранцев получать российские права. Ну и что? Получить категорию D и стать профессиональным водителем - это не одно и то же. Знаете, сколько в Германии стоит подготовка такого профессионала? 26 тысяч евро. Молодые ребята за счет государства учатся в специальных училищах 2 - 3 года, и только потом их допускают за руль грузовика. Они-то знают все и о машине, и о дороге. И никогда не допустят, чтобы у них отказали тормоза.

комментарий юриста

Шофер может избежать ответственности

- В подобных ДТП уголовная ответственность всегда возлагается на водителя автомобиля-виновника, - сказал «КП» председатель московской коллегии адвокатов «Запрудский и партнеры» Виктор Запрудский. - Перед поездкой он должен убедиться в исправности всех систем. Правда, в случае работы по найму за техническое состояние отвечает владелец - юридическое лицо. Но если водитель не был оформлен на автопредприятии, то доказать, что он работал по чьему-то поручению, невозможно. Арутюнян может избежать ответственности только одним способом - доказать, что неисправность, приведшая к аварии, возникла неожиданно в момент движения и что обнаружить ее раньше он не мог. Автотехническая экспертиза должна дать ответ, были ли тормоза полностью исправны до поездки. Если они дышали на ладан, а потом «случайно» отказали, то виноват водитель, никаких сомнений.

В ТЕМУ

Не стоит делать из него героя

Адвокат Арутюняна сразу заявил: его подзащитный с самого начала принял решение завалить грузовик, чтобы не вылететь на трассу. Эдакий летчик, отводящий пылающий самолет от жилых кварталов. Но стоит побывать на месте аварии, как становится ясно: эта версия далека от истины. Крутой спуск перед перекрестком больше 300 метров. За время движения без тормозов завалить машину или съехать в кювет Арутюнян мог много раз. Однако он, набирая скорость, сворачивает на встречную и мчится до самого перекрестка. На видео, опубликованном на сайте kp.ru, видно, что Арутюнян крутанул руль влево, уже вылетев на перекресток. Он просто пытался избежать столкновения, не думая о том, что грузовик перевернется. Так что делать из Арутюняна героя, наверное, не стоит.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Собянин предложил выдворять из России мигрантов - нарушителей ПДД

Вчера Сергей Собянин выступил за ужесточение законов, касающихся пребывания мигрантов в России.

- Я внес на утверждение Мосгордумы поправки в Федеральный закон об усилении ответственности иностранных граждан за разные нарушения, в том числе и правил дорожного движения, - отметил врио мэра на заседании правительства столицы. - Предлагаю выдворять мигрантов, которые систематически нарушают наши законы. Это касается тех, кто более двух раз за год привлекался к административной ответственности.

По словам и. о. заместителя мэра Максима Ликсутова, предполагается, что за серьезные нарушения, например наезд на пешехода и выезд на встречную полосу, мигрантов будут выдворять из России сразу.

- Кроме того, предлагаю лишать водительских прав мигрантов, которые сядут за руль автобусов и грузовиков, не получив российского водительского удостоверения, - продолжил Сергей Собянин.

Как сообщил Максим Ликсутов, только за первое полугодие 2013 года за грубые нарушения на дорогах столицы гаишники изъяли около 40 тысяч прав у водителей-иностранцев. Эти документы по международным соглашениями отправляются в страну, которая их выдала. При этом нарушителя заносят в базу данных ГИБДД России, что не позволяет ему потом ездить в нашей стране.

Подготовила Светлана ВОЛКОВА.

Кадры столкновения рейсового автобуса с грузовиком в новой Москве.Грузовик разорвал надвое рейсовый автобус возле Подольска, погибли 18 человекАлександр БОЙКО

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также