2016-08-24T03:12:34+03:00
КП Беларусь

У наших детей и внуков не будет уроков физики и математики?

Педагогические вузы снова не набрали студентов на эти специальности
В этом году вузам не хватило абитуриентовВ этом году вузам не хватило абитуриентовФото: Виктор ДРАЧЕВ
Изменить размер текста:

Сегодня в 18-00 завершился приём документов на обучение за счёт бюджета в белорусские вузы. Результаты зачисления на физико-математические педагогические специальности белорусских вузов, по сути, стали катастрофой для нашей системы образования.

На физический факультет Минского педуниверситета подали заявления 29 человек при плане приема 85 (на бюджетное обучение). В прошлом году план приема на бюджетное обучение на этом факультете был 130 мест, подали заявление 85 человек. Из них за год отчислены больше 20. На математический факультет в этом году планировалось набрать 115 человек, документы подали 52. В прошлом году план приема на бюджетное обучение этого факультета был 135 мест, подали заявление 132 человека. Из них за год отчислены больше 20.

Кстати, из 29 человек, подавших в этом году заявление на физический факультет, у 11 сумма баллов меньше 160, а из 52 человек, подавших заявление на математический факультет, сумма баллов меньше 160 у 16 абитуриентов. С большой вероятностью можно утверждать, что эти студенты больше года в университете не проучатся.

Немного истории. С 2008 года, когда проходные баллы в пединституты значительно упали, я во всех своих выступлениях СМИ говорил о стремительном падении престижа учительской профессии и о том, что в педвузы идут в основном те, кого больше никуда не возьмут. Я считал, что это одна из основных проблем системы образования, и стремился привлечь к этой проблеме максимальное внимание. Добился я немногого - где-то с 2010 года низкие проходных баллах в педвузы (баллы тем временем продолжали падать) стали широко обсуждаться в статьях об образовании и на форумах. И даже некоторые чиновники в своих выступлениях обращали внимание на эту “небольшую” проблему.

Между тем, в 2011 году количественные изменения перешли в качественные. Впервые в истории педвузы не выполнили план приема студентов на обучение за счет бюджета. Несмотря на серьезные экономические проблемы, которые были у многих белорусов весной и летом 2011 года, они все равно предпочли платное обучение в любых других вузах бесплатному обучению в педвузах. Например, в Брестком университете набирали 9 человек на специальность “Белорусский язык. Английский язык”. Казалось бы - отличная возможность не тратить деньги на репетиторов и на платное обучение в Минском лингвистическом университете. Поступай, бесплатно отучись, два года отработай по распределению и ищи другую работу, где нужен английский язык, - отличный план! Так вот, на эту специальность подали документы 0 (ноль) человек. В 2012 году желающих поступить в педвузы стало еще меньше.

На осень 2012 года было анонсировано совещание руководителей системы образования, на котором предполагалось обсудить указанные проблемы. Чиновники высокого уровня предлагали рассмотреть вопросы повышения стипендий в педвузах, введения отсрочки от армии мужчинам, работающим учителями, специальных надбавок для молодых специалистов, введения каких-то льгот для всех учителей. Возможно, я что-то пропустил, но совещание, кажется, так и не состоялось. По крайней мере, я так и не нашел в прессе упоминания ни о самом совещании, ни о принятых на нем решениях.

Шокирующие результаты вступительной кампании на физико-математические специальности педвузов в этом году стали закономерным итогом печальной тенденции последних лет. Даже значительное повышение стоимости обучения в других вузах летом 2013 года не привело дополнительных абитуриентов в педвузы на бюджетное обучение по многим специальностям.

Я не берусь предположить, что нас ждет в 2014 году и что еще должно произойти, чтобы власти признали кризис в системе школьного образования? Очевидно только одно - необходимо официальное признание этого кризиса. Только в этом случае будет иметь смысл поиск ответа на вопрос “Что делать?”

В конце статьи хочу привести официальную статистику о подаче документов на физико-математические специальности педагогических вузов в этом учебном году. (Сведения о Минском педуниверситете приведены в начале статьи.)

В таблице приводятся данные только о бесплатном обучении за счёт бюджета.

Данные приводятся по состоянию на 15.00 25 июля 2013 г. Вряд ли эта таблица существенно изменилась за три последних часа подачи документов. По крайней мере, в минском педуниверситете за последние 3 часа документы подали 7 человек на физический факультет и 12 человек на математический.

ВУЗ

План приема

Подано заявлений от абитуриентов

Брестский государственный университет

Физика и информатика

20

8

Физика (научно-педагогическая деятельность)

15

3

Математика и информатика

43

21

Математика (научно-педагогическая деятельность)

10

0

Витебский государственный университет

Физика

25

9

Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)

25

10

Математика и информатика

23

13

Гомельский государственный университет

Математика (научно-педагогическая деятельность)

50

6

Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)

30

8

Физика (научно-педагогическая деятельность)

20

2

Физика (техническое творчество)

20

0

Гродненский государственный университет

Математика (научно-педагогическая деятельность). Прикладная математика (научно-производственная деятельность)

60

56

Физика (научно-педагогическая деятельность). Физика (производственная деятельность)

40

33

Мозырский государственный педагогический университет

Физика и информатика

15

0

Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность). Математическая физика

15

14

Математика и информатика

18

9

Могилевский государственный университет

Математика и информатика

29

7

Физика (научно-педагогическая деятельность)

29

4

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных