Премия Рунета-2020
Казань
+11°
Boom metrics
Общество12 августа 2013 8:00

Священный рэп: Чувашский «Охлобыстин» учит подростков любви и смирению речитативом

Максим Курленко несколько лет назад подался из ди-джеев в батюшки [фото+аудио]
Источник:kp.ru

Начал с паломничества, а сегодня он - председатель Епархиального отдела по работе с молодежью, настоятель храма Святителя Николая в поселке Сосновка и... автор альбома, записанного речитативом.

Рэп-композиции священнослужитель выкладывает в Сети на своей странице. У альбома уже появилось немало поклонников. А недавно прошел слух, что, мол, и проповедовать теперь начнут речитативом! Заинтригованная «Комсомолка» решила встретиться с креативным священником и всё подробно разузнать.

- Да вы что, службу я никогда не буду проводить в стиле рэп! Бабушки этого явно не поймут!.. - смеется отец Максим. - Но ведь издавна повелось, что священники выходили за ограду церкви, на паперть, рассказывая о таинствах, которые там происходят, чтобы люди узнали о них и пришли на причастие. Поэтому мой шаг - это своего рода миссионерская деятельность, попытка привлечь молодежь, вложив глубокий православный смысл в рэп-композиции.

СВЯТОЙ ДИ-ДЖЕЙ

Отец Максим записал целый альбом под творческим псевдонимом Nastoyatel. И получилось на удивление здорово. Впрочем, это не простая случайность: в миру Максим Курленко был ди-джеем на одной из радиостанций Екатеринбурга. Там он познакомился с музыкантами, с которыми впоследствии создал рэп-команду EK Playaz, стоявшую у истоков русского рэпа.

- В 2004 году я ушел из музыки, для меня открылось нечто новое: Господь коснулся меня своей благодатью, вся жизнь изменилась. Я переехал в Чувашию, но с ребятами продолжаю общаться, и друзей-рэперов у меня по-прежнему много, - рассказывает батюшка.

Конечно, из ди-джеев в священники отец Максим ушел не сразу. Духовный поиск сначала привел его в церковь, потом - в богословский институт. Но шаг за шагом, начиная с паломничества по святым местам и заканчивая божественными откровениями, бывший музыкант стал настоящим священнослужителем. Вновь заняться творчеством Максим Курленко решился спустя почти 10 лет. Некоторые тексты были уже написаны - что называется, в стол, да и прецеденты среди православных рок-музыкантов вдохновляли: протоиерей Олег Скобля из Питера и дьякон Николай Червон из Перми записывают очень серьезную и довольно популярную в определенных кругах патриотическую музыку. А вот рэп как-то был обойден стороной.

- Я подумал: а почему бы не наполнить субкультуру хип-хопа более глубоким смыслом? Ведь когда на Руси появилось православие, язычество не стали рубить на корню. Существующие обряды просто стали наполнять другим содержанием... Так же, я думаю, и сейчас: рэп, рожденный жесткими ритмами города, можно переосмыслить и сделать созидательным, - уверен священник.

ДИАЛОГИ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

Примеры такие есть: «Джи Вилкс», «Каста», «25/17», «Соль Земли» - все эти хип-хоп-команды отец Максим знает и признаёт, что ребята в своих треках стараются рассказывать о вечных ценностях. Почему бы и самому не попробовать? Ведь каждый священник должен быть миссионером и ему необходимо использовать свою харизму, чтобы проповедовать идеи Христа.

- Я думаю, что православие должно дать молодым людям, которые занимаются каким-либо творчеством, толчок, чтобы начать копать глубоко, осмысливать себя, этот мир, обращаться к опыту предков, - считает отец Максим. - Поэтому я не только читаю рэп, но и делаю передачи на радио и телевидении, в которых отвечаю на интересующие вопросы. Всё это - очень разные сферы деятельности, у них разная целевая аудитория, но смысл один: служение церкви и желание донести любовь Бога до каждого. А для этого нужно с каждым говорить на его языке.

И диалог удается: молодежь очень активно выражает одобрение альбому на страничке батюшки в социальной сети. Ведь в каждую песню, пусть и в очень сконцентрированном виде, вложена целая проповедь.

«Голова дуб дубом,

Любит ходить по клубам,

Искать себе супругу

И напиваться в хлам.

Рядом с домом храм,

Но он не был там:

«Пока, наверно, рано,

Я еще не стал старым…»

Прямых призывов в стиле: «А ну-ка все идите в церковь, аминь-алиллуйя!» - в текстах Максима Курленко нет. Основной упор делается на осмысление жизни и человека в этом мире.

ИНТЕРНЕТ В ПОМОЩЬ

Распространить альбом помог Интернет. Вместо того чтобы записывать диск в дорогущей студии, Максим Курленко просто выложил все песни на своей страничке. Как результат - почти восемьсот откликов, двести с лишним человек поделились этим альбомом со своими друзьями, а личные сообщения священника наполнены предложениями о совместной записи треков.

Такая популярность рэп-композиций отца Максима вызвана не только их диковинностью (еще бы, священник - и хип-хопом занимается!), но и достаточно профессиональным исполнением. И это при том что он записывает их прямо у себя дома - благо вся аппаратура есть.

- У меня были элементарные знания о том, как сводить звуковые дорожки. К тому же я просмотрел очень много обучающих программ в Интернете, чтобы делать музыку как можно более качественно, - признался батюшка. - С точки зрения звукорежиссера, наверно, всё довольно сыровато. Но мне был важнее сам посыл, который содержится в текстах: люди должны знать, что рядом с ними есть место, где они могут найти благодать и спокойствие.

«ВЛАДЫКА, БЛАГОСЛОВИТЕ РЭП ЧИТАТЬ!»

Разумеется, не обошлось без критики. Некоторые прихожане посчитали, что такие «вольности» для священника недопустимы, о чем и поспешили написать в комментариях к альбому: «А разве такое можно делать? Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Св. Церкви есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления духа Святаго и есть хула на Духа Святаго, которая не простится вовек. Так поступали и будут поступать все отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковию!» - возмущается Наталия Бушуева.

Однако, как утверждает отец Максим, никакого противоречия в его текстах со Священным Писанием нет. Есть лишь попытка показать, что верующие - это такие же люди, которые увлекаются современными субкультурами, могут быть в курсе последних веяний и уверенно пользоваться Интернетом. Но при этом еще и думать о более возвышенных вещах.

- Может быть, где-то я был неправ, ведь я не ходил за благословением к митрополиту, он человек консервативный. Не мог же я попросить: «Владыка, благословите меня рэп читать!», поэтому записал альбом на свой страх и риск... - смеется священник. - Если мое начальство скажет, что я переборщил и пора завязывать, - так тому и быть, послушание превыше всего. Но пока, общаясь с новыми людьми, которые добавляются ко мне в друзья, я понимаю, что это было сделано не зря.