2016-08-24T03:10:03+03:00

Скандал в Казанской школе: мальчиков - за парту, девочек - к плите

В престижный IT-лицей не взяли юных представительниц прекрасного пола
Поделиться:
Комментарии: comments302
Мусульманские нравы в лицее пришлись родителям девочек не по вкусуМусульманские нравы в лицее пришлись родителям девочек не по вкусуФото: архив КП
Изменить размер текста:

Конфликт разрешился в пользу традиционного восточного менталитета: высокие технологии посчитали исключительно мужским занятием...

ПРИШЛИСЬ НЕ КО ДВОРУ

- Когда мы позвонили в приемную комиссию, чтобы узнать результаты поступления, то там, едва услышав женскую фамилию, даже не дождались, когда мы назовем имя. Ответили: «Нет!» и бросили трубку, - вспоминая пережитое, семиклассница Влада Захарова, приехавшая в Казань из небольшого татарстанского села, едва не плачет. Она мечтала получить хорошее образование в столице республики, и были у нее для этого все шансы. Но кто-то решил, что желания девочки - мало.

Такая же участь постигла еще полсотни девочек, прошедших ни много ни мало целых три этапа тестирования.

Эта история началась год назад, когда в Казани открылся IT-лицей при Казанском (Приволжском) федеральном университете - распиаренное в СМИ учреждение для 300 одаренных детей 7 - 11-х классов. Чтобы попасть туда, ребятам нужно было пройти тестирование, но когда испытания уже были позади, лицейская администрация в одностороннем порядке заявила, что девочки в этом храме науки не нужны вовсе. И это несмотря на то, что они сдавали тесты, нервничали и «скрипели мозгами» наравне с мальчиками. Последнее утверждение даже получилось несколько натянутым, поскольку максимальный результат, показанный школьницами, составил 137 баллов, а лучший показатель ребят - 129... В итоге в IT-лицей взяли мальчишек, не набравших и 90 баллов, а вот 50 барышень, уровень знаний которых перевалил отметку в 96 баллов, остались «за бортом».

Узнав о порядках в лицее, девчонки поначалу расстроились, но сейчас нашли другое место учебы Фото: архив КП

Узнав о порядках в лицее, девчонки поначалу расстроились, но сейчас нашли другое место учебыФото: архив КП

Встречаемся с 13-летними Аделей и Владой, которые рассказывают, что известие о том, что в IT-лицее их не ждут, загнало их в ступор, - девочки были уверены, что сдали все тесты хорошо.

- В моем случае ситуация осложнялась тем, что я параллельно поступала сразу в несколько престижных лицеев Казани, - вспоминает пережитое Аделя Шайхисламова. - Но в итоге не стала сдавать заключительные экзамены в других школах, отдав предпочтение IT-лицею. А как иначе, ведь все, кто попал туда на этапе подготовки к тестированию, были буквально очарованы: с нами работали молодые педагоги, которые так интересно рассказывали и были открыты для каждого из нас, - мы просто заразились их энергией!

- Мы до последнего надеялись, что администрация поменяет свое решение, позволит нам начать учиться, но в этом году туда опять берут только мальчиков, - бабушка одной из абитуриенток, Людмила Гизатуллина, до сих пор поддерживает отношения с «товарищами по несчастью» - мамами непринятых в лицей девочек. - Руководство лицея сказало нам, родителям, что они решили перейти на однополую форму образования из-за того, что девочки показали слабые результаты. В ответ мы потребовали показать нам работы наших дочерей и объяснить, что в них не так, - нам тотчас заявили, что работы утеряны...

ЧТОБЫ НА ЮБКИ НЕ ОТВЛЕКАЛИСЬ...

Год назад, сразу же после того как пришло известие, что их дети старались зря, родители девочек составили жалобу и отправили ее в приемную Президента Татарстана и республиканскую прокуратуру. Последняя провела проверку и установила, что устроенный администрацией лицея «гендерный отбор» незаконен. Соответствующее представление было направлено ректору КФУ Ильшату Гафурову. После чего проректор по образовательной деятельности КФУ Рияз Минзарипов пообещал зачислить прошедших отбор школьниц по окончании первой четверти. Спустя месяц советник ректора КФУ по довузовскому, общему и педагогическому образованию Людмила Нугуманова говорила уже о другом: девочек возьмут, но в начале следующего года. И вот накануне нового учебного года руководство КФУ вновь заявляет о том, что юные представительницы прекрасного пола в IT-лицей не попадут.

- Девочкам мы предложили лицей имени Лобачевского, - сообщила «Комсомольской правде» Людмила Нугуманова. - Там будут те же дисциплины, к тому же само здание находится в центре города, а не на окраине, как в случае с IT-лицеем. Так что ни о какой дискриминации по половому признаку речи быть не может! Мировой опыт знает множество примеров успешных однополых учебных заведений.

Однако на вопрос нашего корреспондента, чем же продиктован окончательный выбор в пользу однополой формы обучения, проректор ответила, что не считает необходимым давать комментарии по этому поводу. Подобная реакция меня, признаюсь, удивила, к тому же от женщины. Понятно, что в университетской иерархии она - человек не первый и, естественно, подневольный, но неужели уважаемая проректор внутренне согласилась с тем, что там, где постигают науки мальчики, - девочкам не место?

Заметим, что предлагаемый несостоявшимся ученицам IT-лицея лицей имени Лобачевского сегодня переживает непростые времена раскола. На месте некогда автономного учебного заведения в результате конфликта, разделившего педагогический состав, появятся два - лицей с углубленным изучением отдельных предметов при КФУ и патронируемая казанской мэрией школа для интеллектуально-увлеченных детей «Солнце».

- Некоторые девочки будут учиться у нас, - рассказывает директор школы «Солнце» Павел Шмаков. - Честно говоря, сложившуюся ситуацию иначе как возмутительной я назвать не могу. Особенно если учесть, что кого-то эта ситуация просто сломала, и они отказались вновь поступать в какие-либо специализированные учебные заведения, несмотря на свои способности оставшись доучиваться в своих обычных школах. На мой взгляд, произошедшее - это предмет для разбирательства в Европейском суде по правам человека!

Павел Шмаков считает всю эту ситуацию возмутительной Фото: архив КП

Павел Шмаков считает всю эту ситуацию возмутительнойФото: архив КП

Пытаюсь беседовать с мальчишками-лицеистами. Ребята идут на контакт нелегко, и дело не в пресловутом страхе перед сетевыми мошенниками или педофилами - пацаны живо откликаются на предложение пообщаться с журналистом, но едва разговор заходит о поступавших год назад вместе с ними девочках, пытаются уйти от темы и завершить общение. А что делать, тема-то политическая, и чувствуют это не только взрослые...

- Без девочек скучно, - признался семиклассник Илья Дементьев. - Но привыкнуть можно. Больше ничего сказать не могу.

Более разговорчивым оказался восьмиклассник Марк Гизатуллин:

- Конечно, это нечестно, что они прошли экзамены, как и мы, а потом их просто не взяли. Без них, конечно, грустно, но бывают такие моменты, когда кажется - к лучшему, что их нет: можно повеселиться от души. В целом идея однополого обучения - правильная.

Когда я интересуюсь у Марка, в чем же, собственно, состоит правильность этой идеи, он после некоторой паузы отвечает:

- Например, мальчики не отвлекаются на девочек.

НЕ ВЫШЛИ МОЗГОМ?

К профессору кафедры неврологии и реабилитации, доктору медицинских наук Казанского государственного медицинского университета Елене Менделевич я пришел, чтобы попытаться понять мотивы решения университетского руководства: может, действительно, не стоит тратить усилия на обучение девушек высоким технологиям и их место у плиты?..

- Елена Геннадьевна, скажите честно, наука все-таки выявила, кто от природы умнее - мужчины или женщины?

- Все дискуссии, которые возникают на эту тему, строятся вокруг того, что объем мозга у женщин действительно на 100 - 150 граммов меньше, чем у мужчин. Но у мужчин, как мы знаем, крупнее всё - черепная коробка, кости... В этой связи своим студентам я всегда предлагаю весьма красноречивый пример: два выдающихся писателя - Иван Тургенев и Анатоль Франс. Вклад каждого из них в мировую литературу неоспорим. При этом Тургенев обладал поистине огромным мозгом, вес которого превышал два килограмма, а вес мозга Франса не дотягивал и до килограмма...

- Но, простите, речь в примере все-таки идет о мужчинах. А женщины же, как ни крути, все же послабее будут...

- Так вот, все дело как раз в том, что объем и размеры мозга никак не влияют на интеллект. Последний определяется деятельностью нейронов и скоростью процессов, протекающих между ними. Исследования доказали, что плотность нейронов головного мозга у женщин выше, чем у мужчин.

- То есть получается, что женщины...

- Нет, просто так происходит всё из-за того же объема мозга. У мужчины он больше, поэтому и плотность этих клеток меньше, у женщин - наоборот. Вот и выходит, что по показателям общего уровня интеллекта принципиальные различия между полами отсутствуют!

- Хотите сказать, что их нет совсем?

- В целом нет, но у каждого пола имеется предрасположенность к тем или иным видам интеллектуальной деятельности. Женщины более способны к локализации в пространстве, быстрому восприятию воображения, у нас лучше развиты вербальные способности - к суждениям, словесному изложению мыслей, идей. У мужчин превалирует пространственное мышление, математические способности. Но и здесь все далеко не так однозначно, как кажется, поскольку есть еще один показатель - гормональный уровень. Так, женщины, у которых уровень мужских гормонов - андрогенов чуть выше средней нормы, имеют склонность к точным наукам.

- То есть разумных оснований для того, чтобы не допускать девочек к обучению высоким технологиям, все-таки нет?

- Есть, конечно, американские исследования, которые показали, что большинство женщин, успешно занимавшихся наукой во время учебы, отучившись, оставляют ее. Но, извините, есть массовая тенденция, а есть - индивидуальности. Кто станет отрицать гений Марии Склодовской-Кюри или Софьи Ковалевской? И кто сможет дать гарантию, что из той казанской девушки, которая сейчас рвется за знаниями, в перспективе не вырастет лауреат Нобелевской премии? Теперь возвращаясь к мальчикам. Все мы знаем, как повсюду носятся с вундеркиндами, но статистика показывает, что гениями из них во взрослой жизни становятся лишь единицы. То есть кто может гарантировать, что средства, вложенные сегодня в обучение этих ребят, не будут потрачены впустую? Ставку следует делать не на массу посредственностей, а на единицу гениальности. И пол здесь совсем ни при чем.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Действительно, войти в новое тысячелетие при помощи старых методов - идея как минимум спорная. Однако любые идеи имеют право на существование до тех пор, пока они не наносят ущерб живым реальным людям. Ситуация в Казани осложняется еще и тем, что пострадали дети. И, конечно, можно пичкать представителей юного поколения последними научными достижениями, предоставлять к их услугам новейшие технические разработки, обучать их силами самых прогрессивных педагогов, строя далеко идущие планы. Но можно ли вырастить что-либо путное из детей, с малых лет потерявших веру в справедливость? И стоит ли, находясь в центре России, брать на вооружение принципы, более приемлемые для стран Арабского Востока - государств, которые успешно экспортируют нефть, но не вносят серьезного вклада в мировую науку? В то время как во всем остальном мире женщины наравне с мужчинами создают будущее...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Девушки-программисты гораздо профессиональнее парней!»

Для того чтобы выяснить, насколько женщины, работающие в сфере IT, востребованы в Татарстане на рынке труда, мы обратились к HR-специалисту (а попросту «продвинутому» кадровику) крупной компании, работающей по этому профилю, - Татьяне Выручаевой:

- Да, к женщинам-программистам у работодателей несколько предвзятое отношение. И если кандидат - парень и кандидат - девушка сдадут тест с одинаковым предварительным результатом, то выбор будет сделан все-таки в пользу молодого человека. Я знаю серьезные компании, работающие по аутсорсингу с крупными международными фирмами, где в этом направлении работают сплошь молодые люди. Мне кажется, что девушки начинают понимать это еще во время учебы и пытаются закрепиться в смежных специальностях, например в компьютерном дизайне. Поэтому, как оборотная сторона медали, не наблюдается массового наплыва представительниц прекрасного пола в эту профессию. Но давайте вспомним, что в девятнадцатом веке профессия врача была исключительно мужским делом. На сегодняшний день в Казани есть девушки-программисты, чей профессиональный статус выше и получают они гораздо больше своих коллег-парней.

КОМПЕТЕНТНО

Татарстанский исламовед Раис Сулейманов считает, что действия руководства Казанского федерального университета в отношении курируемого президентом республики лицея обусловлены экономическими, политическими и религиозными мотивами:

- Совсем недавно, выступая на Международном инвестиционном форуме в Дубаи (ОАЭ), Президент Татарстана Рустам Минниханов назвал республику «мусульманским регионом». Все мы знаем, какой видится роль женщины в традиционном мусульманском мировоззрении - матери, хранительницы очага, но никак не ученого, занимающегося «мужским делом». Так что вполне можно предположить, что IT-лицей станет площадкой для воспитания новой интеллектуальной религиозно-ориентированной элиты Татарстана.

Схожий взгляд на истинные причины произошедшей скандальной истории и у председателя совета директоров Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), профессора социологии, заведующего кафедрой конфликтологии Казанского национального исследовательского университета Александра Салагаева:

- Сейчас элита Татарстана усиленно позиционирует наш регион как мусульманский. Универсиада скоро пройдет, серьезных вливаний из федерального бюджета республике ждать больше не придется, поэтому она и пытается переориентироваться на инвестиции из богатых мусульманских стран, таких как Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Но как известно, вышеназванные государства вкладывают деньги исключительно в единоверцев. Поэтому нужно создать видимость небольшой мусульманской страны внутри России... Для этого делается все возможное: в Казани проводятся съезды исламских банкиров, слеты мусульманской молодежи, проходят фестивали мусульманского кино и мусульманской моды, работают мусульманские такси и мусульманские парикмахеры, магазины с продукцией халяль буквально на каждом углу. Думаю, что и ситуация с IT-лицеем - явление подобного порядка. Привезут туда, например, какого-нибудь потенциального инвестора из богатой мусульманской страны, а там все как положено - никаких девочек...

СПРАВКА «КП»

Женщины-ученые, изменившие мир

Любые доводы о том, что женщины и наука несовместимы, опровергает сама госпожа мировая история. Она показывает, что дамы умудрялись добиваться успехов на научном поприще даже в те времена, когда общество было резко настроено против того, чтобы они занимались этим «мужским делом».

Теания (600 лет до РХ) - еще в юности стала единственной девушкой, которую приняли в знаменитую школу Пифагора. Учитель влюбился в смышленую барышню и сделал ее своей женой; после его смерти она возглавила осиротевшую школу и руководила ею на протяжении двадцати лет. Оставила после себя работы, связанные с Золотым сечением (занималась поиском формулы Золотого прямоугольника).

Софья Ковалевская (1850 - 1891) - русский математик. Занималась исследованиями в области теории вращения твердого тела. Доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение. В 1889 году получила Большую премию Парижской академии за исследование о вращении тяжелого несимметричного волчка. Также занималась литературным творчеством.

Мария Склодовская-Кюри (1867 - 1934) - физик, химик, педагог, общественный деятель. Стала первой женщиной-преподавателем Сорбонны. Дважды получала Нобелевскую премию - по физике (1903) и по химии (1911). Вместе с мужем - Пьером Кюри открыла элементы радий и полоний. После его смерти ей удалось выделить чистый металлический радий. Во время Первой мировой войны обучала военных медиков применению радиологии.

Зинаида Ермольева (1898 - 1974) - отечественный ученый-микробиолог и эпидемиолог. Изучала холеру, открыла светящийся холероподобный вибрион, который был назван в ее честь. Впервые в СССР получила такие антибиотики, как пенициллин (впоследствии участвовала в организации его промышленного производства), стрептомицин и интерферон. Организовала первую в нашей стране лабораторию биохимии микробов. В своих опытах была отчаянно смелой, в частности сама себя заразила холерой - и затем излечила.

 
Читайте также