Общество29 августа 2013 17:30

«Школа под парусами»: курс молодого моряка

Наш корреспондент собирается в плаванье вокруг Европы на баркентине «Погория» вместе польско-российской командой школьников
Подготовка к большому путешествию

Подготовка к большому путешествию

Скоро новый год. Учебный, правда, но все равно новый. Родители давно уже позаботились насчет учебников, тетрадей, циркулей там всяких, дневников. Приодели своих чадушек, приготовили к школе, а они, понимаете ли, безо всякого восторга считают оставшиеся дни лета красного, когда еще можно и попеть, и поплясать, и еще много чего. Почему-то я их прекрасно понимаю — летние каникулы хоть и втрое длиннее обычного отпуска, но и их постоянно «маловато будет» — конец цитаты.

Среди великого сонма тех, кто первого сентября без особого восторга отстоит линейку Дня знаний и разбредется по кабинетам пробовать за зуб гранит науки из осенней коллекции 2013 года, есть, как минимум, 32 исключения. Шестнадцать польских и столько же из российского Калининграда. Вместо школьных рюкзаков и сумок они собрали чудовищного размера баулы со всем необходимым для двухмесячного похода под парусами. Вокруг Европы. С посещением десятка городов в разных странах. С вахтами, штормами и прочей романтикой круиза на красивой трехмачтовой баркентине «Погория». И даже с учителями, которые оказались вполне ожидаемым элементом системы «все включено» - как-никак всю первую четверть придется промотаться по морям, по волнам, а девятый класс - все первый выпускной. И вот эти счастливчики поднялись на борт судна: я еще почти никого не знаю, но сразу видно, что в комплекте — полный спектр человеческих характеров, темпераментов и взглядов на жизнь. Одни деловито осваиваются на новом месте (спать лучше на верхней койке — там меньше укачивает, впрочем, во время крепкого шторма бывало, что спящий сверу на левом борту перелетал на спящего справа), другие о чем-то оживленно говорят по телефону (судя по жестикуляции и голосовым модуляциям, звонят не иначе как с Марса), третьи равнодушно уселись на лавочк... (зачеркнуто) ...уселись на баночку на юте, словно родились на борту парусника, четвертые уже дергают за рукав («а вы чё, английскому будете нас учить, да? и пишете про нас? И по телеку покажете? клёво! А не можете погуглить, чё мне делать, если телефон показывает грустный смайлик?») В общем, начало мне категорически нравится.

...Опаньки. Капитан по громкой связи зовет всех в учебный класс. Пока прервусь, а при первой возможности познакомлю вас поподробнее с парусником, его капитаном, командой, напишу, откуда вообще взялась идея школы под парусами, и что за ребята принимают в ней участие. Чем кормит нас судовой кок, что страшнее всего на борту парусника и почему Володька не собирается сбривать усы. И еще много чего напишу! Дабы скрасить ожидание нового поста, добавлю сюда еще несколько фото.

Вот и ребята-девчата-калининградцы приехали. Без родителей - обнимашки перед дальним путешествием будут в день отправки.

Вот и ребята-девчата-калининградцы приехали. Без родителей - обнимашки перед дальним путешествием будут в день отправки.

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР

Ну вот, я снова на связи. Сегодня был изрядно насыщенный день, но начну все-таки с некоторой ретроспективы нашего пребывания на «Погории». Команда старших участников походя собралась на пару дней раньше пятнадцатилетних. Ну, понятное дело: подготовить судно, уточнить обязанности и все такое.

Помимо капитана на борту, конечно, есть и другие профессиональные моряки. Механик, например. Нет, судно-то, конечно, парусное, но весь день тарахтит генератор для того, чтобы работала система кондиционирования, плита на камбузе и вообще «да будет свет». Есть на «Погории» и ходовая машина, но капитан категорически против ее использования в походе: ежели идем под парусами - так под парусами. Разве что при швартовке придется воспользоваться для экономии сил экипажа — лавировать на большом паруснике непросто.

Так, идем дальше. Есть инженер. Который нам сразу сказал, мол, под душем долго не стойте, потому что запасы пресной воды пополняться будут только в портах, где мы остановимся. К чему капитан добавил: «а вот в гальюне нажимайте на слив не менее 15 секунд и не бросайте в унитаз даже туалетную бумагу — иначе может забиться, и все ЭТО всплывет. В гальюн должно выйти только то, что несколькими часами раньше вошло в вас». Понятно, что в гальюне циркулирует забортная вода, которую можно не экономить.

Конечно, не бывает корабля без боцмана. Все хозяйство на палубе, в подсобках — его вотчина. Большую часть которой нужно регулярно драить. Никуда не денешься. Если нужно что-нибудь найти — ну, например, понадобится кому-нибудь в походе балетная пачка и пуанты — нужно обратиться к боцману. Может и найтись. А ещё боцманы, как правило, знают наибольшее количество способов вязания морских узлов. И правильно — чтобы ненароком не смыло за борт корабельное добро.

...Ну вот, опять я нужен, опять зовут на шканцы. Так и не успел поведать вам про сегодняшний день, да и про команду недорассказал. Исправлюсь! А пока посмотрите очередную серию фото.

Как я и говорил, сумки получились очень внушительные. Думаю, не нужно уточнять, что багаж девчонок почти вдвое больше, чем у ребят - и ведь ещё не все любимые футболки взяли.

Как я и говорил, сумки получились очень внушительные. Думаю, не нужно уточнять, что багаж девчонок почти вдвое больше, чем у ребят - и ведь ещё не все любимые футболки взяли.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Не знаю, зачем это пишу. Накатило что ли. В общем, считайте это лирическим отступлением. Или даже исступлением.

Меня до сих пор не покидает ощущение, что я занял чье-то место. Ведь этот кто-то в детстве грезил морями, понимаете ли, штормами, всякими там Бискайскими заливами и Гибралтарами. Тысячу раз он представлял, как весь из себя бесстрашный стоит за штурвалом парусника, мужественно насупив брови и подставив лицо разбушевавшейся стихии. И вдруг — тресь! - его заветная мечта внезапно сбывается для человека, который тоже когда-то грезил, но чем-то диаметрально противоположным. Рассказать? В нежном тринадцатилетнем возрасте он видел потолок высоты собственного полета в том, чтобы стать СВАРЩИКОМ. Не более и не менее. Точнее, газосварщиком. И ведь как неловко получится, если тот самый романтический мечтатель в конечном итоге варит теперь трубы в каком-нибудь ЖЭКе, а я вместо него буду втягивать живот и выпячивать челюсть у штурвала. Не обижайся на меня, ладно? Ты ведь тоже мою мечту осуществил. Вспомни сам — уважающий себя пятнадцатилетний мужчина нашего детства прекрасно знал, как изготовить рогатку, самострел, лук, меч, копье и еще многое из того, до чего до сих пор не доперли всякие там компьютерные Heroes Of Might And Magic энд иже с ними. А что лучше всего было бабахать во время наших несколько предосудительных игр? Правильно. Карбид, коим в достатке располагали те самые дяденьки, которые с матерками, перегарчиком и ленцой варили те самые пресловутые трубы. Вот то-то и оно. А вы говорите «космона-а-а-авты», «капитаны дальнего пла-а-а-авания»...

КУРС МОЛОДОГО МОРЯКА

Нетрудно догадаться, что перед дальним морским походом, в котором роль команды выполняют сугубо сухопутные энтузиасты без капли опыта, нужно как минимум научить желторотиков хотя бы базовым приемам. А то даст вахтенный офицер команду «свистать всех наверх», а вахтенный матрос исполнит на губах «Вечернюю серенаду» Шуберта или вообще выяснится, что он свистеть не умеет. Сначала, понятное дело, занялись подготовкой учителей — особенно тех, кто впервые выходит в море (ваш покорный слуга — в их числе).

Обустроились очень быстро. Вот с этих самых коек можно очень интересно свалиться во время шторма. Прецеденты были, пострадавших - конечно, нет.

Обустроились очень быстро. Вот с этих самых коек можно очень интересно свалиться во время шторма. Прецеденты были, пострадавших - конечно, нет.

Нет, если серьезно, шутить как-то уже не очень хочется. Представьте себе такую историю: корабль оснащен тремя мачтами, у каждой из которых есть свое название. Ну что ж, запоминаемо. Каждая мачта состоит из нескольких элементов, у каждого из которых есть свое название. Уяснили. На этих элементах мачты могут нести полтора десятка парусов, у каждого из которых есть свое название. Тоже можно осилить. Но все паруса, весь рангоут крепится или управляется таким количеством канатов, веревок, веревочек и шнурков, что в глазах рябит. И У КАЖДОГО ИЗ ЕСТЬ СВОЕ НАЗВАНИЕ. Не будет же капитан командовать: «тяните что есть мочи веревку, которая прикреплена к правому концу пятой сверху перекладине на первой по счёту мачте, а левую точно такую же веревку ослабляйте!» Он просто даст команду брасопить бом-брам-рею. Такие дела.

...А еще морские узлы. Чем они отличаются от привычного «бантика»? Во-первых, хорошо держат, а многие еще и самозатягивающиеся. Во-вторых, их просто развязать. Вот купил ты 300 граммов конфет в магазине, а продавец взяла да и завязала пакет на обычный узел. Крепенько так. Есть люди, которые будут этот узел мучительно развязывать. Есть последователи Гордия, который, как известно, проблему затянутого узла разрешил очень просто: хватил по нему мечом — и вся недолга. А был бы этот узел слезневым (им завязывают слезни, которые удерживают на рее спущенный парус) — достаточно было бы просто «потянуть за веревочку». Иными словами, многие морские узлы развязываются молниеносно, хотя и хорошо держат то, что призваны держать. Вот и их мы тоже вязали. Многие показались весьма мудреными. Лично у меня манипуляторы запутались, головной микропроцессор начал давать сбои, а оперативная память иссякла. Вечером выходил на палубу позаниматься дополнительно. Дело потихоньку пошло. Кстати, у девчат-учителей очень неплохо получается. Две из них из Польши — Эва и Магда. Как-то вот даже не было времени спросить, что они будут преподавать. Россиянка Екатерина — учитель русского и литературы. Все усиленно готовятся к предстоящим вахтам — как-никак мы будем помощниками вахтенных офицеров.

За сим прервусь — на юте «Погории», где я уединился с ноутбуком, стало прохладно, ветерок посвежел, да и спать пора — подъем тут у нас в семь утра, а на часах уже полночь. Утром добавлю к написанному фотоиллюстрации и отправлю вам. Спокойной ночи!

«Школа под парусами»: 15-летние мореплаватели обогнут Европу
Корреспондент «Комсомолки» выйдет в море, вместе с подростковой польско-российской командой

Смотрите фоторепортаж «Школа под парусами»: вокруг Европы на баркентине «Погория»

Смотрите фоторепортаж «Школа под парусами»: вокруг Европы на баркентине «Погория»