2016-08-24T03:09:43+03:00

«Пробиться в другое пространство»

С 28 августа по 2 сентября в Смоленске гостит театр Вахтангова. Вечные истории любви, смоленская публика, мифы и межнациональное искусство – вот лишь немногое из того, о чем удалось поговорить во время встречи участников труппы с журналистами
Поделиться:
Комментарии: comments2
В Смоленске проходят гастроли театра Вахтангова. Сцена из спектакля «Анна Каренина».В Смоленске проходят гастроли театра Вахтангова. Сцена из спектакля «Анна Каренина».Фото: Илья СКОВОРОДИН
Изменить размер текста:

Два концерта симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в рамках в рамках Пасхального фестиваля в начале мая, приезд знаменитого скрипача Дмитрия Когана в конце июня… Еще одним ярким культурным событием юбилейного года в Смоленске – теперь уже на рубеже лета и осени - стали гастроли театра Вахтангова. Гастроли проходят на двух площадках. Малая сцена смоленского драматического оказалась слишком тесной для вахтанговцев, поэтому решено было сыграть три спектакля в Смоленском Камерном театре.

Кто убил Анну Каренину? Свой визит на главной сцене региона труппа начала с показа «Анны Карениной» в постановке режиссера и балетмейстера Анжелики Холиной.

«Наша трактовка ничем не отличается от сюжета, рассказанного классиком русской литературы. Ключ к нашему прочтению этой истории – то, что мы переложили ее на язык пластики, танца», - заметила на пресс-конференции создательница спектакля. Это оказалось и так, и не так. Кроме бури эмоций и впечатлений, которую передали зрителям артисты за два с лишним часа завораживающего сценического действа, публику ждал неожиданный и пронзительный финал. Анну Каренину (героиню Ольги Лерман) убивает не поезд. Ритм колес выстукивают каблуками и стульями сами персонажи. Они - жестокие зрители, приближающие неотвратимый конец пути, она - исчезает во мраке сцены под страшный нарастающий стук, создаваемый единым человеческим (или уже нечеловеческим?) механизмом.

Сюжет «Анны Карениной» вахтанговцы пересказали языком танца. Фото: Илья СКОВОРОДИН

Сюжет «Анны Карениной» вахтанговцы пересказали языком танца.Фото: Илья СКОВОРОДИН

Пластический спектакль Анжелики Холиной смоляне увидели дважды – 28 и 29 августа, оба показа прошли с неизменным успехом и при полном аншлаге. (ФОТОГАЛЕРЕЯ) Взаимопонимание гостей и публики чувствовалось и в другие гастрольные вечера. «Говорят, что наши зрители испорчены и хотят только веселья, но это не так, - заметил в беседе с журналистами народный артист РФ Евгений Князев, сыгравший Каренина в спектакле Холиной. - В репертуаре нашего театра наиболее любимы публикой отнюдь не комедии - «Евгений Онегин», «Дядюшкин сон», «Медея». Несколько комедий у нас есть, но мы не стремимся угождать зрителю и бесконечно его веселить. Но залы всегда полны, потому что люди хотят соприкоснуться с тем, что воздействует на их сердце, душу и разум. Это же я могу сказать и о вашей публике. Смоленский зритель - внимательный, открытый и желающий увидеть серьезное и хорошее. И что самое приятное - аплодисментов здесь нам досталось гораздо больше, чем в других городах».

Медея и тихая осень

Впечатлениями о Смоленске и смолянах поделилась актриса театра и кино Юлия Рутберг: «Я впервые в Смоленске. Чистый, красивый город, переживающий реконструкцию. Удивило количество церквей, монастырей, ваши холмы, понравились уютные дворы в центре, лавочки и кафе со всякими вкусностями, ваш «арбат» (улица Ленина – авт.) - по нему мы тоже гуляли, красивый парк... У вас очень доброжелательные люди. Я спросила у прохожих, где продаются керамические магниты, так эти мальчик и девочка полтора часа ходили со мной по Смоленску, искали эти самые магниты – мы их нашли! Люди на улицах отзывчивые, а публика… очень взволнованная. Это первая встреча со смоленским зрителем, и у нас прекрасное настроение после такого теплого приема. Знаете, здесь какая-то особенная осень, тихая, никто никуда не бежит, как в Москве, - мы попали в необычную атмосферу. И конечно, когда мы вернемся в столицу, будет совсем по-другому…»

Юлия Рутберг запомнилась смолянам по спектаклю по пьесе Жака Ануя «Медея», который прошел на сцене Камерного, в то время как в драматическом театре давали «Анну Каренину».

«Медея»: любовь как миф и огромное испытание. Сцена из спектакля.

«Медея»: любовь как миф и огромное испытание. Сцена из спектакля.

«Царь Эдип для актера, а Медея для актрисы – это своего рода мерило того, что представляет собой человек в профессии, поэтому браться за такие вещи всегда сложно, - призналась исполнительница главной роли. - Нам хотелось рассказать вечную историю каких-то особых человеческих отношений. Дело в том, что любовь, которую сегодня показывают по телевизору – это какие-то бытовые сценки. Мы же думаем, что любовь, с одной стороны, это Божий дар человеку, с другой – огромное испытание. Мы оттолкнулись от того, что история Медеи и Ясона стала мифом – а ведь немногие истории любви смогли пройти через тысячелетия. Почему именно Ануй? Я думаю, потому, что именно оказал огромную услугу актерам и театру со времен второй мировой войны, когда появилась экзистенциальная драма, и когда он перевел Орфея, Эвридику и Медею с котурн. Сегодня сделать, чтобы люди плакали, молчали, переживали, чтобы у них замирало сердце при игре актера на котурнах, практически невозможно - во всяком случае, я бы за это не взялась. Есть великолепная актриса Алла Сергеевна Демидова, которая играла Федру. Но это театр, который, на мой взгляд, имеет отношение к слуху и зрению. А мне хотелось пробиться в другое, более глубокое пространство». Режиссер спектакля Михаил Цитриняк обозначил две главные темы постановки: трагическое непонимание друг другом людей разных культур и разрушение любви: «Когда расстаются два человека, рушится мир. Думаю, каждый, сидящий в этом зале, такое испытал. Мир приходится выстраивать заново…»

«Мы искали добрую пьесу и нашли…»

«Окаемовы дни» - история о том, как бесценны нежность, привязанность, любовь. Спектакль поставлен к юбилею Владимира Этуша.

«Окаемовы дни» - история о том, как бесценны нежность, привязанность, любовь. Спектакль поставлен к юбилею Владимира Этуша.

Пожалуй, самым ярким эпизодом вахтанговских гастролей для смолян стал приезд корифея театра и кино, фронтовика, заслуженного артиста Советского Союза, любимого миллионами зрителей Владимира Этуша. Несмотря на возраст (в этом году Владимиру Абрамовичу исполнилось 90 лет) он продолжает играть на сцене и бывать на гастролях. Спектакль «Окаемовы дни» по мотивам лирической комедии Александра Афиногенова, где Владимир Этуш сыграл главную роль – погруженного в мир науки профессора Окаемова, поставили в мае 2013 года к юбилею артиста. «Текст мы немного изменили, но главное сохранили, - рассказал Владимир Абрамович журналистам. - «Машенька» (так в оригинале называется пьеса) – это добрая история, отвечающая чаяниям зрителей. Сейчас постановки в театрах не всегда добрые, много злых, разрушающих. А мы искали добрую пьесу – и нашли. И получился спектакль о человечески днях…»

А у Афиногенова артист увидел очень важную нравственную проблему: «В современном мире, переполненном информацией, прогрессом, техникой – уходит простое человеческое общение. Захотелось рассказать, как люди находят в общении внимание, поддержку, как теплеют сердца и как бесценны нежность, дружба, привязанность, любовь».

Кстати, Смоленск стал первым из регионов, зрители которого посетили этот спектакль с блестящим мастером в главной роли.

Не менее интересны «Последние луны» в постановке Римуса Туминаса, где играют Василий Лановой, Ирина Купченко, Сергей Юшкевич, Олег Макаров. Гастроли на большой сцене 1 сентября завершает «Посвящение Еве» - спектакль в постановке Сергея Яшина, с неизменным успехом идущий на сцене театра Вахтангова уже 13 лет.

Василий Лановой и Евгений Князев в спектакле «Посвящение Еве».

Василий Лановой и Евгений Князев в спектакле «Посвящение Еве».

Вечера выходных 31 августа и 1 сентября для зрителей Камерного театра проходят под знаком творческого союза режиссера Владимира Иванова и актеров Елены и Александра Михайловых. В субботу, 31 августа, артисты играют здесь спектакль-концерт «Тихая моя родина» составленный из песен на стихи поэтов Серебряного века, а воскресенье, 1 сентября, - «Матренин двор» по одноименному рассказу Александра Солженицына.

Сцена из спектакля «Тихая моя родина».

Сцена из спектакля «Тихая моя родина».

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также