Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество25 сентября 2017 22:00

Ради спасения летчиц разбили два самолета

79 лет назад женский экипаж установил мировой рекорд по дальности перелета
Экипаж «Родины» (слева направо): пилот Полина Осипенко (31 год), командир Валентина Гризодубова (28 лет), штурман Марина Раскова (26 лет).

Экипаж «Родины» (слева направо): пилот Полина Осипенко (31 год), командир Валентина Гризодубова (28 лет), штурман Марина Раскова (26 лет).

В 1938 году его задумала Валентина Гризодубова - отчаянно смелая летчица, обладательница пяти мировых достижений, депутат Верховного Совета и просто красавица. Трасса перелета - Москва - Хабаровск. Ни одна женщина в мире на такое расстояние не отваживалась отправиться.

Вторым пилотом она избрала тоже мировую рекордсменку - Полину Осипенко. А вот штурмана ей назначил НКВД: прислал своего старлея Марину Раскову. Предложение, от которого нельзя отказаться.

Времени из-за погодных условий на трассе оставалось в обрез. Авиастроители первым делом доводили опытный самолет. Ну а девушки? А девушки - на потом отложили все... Начальник штаба перелета Антонов и конструктор Сухой даже накатали «телегу»: «Докладываем, что экипаж тов. Гризодубовой систематически не выдерживает им же установленный распорядок рабочего дня и расписание занятий… Первые два занятия не состоялись из-за неявки экипажа, а по метеообстановке занималась одна тов. Гризодубова…» Пришлось их деликатно одернуть «сверху».

Но вот все готово как будто. Самолет ДБ-2 «Родина» на старте Щелковского аэродрома. Его вес - 12,5 тонны. Полет будет проходить на высоте 4000 м, скорость -

233 км/час, дальность - 6700 км, время в пути - 28,8 часа. Это при благоприятных условиях.

24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут Гризодубова подняла самолет в воздух.

В полете

Вначале все шло отлично. Радиограмма № 7, переданная Расковой, гласила: «В 16.06 прошли Иртыш. Высота полета 4000 м». И вдруг через два часа неожиданное: «Пеленгуйте меня, сообщите… местонахождение… Срочно!..» Москва серьезно забеспокоилась.

Оказалось, что, перелетев Иртыш, девушки попали в густую облачность. Машина обледенела. Расход горючего резко увеличился. Тем не менее через 26 часов полета самолет вывели к Охотскому морю и скорректировали курс. И вдруг на приборной доске загорается красная лампочка: горючее на исходе. Ясно, что до Хабаровска не дотянуть. Под крылом - сплошная тайга.

Гризодубова приказывает покинуть самолет. Раскова прыгает, Осипенко - мешкает…

И тут командир увидела лоскуток чистой земли и снайперски точно посадила тяжелый самолет на болото!

О судьбе Расковой, само собой, ничего не известно.

Долгие поиски. Лишние слезы

Сталин приказал найти пропавший самолет немедленно! Но только через девять суток - 3 октября - их обнаружил летчик Михаил Сахаров. Уже уходя из района поисков, заметил в болоте большой самолет, а возле него две фигурки, размахивающие куполами раскрытых парашютов.

Сбросили записку: «Прилетим снова завтра» - с тем на радостях и повернул обратно. А в Хабаровске не поверили: совершенно непонятно, как «Родина» оказалась так далеко от маршрута. Но началась великая лихорадка, завершившаяся трагедией.

Всей операцией по поиску и спасению отважных летчиц руководили двое: флаг-штурман ВВС СССР А. Бряндинский и комдив Я. Сорокин - оба люди бывалые, решительные. Даже слишком...

Комдив приказал Сахарову лететь вместе с ним - кто лучше дорогу покажет. Но летчик отказался. Напрямую комдиву он не подчинялся и что-то в поспешности его насторожило. Тем самым он спас себе жизнь.

Бряндинский, взяв без спросу самолет командующего армией Ивана Конева с командой парашютистов, вылетел к месту вынужденной посадки. С Сорокиным тоже полетело много народу: врач, 14 десантников, спортивные комиссары, чтобы составить акт о мировом достижении женского экипажа.

Два тяжелых самолета долго не могли найти «Родину» и хаотично кружили в предполагаемом районе. Пока «Дуглас» Бряндинского не ударил крылом по хвосту самолета Сорокина. Обе мащины рухнули в тайгу.

Теперь пришлось проводить уже две спасательные операции. И снова основным источником сведений был Сахаров.

Через несколько дней Гризодубову и Осипенко вывели из лесов. На десятые сутки нашлась и заплутавшая Раскова. Истощала жутко. Но выжила - в глухой тайге, полной голодного зверья. С одним пистолетом и шоколадкой.

Из Москвы в Хабаровск в адрес отважного экипажа пришла телеграмма: «Поздравляем вас с блестящим выполнением перелета! Ваша отвага, хладнокровие и высокое летное мастерство, проявленные в труднейших условиях пути и посадки, вызывают восхищение всего советского народа». О катастрофе и неудачах в газетах предпочли не упоминать.

Что было потом?

Потом - вселенская слава, портреты во всех газетах, поздравительные речи с самых высоких трибун, заслуженные ордена, Звезды Героев Советского Союза.

Судьбы их сложились по-разному. Полина Осипенко разбилась в 1939 году во время тренировочного полета. При ясной погоде, днем.

Марина Раскова погибла в 1943 году и тоже в полете. Она формировала женские боевые полки.

Валентина Гризодубова пережила своих подруг. И слава ее, как о человеке, помогавшем попавшим в беду, жива до сих пор. Выручила она и летчика Михаила Сахарова, который в свое время спасал ее.

Сахаров был сбит, попал к немцам. Бежал шесть раз, а после войны, как водится для тех, кто в плену побывал, отправился на нары. Гризодубова нашла его и добилась освобождения. Также вызволила и других пилотов, бежавших из плена к партизанам, - их она вывезла на Большую землю. И билась потом ради них с самим Берия. Тот даже жаловался Сталину: мол, пригрозила Гризодубова, что если чекисты не отстанут, то отвезет пилотов обратно к партизанам.

Сталин посмеялся и велел делать так, как требует Герой Советского Союза.

Материал из «КП» от 9 октября 1938 года

«КЕРБИ – Москва»

Валентина Гризодубова докладывает по прямому проводу о полете и посадке самолета «Родина».

Керби, 8 октября, 3 часа по местному времени. (Молния от наш. корр.).

Эти строки я пишу под впечатлением только что закончившейся встречи героического экипажа «Родины». Сейчас над нашим селением стоит лунная ночь. На площади, где состоялся митинг, еще горят электрические фонари. Здания украшены флагами.

Мы все с огромным нетерпением ждали прибытия дорогих гостей. Вот пришла весть о том, что экипаж «Родины» спустился вместе с сопровождающими его людьми вниз по реке «Амгунь» к катеру «Дальневосточник». Вот нам сообщили, что катер «Дальневосточник» уже прибыл в стойбище Каменка, которое находится в 40 километрах вверх по течению от Керби.

21 час 50 минут по местному времени… У пристани собралось свыше тысячи трудящихся Керби, с нетерпением ожидавших гостей. В колоннах царит веселое оживление. Реют знамена. В свете электрических фонарей поблескивают яркие приветственные лозунги. Любовно оформлены портреты руководителей партии и правительства. Где-то слышатся звуки баяна. Это жизнерадостная, веселая молодежь организует танцы. Во всех колоннах слышатся веселые песни.

Вдруг из-за поворота реки Амгунь показался «Дальневосточник». Громкое «ура» оглашает берег реки. Катер подходит к пристани. В воздухе звучат долго не смолкающие приветственные лозунги. Встречающие заботливо усаживают экипаж «Родины» в автомобиль. Автомобиль подъезжает к трибуне. Начинается митинг.

Член райкома ВКП(б) тов. Жигарев предоставляет приветственное слово представителю обкома ВЛКСМ тов. Сапрыкиной. Тов. Сапрыкина говорит о подвиге доблестных патриоток. Она поздравляет летчиц с успешным завершением перелета.

- Слово предоставляется командиру самолета «Родина» тов. Гризодубовой…

На площади воцаряется тишина. Все с огромным вниманием прислушиваются к речи героической летчицы. Тов. Гризодубова благодарит трудящихся Кербинского района за ту помощь, которую они оказали экипажу самолета «Родина». С горячей любовью она произносит имя товарища Сталина, который вдохновил экипаж на героический подвиг и проявил отеческую заботу о нем. Тов. Гризодубова говорит далее о родине, которой летчицы преданы до последней капли крови.

- Когда мы жили в тайге, мы не страшились никаких опасностей – мы знали, что мы не одни, что с нами весь многонациональный советский народ…

Тов. Гризодубова подчеркивает силу единства советского народа, его мобилизационную готовность. Выражением этой готовности, в частности, является перелет, завершенный летчицами.

Этот перелет показал, что мы, советские летчицы, так же как и летчики, готовы в любую минуту стать на защиту родины. Мы будем бить всех, кто попытается напасть на советский народ так же, как били зарвавшихся самураев бойцы доблестной Красной Армии у озера Хасан.

Это заявление командира самолета «Родина» было встречено громовой овацией. Митинг закончен. Летчицы отправляются на отдых в предоставленное им комфортабельное помещение в лучшем здании нашего селения. Но перед тем, как лечь спать, тов. Гризодубова отправляется на телеграф, чтобы поскорее передать партии и правительству рапорт о завершении перелета.

В пути мы беседуем с нею о том, как отважные летчицы жили в тайге. С присущей всем советским героям скромностью тов. Гризодубова не говорит о себе. Она говорит только о Марине Расковой:

- Когда Раскова спустилась с парашютом, у нее было 18 патронов и полторы плитки шоколада. Вот этим шоколадом она и питалась с 25 сентября по 4 октября…

В аппаратной телеграфа царило особенно приподнятое настроение. Сейчас комсомольцы-связисты соединят наше далекое селение со столицей. Гризодубова взволнованно диктует:

- От имени экипажа благодарю партию и правительство за помощь и заботу о нас…

Из Москвы заботливо расспрашивают Гризодубову о состоянии здоровья экипажа.

- Я и Осипенко здоровы. Состояние здоровья Расковой удовлетворительное, - отвечает Гризодубова.

Командир самолета «Родина» спешит передать рапорт о завершении перелета и выражение искренней благодарности за проявленную заботу товарищу Сталину и руководителям партии и правительства.

Затем она рассказывает о том, как протекал перелет. Полет из Москвы на Дальний Восток проходил в сложнейшей метеорологической обстановке. Долгая осенняя ночь усугубила трудности перелета. Летчицам приходилось вести свою машину над облаками, порой поднимаясь до высоты 6-7 тысяч метров. Посадку им пришлось совершить, когда вышел весь запас горючего, - обходя циклоны, самолет вынужден был значительно отклоняться от первоначально намеченной трассы.

Места, пригодного для посадки, поблизости не было. Пришлось садиться на болотистой местности, которая была, однако, наилучшей площадкой, какую только можно было выбрать в этом районе. Когда самолет шел на посадку, было уже 17 часов 41 минута вечера. Невзирая на труднейшие условия, летчицам удалось приземлиться без малейших повреждений.

Парашютисты капитан Полежаев и старший лейтенант Еремин, которые опустились 4 октября у самолета «Родина», осмотрели барографы. Они были в полной сохранности. Здесь же, на месте, тт. Полежаев и Еремин составили акт по всем правилам Международной Авиационной Федерации (ФАИ).

Дни, проведенные летчицами в тайге, до того, как их нашли летчики, были, конечно, не легкими днями. Экипаж самолета «Родина» подвергался даже нападению диких зверей. Но мужественные летчицы не теряли присутствия духа и хладнокровно ждали, пока к ним придет помощь.

Тов. Гризодубова передает, что участницы экипажа «Родины» горят желанием возможно скорее прибыть в столицу, чтобы лично рапортовать о завершении своего перелета руководителям партии и правительства. Поэтому она высказывает пожелание перелететь из Керби в Комсомольск на самолетах, вместо того, чтобы ехать на катерах…

…За окнами аппаратной давно уже синеет ночь. Чувствуется, что Гризодубова сильно утомлена. Переговоры со штабом перелета, длившиеся около часа, закончены. Командиру самолета «Родина» задают вопросы по прямому проводу представители московских газет. Ответив на несколько вопросов, тов. Гризодубова просит сообщить, что она не сможет сегодня продолжить разговор.

Сейчас наше селение погрузилось в тишину. Мужественный экипаж самолета «Родина» впервые после вылета из Москвы отдыхает под кровлей дома, в теплой комнате. Покой летчиц никто не тревожит. Сегодня утром, в 10 час. 30 мин., они втроем придут в аппаратную, чтобы провести беседу по прямому проводу со своими родными, которые будут у аппарата в столице…

Отважные летчицы предполагают выехать из Керби в Комсомольск сегодня.