Вчера, 25 сентября, на сцене Волковского театра состоялся вечер современного балета. Это если сказать сухо. Это большое событие. Во-первых, ярославская публика очень редко имеет возможность наслаждаться эстетикой классического танца – своей труппы у нас, к сожалению, нет. Во-вторых, балет – это и музыкальное произведение, так что - самая серьезная проверка новой акустики и звукового оборудования театра. В-третьих, танцевал Московский музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко – одна из лучших балетных трупп мира. И в-четвертых, имя постановщика – Начо Дуато – это знак «высшего пилотажа» любой современной балетной постановке. Испанский танцовщик и балетмейстер работал с крупнейшими балетными труппами мира, Кавалер французского Ордена искусств и литературы, обладатель множества международных наград, руководитель Берлинской оперы. И вот его балет – на ярославской сцене. Это, действительно событие, выбивающееся даже из внушительного созвездия нынешнего фестиваля.
Отдельно нужно и сказать о том, кто привез это событие в наш город – Игорь Зеленский. «Зеленский» - это бренд. Как танцовщик – премьер 14-ти крупнейших современных трупп мира, как художественный руководитель – молодой, строгий, бескомпромиссный. В общении – милейший человек.
- Я – жесткий, но справедливый, - улыбается Игорь Анатольевич на вопрос о стиле его руководства. – Это школа, по-другому нельзя.
Перед спектаклем Зеленский все-таки проговорился журналистам, что ярославцев ждет подарок. Дело в том, что в афише значилось два одноактных балета – «В лесу» и «За вас приемлю смерть». Но труппа решила бонусом показать третий – «Первая вспышка» на прекрасную музыку Сибелиуса.
Этим балетом и открылся вечер. Нордическая музыка Яна Сибелиуса, цветовые вспышки и изумительная, мелодичная пластика гуттаперчевых тел – все это вводило в художественный транс, и ярославская театральная публика, в основном, так редко видевшая балет вживую, тем более балет современный, буквально срослась с биноклями и на полчаса застыла. А после небольшого антракта – природная лирика Вила Лобоса и Тисо в пасторальных танцах «В лесу». Описывать танец, рисовать музыку, рассказывать картину – невозможно. Ощущение, переживание, наслаждение, особенное коллективное – таких чувств не даст ни один суперэкран. Только тут начинаешь немного жалеть, что в Ярославле нет оркестровой ямы и это волшебство идет под фонограмму, хотя и почти идеальную. И кодой – балет «За вас приемлю смерть» на музыку неизвестных композиторов средних веков, случайно найденную Дуато где-то в архивах…
Никогда, наверное, старинные стены Волковского не видели выходящую публику такой молчаливой и очарованно-романтичной.
Теперь Зеленский задумывается над тем, чтобы подарить Ярославлю оперу. Но это будет сложнее – придется долго размышлять о том, как можно подать спектакль из сотни персонажей на отнюдь не оперной Волковской сцене.